Литературная гостиная по творчеству Б. Окуджавы


Учитель: Б. Окуджава – основоположник направления авторской песни. Творческое наследие поэта, переводчика, прозаика, драматурга, композитора и исполнителя авторских песен Булата Шалвовича Окуджавы воистину огромно. Он изъездил со своими концертами весь мир, выступал в Болгарии, Австрии, Великобритании, Венгрии, Австралии, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Франции, ФРГ, Польше, США, Финляндии, Швеции, Югославии и Японии . Но для людей 60-80-х годов он прежде всего поэт. Окуджаве принадлежит более 800 стихотворений. Многие стихи у него рождались вместе с музыкой, песен насчитывается около 200.
Вопрос: Чему учат песни Б. Окуджавы?
Николова Маша: В середине пятидесятых годов негромкий голос Окуджавы, его обаятельные, добрые, полные иронии песни покорили слушателей. Но Булат Шалвович не только бард, он великолепный поэт и прозаик. Родился он 9 мая 1924 года в Москве, в семье партийных работников. Жил в доме на Старом Арбате.После расстрела отца и ареста матери Булат был близок к безумию. Ведь он рос << фантастически красным мальчиком >>, распевал революционные стихи и романы, и ему не верилось, что страна могла так ошибиться. Тётке Булата пришлось даже на некоторое время выдумать версию о том, что родители не арестованы, а отправлены на Запад с секретным заданием. После ареста родителей Окуджава возвратился в Москву, где вместе с братом воспитывался у бабушки. В 1940 году он переехал к родственникам в Тбилиси.
Федоренко Анна: Как почти все в детстве и отрочестве, писал стихи, которые очень нравились тёте и дяде. И вот, когда Булату было 12 лет, дядя сказал: << А почему у тебя нет ни одной книги твоих стихов? У Пушкина столько их было, у Безыменского. . . А у тебя ни одной. . .>>. И Булат пришёл в Союз писателей.
<<Стояла чудовищная тягучая жара, в Союзе писателей никого не было, и лишь один самый главный секретарь, на моё счастье, оказался в своём кабинете. Он заехал на минутку за какими-то бумагами, и в этот момент вошёл я.- Здравствуйте, - сказал я.- О, здравствуйте, здравствуйте,- широко улыбаясь, сказал он. – Вы ко мне? Я кивнул. - О, садитесь, пожалуйста, я вас слушаю!Я не удивился ни его доброжелательной улыбке, ни его восклицаниям и сказал:- Вы знаете, дело в том, что я пишу стихи . . . - О! – прошептал он.- Мне хочется . . . я подумал: а почему бы мне не издать сборник своих стихов? Как у Пушкина или Безыменского . . . Он как-то странно посмотрел на меня. Теперь, по прошествии стольких лет, я прекрасно понимаю природу этого взгляда, и о чём он подумал, но тогда . . .Он стоял не шевелясь и какая-то странная улыбка кривила его лицо. Потом он слегка помотал головой и воскликнул:- Книгу? Вашу?! . О, это замечательно! .. Это было бы прекрасно! – Потом он помолчал, Улыбка исчезла и он сказал с грустью:- Но, видите ли, у нас трудности с этим . . . с бумагой . . . это самое . . . у нас кончилась бумага . . .её, ну, просто нет, финита . . .- А-а-а, - протянул я, не очень-то понимая, - может быть, я посоветуюсь с дядей? Он проводил меня до дверей.Дома за обедом я это всё рассказал, и дядя для этого дела выделил мне два килограмма бумаги. На следующий день я побежал в Союз писателей, но там никого не было. И тот, самый главный, секретарь тоже, на его счастье, отсутствовал>>.
1)Военная тема .
Николова Маша: С четырнадцати лет Булат подрабатывал статистом и рабочим сцены театра, работал слесарем, а в начале Великой Отечественной войны – токарем на оборонном заводе. В 1942 году девятиклассник Окуджава добровольцем ушёл на фронт. Служил в запасном миномётном дивизионе, затем после двух месяцев обучения был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был миномётчиком, под Моздоком получил ранение, после госпиталя служил радистом тяжёлой артиллерии.Самым тяжёлым и страшным днём своей жизни Окуджава называл первый день на передовой. Когда он, семнадцатилетний, вдруг осознал всю слабость и уязвимость человека. И когда до него дошло, что жизнь человека, оказывается, ничего не стоит, всё в нём взбунтовалось, и дальнейшую жизнь он посвятил тому, чтобы спорить и доказать, что человеческая жизнь – это самое – самое главное! Он доказывал это всё время : песнями, стихами, прозой – всей силой своего исключительного таланта. Петрова Таня: Песня << Ах, война, что ты, подлая, сделала >>
Федоренко Аня: – Булат Шалвович писал : << Война – вещь противоестественная, отнимающая у человека природой данное право на жизнь. Я ранен ей на всю жизнь и до сих пор ещё часто вижу во сне погибших товарищей, пепелища домов, развороченную воронками землю, я ненавижу войну . . .Потом уже, впоследствии, когда я стал писать стихи, первые мои стихи были на военную тему. Много было стихотворений – из них получились песни . . . Из некоторых. Это были в основном грустные песни. Потому что, я вам скажу, ничего весёлого в войне нет>> .
Николова Маша: –Говорить о войне, как большинство фронтовиков он избегал и с ветеранами общался крайне редко. С однополчанами он встречался всего дважды в жизни – в 1950 и 1970 годы, и оба раза с большим трудом находил темы для разговора. Он избегал петь на концертах песни военной тематики. – Войне и смерти противопоставляет Окуджава людское братство. В балладе <<Король>> он воспел бессмертие обыкновенного арбатского мальчишки Лёньки Королёва, который << кепчонку, как корону, набекрень и пошёл на войну >> , погиб в боях, но навсегда остался в памяти людей, в жизни московских улиц и дворов.
Кожевникова: стихотворение << Баллада о Лёньке Королёве >>
Федоренко Аня: Всенародный любовью пользуются песни Окуджавы о войне. Некоторые из них напоминают по форме и звучанию фронтовой фольклор военной поры, например, песня << отдельного десантного батальона>> к кинофильму <<Белорусский вокзал>> или << Бери шинель, пошли домой>> из кинофильма<<От зари до зари >> . Поэт скажет <<Мы все войны шальные дети: и генерал, и рядовой>>, - но свои стихи и песни о войне он посвящает прежде всего её рядовым участникам, незаметным и негероическим внешне, но сохранившим доброту, милосердие, любовь. Поэт ценит в них << скрытую теплоту патриотизма >>.
Санникова Настя: «А мы с тобой, брат, из пехоты»
Петрова Лиза: «Земля изрыта вкривь и вкось»
Семенин Данил: «От войны войны не ищут»
Соколовская Женя: «Ангел»
Чумичева Катя: «Джазисты»
2) Послевоенная жизнь.
Николова Маша: После войны Окуджава поступил в Тбилисский государственный университет. Получив диплом, в 1950 г. начал работать учителем – сначала в сельской школе в селе Шамордино Калужской области и в районном центре Высокиничи, затем в Калуге.В 1955 году, под впечатлением от возвращения матери из лагеря, Булат Окуджава вступил в КПСС, работает в издательствах, редакциях газет и журналов, выпускает сборник стихов . Но известность пришла к Окуджаве, когда он обратился к авторской песне.
Федоренко Аня: -60-е годы, время <<оттепели>>. Именно в это время возникает новый жанр –авторская песня . . . Как возникла она, что означает этот термин . . . Попробуем найти ответ на эти вопросы. Поэтический <<бум >> времен <<оттепели>>, всплеск интереса к поэзии, к лирике нашел выражение и в явлении так называемой << авторской песни>>. Название это условно и подразумевает творчество << поющих поэтов>>, сочетающих в одном автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Главным в << авторской песне>> является стихотворный текст, которому подчинены и музыка, и манера исполнения. Поэтому словесная сторона принадлежит области художественной литературы. Авторская песня стала общественным движением 50-90-х годов 20 века, существует она и сегодня. Но пиком развития стали годы <<оттепели>>, когда в противовес официальной советской песне чуть не вся страна слушала и пела песни <<неофициальные>>, соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы, песни, обычно простые по смыслу, заложенному в стихотворный текст. Это песни Б. Окуджавы, А. Городницкого, А. Галича, Н. Матвеевой, Ю. Визбора, Е. Клячкина, В. Высоцкого, Ю. Кима и многих других. Они поются и сегодня в дружеских компаниях, у костра, в походах, геологических экспедициях, в неформальной обстановке. Эта << неформальность >> авторской песни и составляет главную притягательную силу.
Нестеренко: «Братские могилы» (Высоцкий)
Николова Маша: В одной статье я прочитала, что <<Окуджава учил людей “ искусству кройки и шитья”>>. И сам, как неутомимый портной, он стежок за стежком терпеливо сшивал бесконечно рвущуюся эпоху>>своей негромкой, но мелодичной и задушевной лирикой. Очень сложно во времена политических поворотов и постоянном изменении ценностей «сшить» то, что будет цениться в веках, без чего невозможно существование человеческое. Это любовь, это непрестанное движение вперед, это свобода.Окуджава оставил одно стихотворение, в котором написал, какими он хочет видеть людей:
Белова Лиза: «Пожелание друзьям» Ю. Трифонову
Давай восклицать, друг другом восхищаться. Высокопарных слов не стоит опасаться.Давайте говорить друг другу комплименты -Ведь это все любви счастливые моменты.Давайте горевать и плакать откровенно.То вместе, то поврозь, а то попеременно. Не нужно придавать значения злословью.Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.Давайте понимать друг друга с полуслова,чтоб ошибившись раз, не ошибаться снова. Давайте жить, во всем друг другу потакая.Тем более, что жизнь короткая такая.
Федоренко Аня: В 1961 году Окуджава уходит со службы и целиком посвящает себя свободному творчеству. Драматург Александр Володин пишет : Я увидел его в компании московских поэтов. Он поставил ногу на стул, начал. Что начал? Потом это стали называть песнями Окуджавы. А тогда еще было непонятно, что это. Как назвать? Окуджава уехал в Москву. А я рассказывал и рассказывал о нём, пока директор Дома искусств не полюбопытствовал, что это были за песни. Я изложил их своими словами. И вскоре в ленинградском доме искусств был запланирован первый публичный вечер Окуджавы. Я обзвонил всех, уговаривая прийти.- Что, хороший голос? –спрашивали меня-Не в этом дело, он сам сочиняет слова!-Хорошие стихи?-Не в этом дело, он сам сочиняет музыку!-Хорошие мелодии?-Не в этом дело!
Перед тем, как я должен был представить его публике, он попросил : «Только не говорите, что это песни. Это стихи».
Николова Маша: Появляются известность, слава, народная любовь . . . Он становится востребованным автором-исполнителем. Пишет сценарии фильмов «Верность», «Женя, Женечка и Катюша», его песни звучат в «Белорусском вокзале», «Белое солнце пустыни».
Авторское исполнение песни «Ваше благородие, госпожа удача»
3) Арбатская тема
Федоренко Аня: . . . Душа Москвы – Арбат . . . Здесь жили А. Рыбаков, Б. Окуджава, М. Цветаева, снявшая квартиру в доме, расположенном в Борисоглебском переулке и М. Булгаков, считавший себя жителем Пречистенки, на Арбате родился генералиссимус Суворов, в доме с мезонином на Молчановке ( в еще одном арбатском переулке) пролетала юность М.Лермонтова, в молодости жил в этом районе Л. Толстой (многие сцены из «Войны и мира» происходят именно здесь), на Арбате неоднократно останавливался И. Бунин, который замечал, что «здесь в старых переулках за Арбатом совсем особый город . . .»
Николова Маша: Арбат средневековый . . . Он считался окраиной, поэтому и назвали его заезжие арабский купцы «арбадом», то есть пригородом.В 18 веке в этот неприметный район уезжали дворяне, получившие «вольность», завершившие службу при дворе, вышедшие в отставку. Они скупали здесь земли у местных владельцев и строили усадьбы. Арбат постепенно их окраины превращался в район аристократический, где проживали самые известные фамилии империи: князья, графы, потомственные дворяне, из их среды вышли многие писатели, ученые, полководцы, государственные деятели, первое поколение революционеров-декабристов. На Арбате перелились жизнь прошлая и нынешняя, реальность и художественная правда, все то, что отражено в картинах, романах, описано в мемуарах. Никем не зафиксирован тот день, когда на улицу вышел с мольбертом первый художник, за ним потянулись другие. Никто не запомнил, когда явился сюда бард с гитарой, поэт, решивший стать на ступеньку крыльца закрытого кинотеатра и прочесть свои стихи. Кому-то пришла в голову идея выставить на стене забора, окружившего опустевший дом, картину, написанную на глазах прохожих.
Тюкалова Яна: Стихотворение «Песенка об Арбате».
Это лирическое произведение написано в 1959 году, когда одна из центральных улиц Москвы стала Вселенной для поэта, музыканта Б. Окуджавы и его лирического героя, Вселенной, где жило искусство: поэзия, живопись, музыка, где каждый человек был свободным, прекрасным, талантливым, чутким к чужой беде.
Федоренко Аня: Старый Арбат ожил. Здесь рисуют, танцуют, поют, читают стихи, ораторствуют. Москва получило место, где тысячи людей могут общаться друг с другом, узнавать художественные новости, слушать еще не изданные стихи, музыку, не успевшую прозвучать в эфире. Автором песен, стихов, картин не нужно эстрад, музеев, им достаточно того, что их услышат и увидят на улице тысячи людей, ведь Арбат по своей вместимости может соперничать с любым самым крупным залом.
Николова Маша: В массовом представлении – и в России, и за рубежом – творчество Окуджавы неотъемлемо от воспитания Арбата. И если на становление, то оформление мифа об Арбате, его месте в истории и культуре России связывают с именем и творчеством Булата Окуджавы. Им необычайно обаятельно изобретен Арбат; его признают певцом Арбата. Булат Шалвович пел так, как жил. Как может петь человек, родившейся на Арбате, прошедший войну, работавший сельским учителем в Калужской губернии . И музыка была простая (три гитарных аккорда), и слова будничные, обыкновенные, и голос негромкий. Но его песни обращены к людям, посвящены погибшим за веру и любовь ради спасения человечества.
Федоренко Аня: Окуджава создал свой особый художественный мир, в котором живут его герои, - Арбат. Он, в отличии от официального центра, Красной площади и Кремля, был неофициальным ядром столицы, неформальным центром. Поэт подчеркивал «реальность Арбата, его бытовую обыкновенность: арбатский двор был создан по законам вечной прозы, арбатские пешеходы – «люди невеликие» . Но именно такой повседневный Арбат становится у Окуджавы центром мира. Он призывает:
Живописцы, окуните ваши кистиВ суете дворов арбатских и в зарю.
И Арбат преображается, видится театрально ярким и пестрым, местом, где вершатся судьбы, где значителен каждый: и «комсомольская богиня, и Лёнька Королёв».
И у самых Арбатских ворот
Извозчик стоит, Александр Сергеевич прогуливается .Арбат, благодаря лирике Окуджавы, сделался символом мира, добра, человечности, благородства, культуры, исторической памяти – всего, что противостоит войне, жестокости и насилию . Булат Шалвович говорил: « Арбат для меня не просто улица, а место, которое олицетворяет Москву и мою Родину».
Окалин Денис: «Арбатский романс»
Вывод: Это стихотворение о человеческой жизни, о том, для чего мы живем. Пусть даже если все хорошо «и нет печали причин», надо задуматься, как дальше жить и что делать.
4) Тема творчества, судьбы человека
Николова Маша: Наиболее характерной стороной поэзии Окуджавы является изысканная простота. Ей чужды громкие фразы. Эти стихи – песни создают целый художественный мир, который принимает слушателя, и лечит, и радует, и успокаивает, и бодрит. Успех пришел к Окуджаве потому, что он обращался не к массе, а к личности, не ко всем, а к каждому в отдельности. «Мой дорогой», «а мы с тобой, брат», «давайте восклицать», «извините . . .», «знаете . . .». Именно в этих словах автор устанавливает со слушателем сердечные и доверительные отношения. Предметом поэзии в его мире стала обыденная, повседневная жизнь.Общечеловеческие понятия и чувства в поэзии Окуджавы одушевлены, и поэтому, читая его стихи, мы встречаем эти слова, написанными с большой буквы: Вера, Надежда, Совесть, Благородство, Любовь, Страдание. Самый любимый образ Окуджавы – Надежда. Верить и надеяться призывает он своих слушателей и читателей, заражая их эмоционально, сопереживая вместе с ними.
Девяткова Юля: «Я вновь повстречался с надеждою»
Федотов Дима: «Не бродяги, не пропойцы»
Савина Катя: «Мгновенно слово, короток век»
Журавлева Кристина: «Молитва»
Федоренко Аня: Учитель: В последние годы своей жизни Булат Шалвович Окуджава мало выступал с концертами. Реже писал. Одной из причин такого молчания была болезнь, но главной – внутренний кризис. В одном из последних стихотворений он сам писал «родина померкла». И вся страна, тоже пережившая кризис, и малая родина – Арбат, главная улица его жизни, чьё превращение в «приют новых русских» поэт переживает как личную утрату. Бывает так, что Судьба бесцеремонно вмешивается в наши планы. Об этом ( и об этом!) прекрасно сказал Пушкин: «… Предполагаем жить, и глядь – как раз умрём» (1834). Каждый человек (исключение составляют самоубийцы) до самого смертного часа «предполагает жить». Булат Шалвович Окуджава после операции на открытом сердце, сделанной ему в США, хорошо себя чувствовал и даже, как он сам со смехом рассказал на своем вечере в Иерусалиме (27 апреля 1995), перестал носить очки. Но глядь . . .
Николова Маша: Любовь, разлука, надежда, война, Москва, старый Арбат – вот темы его стихов и песен. Окуджаве верили, его голос мог поднять зал. Знаковой стала и смерть поэта – умершего вдали от родины: один из самых «русских» поэтов умер от одиночества вдали от России 2 мая 1997 года, в Париже. У Вероники Долиной, русской поэтессы, есть такая песня «Не пускайте поэта в Париж», а в ней пронзительная строчка «Не пускайте поэта в Париж, он поедет, простудится, сляжет,кто ему доброе слово скажет? Кто же здесь говорил, говоришь . . .» Кажется, будто она написана о Булате Шалвовиче . . .
Заключительное слово. Окуджава проповедует простые истины о любви, вере, дружбе, братстве, верности, милосердии. Оставался ли Окуджава верным этим принципам в жизни? Безусловно, да. Общественно-литературная репутация Окуджавы безукоризненная – он много раз выступал в защиту диссидентов, против многих несправедливостей.
Манера общения Окуджавы с читателями, слушателями – доверительно-исповедальная. Он не выступает, не исполняет, а беседует, разговаривает настойчиво и последовательно, но никогда не впадая в дидактичность, назидательность. Мелодия песни поэта – это не просто физический звук, это голос души, нравственный голос.
Федоренко Аня: «Новое утро»

Министерство здравоохранения Российской Федерации
Нижнетагильский филиал
Государственного бюджетного образовательного учреждения
Среднего профессионального образования
«Свердловский областной медицинский колледж»
«ДУША ПРЕКРАСНАЯ»
Литературная гостиная по творчеству
Булата Окуджавы
Подготовили:
Крюкова О.В., Мотина Е.В., Сонькина Л.П. – преподаватели русского языка и литературы
17 апреля 2015 г