Литературное чтение на тему: Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»

Урок по литературному чтению 2 класс учитель: Ерусалимская Ирина Юрьевна

Тема, дата
Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»,

Тип урока
открытие новых знаний


Дидактическая задача

Содействовать   формированию у учащихся  представлений об особенностях авторской сказки, развитию умения размышлять о характере и поступках героя;



Задачи на урок:
-формирование приёмов понимания текста;
-формирование умения отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;


1.Личностные
– учиться высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.



2.Метопредметные:

-познавательные
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;




-регулятивные
– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;




-коммуникативные

- реализовывать потребность в общении со сверстниками;
- допускать существование различных точек зрения;
- договариваться, приходить к общему решению;



3.Предметные
-литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом;
- основные качества полноценного чтения (правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность).




Ход урока
Структура урока (серия учебных ситуаций)
Деятельность учителя
(характеристики)
Деятельность учащихся (характеристики)
Формируемые УУД

Организационный момент.
Добрые пожелания, пожелать друг другу удачи;
Подготовка класса к работе.

Личностные: формирование положительного отношения к друг другу.

1.Самоопределение к деятельности.

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие с Афанасием в мир сказочных человечков.
- Давайте вспомним их.
- Молодцы, вы назвали всех героев. А кто вспомнит, в какой стране мира появился каждый из них?
Сегодня мы познакомимся еще с одним волшебным человечком: «Стоит ему только нажать кнопку на животе, как у него за спиной тут же начинает работать хитроумный моторчик».
- О ком же идет речь?

Дети называют героев прочитанных ранее произведений, его название и автора: Туве Янссон – Финляндия, Дж.Толкин – Англия, А.Милн – Англия, А.Толстой - Россия, Дж.Родари - Италия











Предположения детей



Предложения детей о Карлсоне






Личностные: формирование положительного отношения к познавательной деятельности.

2. Актуализация опорных знаний.


– Конечно же. Карлсон, который живет на крыше.

Вам известно имя сказочника, который придумал этого героя?
В какой стране жил автор?

- Кто уже знает, о чем пойдет речь на уроке и может назвать тему?

- Какова цель сегодняшнего урока?

2. Это замечательная шведская писательница, которая сумела придумать Карлсона и рассказать его историю. Мы с вами отправимся в небольшое путешествие, в то время, когда Астрид Линдгрен была еще неизвестной всему миру.

- видео ролик из истории А. Линдгрен (3 минуты)

Скажите, откуда родом была Астрид Линдгрен?
- Почему Астрид Линдгрен начала писать свои произведения?



- Какой подарок она сделала своей дочке на день рождения?
- Знаменитая писательница считается одной из наиболее известных детских писателей всех времен и народов.
Юная Астрид Линдгрен была поражена тем, как книга может погрузить в волшебный мир сказки.
Астрид Линдгрен замечательно владела магией слова, казавшейся тогда для неё волшебной.
Была награждена литературными премиями, одна из которых премия имени Г. Х. Андерсена.
Вот такой была шведская писательница Астрид Линдгрен. (ФОТО)


Высказывания детей


Дети формируют тему и цель урока под руководством учителя

Знакомство с произведением Астрид Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше»
Познакомиться с героями сказки























Швеция
У нее родилась дочь, которая любила во время болезни слушать интересные истории, благодаря чему Астрид Линдгрен и придумала своего первого персонажа.

Написала первую свою книгу «Пеппи – длинный чулок»



Личностные: проявление интереса к учебному материалу.









Познавательные УУД: общеучебные – понимание вопроса, построение ответа в соответствии с ним; логические –умение строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте.




















Регулятивные УУД: Формулирование учебной задачи, целеполагание.
Коммуникативные УУД: умение в коммуникации строить понятные для партнёра высказывания.

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

1.А Афанасий уже зовет нас скорей отправляться в сказку и поближе познакомиться с ее героями.
(На экране сказочная страна Швеция и Афанасий)

- Кто напомнит всем ребятам цель нашего урока?


- А Карлсон – положительный герой, или отрицательный? Кто как считает?


- Где будем искать ответы?
- Кто или что нам поможет?

Узнать, кто такой Карлсон? Что это за герой? Почему Карлсон – герой сказки, что в нем необычного?








дети предлагают всевозможные варианты.




В учебнике
Учитель, книга, одноклассник

Личностные: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

Познавательные УУД: общеучебные –осуществление поиска информации для решения познавательной задачи; выполнение учебных действий, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – осуществление сравнения, анализа и синтеза изучаемых объектов; установление причинно-следственных связей.


Постановка учебной задачи.

- Что мы будем делать, чтобы ответить на эти сложные вопросы, решить проблему?
2. Открываем учебники стр. 159. Прочитайте название произведения.
О чем нам говорит название?
-Верно, мы будем читать произведение о Малыше и Карлсоне.
- Скажите, данное произведение сказка?
- А это сказка народная или авторская? Почему?
Вспомните, а что же значит, сказка?

- А почему автор назвал произведение не «сказка», а «сказка – повесть»?
(учитель показывает книгу)
- А читать будем целое произведение?
Верно. Это отрывки из основных частей произведения о Карлсоне и Малыше.

Необходимо прочитать произведение











Да

Есть автор
Сказка - вымышленный мир, в котором добро противостоит злу, а герои подвергаются многократным испытаниям.







Очень большая.


Нет, произведение очень большое.

Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения; умения задавать вопросы; учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Работа с текстом произведения во время чтения
























Постановка проблемы

Прочитайте первый абзац.
Найдите слово, которое автор употребляет чаще всего?
-С какой целью автор 6 раз употребляет слово «обыкновенный»?
Все эти события могут случится с любым из нас, с каждым.
Что Вы еще заметили после прочтения этого фрагмента?
-Почему у брата и сестры Малыша есть имена (Боссе, Бетан), а у нашего героя нет?

Так как Малыш живет в самой обыкновенной семье, то и мальчик обыкновенный, и неважно как его будут звать.
А еще имя «Малыш» подчеркивает, что он самый младший. А в сказках приключения часто происходят именно с самыми младшими героями. (Крошечка – Ховрошечка, Мальчик –с- пальчик)
А можно ли считать Малыша « самым обыкновенным» мальчиком?
Докажите.
Прочитайте 2 абзац текста.



Чтение 1 абзаца самостоятельно

Ответы детей

Высказывания детей









Ответы детей.



Ответы детей.











Самостоятельное чтение

Мальчик лет семи, с голубыми глазами, немытыми ушами, разорванными коленками на штанишках – это описание самого простого, обыкновенного мальчишки.

Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (Познавательные УУД);
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
(Коммуникативные УУД);

Выход из проблемной ситуации

Каким нам описывает его автор?
Неужели в самом обыкновенном мальчишке не может быть чего – то необыкновенного?
Самые обычные дети часто попадают в необычные ситуации и участвуют в разных приключениях. Дети любят фантазировать, воображать что-то. А в мире фантазии могут происходить любые чудеса.

С Малышом мы познакомились, дальше – встреча с Карлсоном.

- где мы впервые встречаем его?
(иллюстрация на стр.159)
- Расскажите о Карлсоне по рисунку.



А теперь прочитайте, как его описывает Астрид Линдгрен?
Стр.160, 3 абзац.





- Совпало описание автора с вашим?
Автор очень точно, умело описывает героя.

предположения детей





Ответы детей – на иллюстрации








Маленького роста, толстый, светловолосый, с пропеллером на спине и кнопкой на животе,




Самостоятельное чтение 3 абзаца
Маленький толстенький самоуверенный, умеет летать. Стоит ему только нажать кнопку на животе, как у него за спиной тут же начинает работать хитроумный моторчик. Летает словно какой-нибудь директор.


Ответы детей


Учатся оформлять свои мысли в устной форме
(Коммуникативные УУД);
Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД)





































Физминутка
Организует проведение физ.мин.
Вновь у нас физкультминутка . Наклонились, ну-ка, ну-ка, Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись Разминаем руки, плечи Чтоб сидеть нам было легче Голова устала тоже, Так давайте ей поможем Вправо, влево, раз и два Думай, думай голова Хоть зарядка коротка Отдохнули мы слегка

Повторяют движения за учеником

Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья



Работа по тетради
в парах


Мы уже знаем, как выглядит Карлсон, выполните задание в рабочей тетради на стр.22 №2

-Найди в тексте, из каких деталей складывается портрет Карлсона. Выпиши.
Проверка задания
(проверь выполнение с соседом по парте)
Выполнение (дети выполняют задание, затем зачитывают ответы в слух – самопроверка)







Проверка в паре
Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
(Коммуникативные УУД);

Работа по учебнику после прочтения



А где живет Карлсон?
Прочитайте последний абзац


Так кто же такой Карлсон?



А сколько ему лет?

А почему он встретился и смог подружиться именно с Малышом, а не со взрослым?
Малыш – фантазер, мечтатель, может увидеть в обычных вещах что-то чудесное.

Ответы детей


Карлсон – не совсем обыкновенное существо, которое живет на крыше самого обыкновенного дома.

Не указано, но он уже взрослый


Ответы детей


Уметь анализировать степень выразительности чтения
(Познавательные УУД)
Понимать на слух содержание произведения
(Коммуникативные УУД);
Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).



Мы с вами прочитали 1 часть и познакомились с двумя героями.
Можно ли считать, что это главные герои?

Почему Малыш и Карлсон обязательно должны были встретиться?

Верно.
Наши герои похожи:
В душе фантазеры, мечтатели
Нет друзей
И они дополняют друг друга:
Карлсон – шалит, Малыш – всегда спокоен;
Карлсон - отчаянный, беспечный,
Малыш – рассудительный.
А как Малыш относится к своему новому другу?

А как они познакомились?
Давайте с вами это узнаем.
Далее учитель читает 2 часть.
Как автор описывает встречу Малыша и Карлсона?


В какой момент Карлсон появился в жизни Малыша?

Заветная мечта Малыша? Почему?


А можно ли назвать Карлсона воображаемым другом?
Да, мы знаем как их зовут, автор их подробно описывает.















Они похожи , они оба одиноки
















Догадки детей
Дети следят за чтением учителя

Ответы детей (Карлсон пролетал мимо окна комнаты Малыша)

Когда Малыш себя чувствует одиноким и ненужным



Чувство одиночества и ненужности. У него не было друзей


Да, ведь он появился только тогда, когда Малыш грустил, Карлсона не видят и не замечают взрослые.
Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД);
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД).

4. Рефлексия деятельности.
Подведение итогов.
Мы прочитали с вами отрывок из произведения А.Линдгрен.
Вспомните тему урока, цель.
На какие вопросы дали ответ, достигли цели?
Каким увидели Карлсона? Малыша?
Почему герои смогли подружиться?
А у Вас мог бы появиться такой друг, как Карлсон? Почему?
Какой ты?


Ответы детей.

Подводят итог своей работы, формулируют конечный результат, способы достижения поставленной задачи.

Познавательные УУД: общеучебные –осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Регулятивные УУД: осуществление контроля по результату; Коммуникативные УУД: адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

5.Домашняя работа
Чтение произведения по учебнику стр. 159-169
Рабочая тетрадь стр.23 №4


Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой



15