Системно деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения


Тема: Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения.
Дермер Светлана Александровна,
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пикетинская средняя общеобразовательная школа»
Марьяновского муниципального района
Адрес: Омская обл., Марьяновский р-н, с.Пикетное, ул.Зелёная 39
Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу.
Общество неудовлетворенно постановкой образования, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности.
Вот почему в системе образования России началась масштабная инновация – введение Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО). Федеральный государственный стандарт второго поколения определяет модель ученика будущего. Ставиться вопрос об оптимизации обучения – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.
Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности.
Что же представляет собой учение как деятельность?
Термин «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» определяет любую активность, любую работу человека. Осмысленная и целенаправленная деятельность школьников по овладению знаниями определяется как учебная.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.
Поэтому учителям необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребнка мыслить, привить ему навыки практических действий.
Что же означает деятельностный подход?
Деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Моё педагогическое кредо – не просто научить, а научить ученика учить самого себя.
Цель моего обучения детей – дать ученику умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.
Как образно замечал Л.С. Выготский, «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направления собственного движения».
Основная идея моего опыта состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской или проектной деятельности. Они становятся маленькими учёными, делающими собственное открытие.
Моя задача при введении нового материала заключается не в том, чтобы всё наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Я организую работу детей так, чтобы они сами решали учебную проблему на уроке и сами объясняли, как надо действовать в новых условиях.
Для успешного протекания учебной деятельности необходим мотив, цель, конкретные действия и операции, контроль и оценка результата.
Сейчас я вам расскажу приёмы мотивации, которые я использую на уроках.
Приём «Задание, для выполнения которого не достаёт знаний»
Приём «Ситуация неожиданности».
3. Приём «Ситуация с удивлением».
Сущность такого условия, как выполнения учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний, хорошо раскрывает Г.А. Цукерман : «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности подвести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска».
Возникает необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения:
Подумать самостоятельно;
Понаблюдать;
Спросить у другого человека;
Посмотреть в книгах;
Посмотреть по телевизору;
Получить информацию из компьютера;
Провести эксперимент.
Считаю, что необходимо подчёркивать важность планирования любого дела и точное ему следование. Рекомендую ребятам высказать сначала свои предположения, попробовать самим ответь. Методы исследования, направляющие учеников к справочной литературе, к словарям, ресурсам интернета, позволяют мне решать новую для образования проблему: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия.
Вершина урока, когда ученики заряжены на активный поиск.
Умеющий учиться – это тот, кто умеет вступать в учебные взаимоотношения с любым источником знаний: с книгой, со знающим человеком и т. д.
Умение сотрудничать с учителем – начальный уровень развития умения учиться, который должен быть достигнут младшим школьником.
Для воспитания привычки «спрашивания» у учителя использую задания переворачивающие традиционную форму вопрос-ответ, которая существует между учителем и учащимися.
Я предлагаю задания когда вопросы должны задавать дети, а учитель – на них отвечать. Например на уроке обучения грамоте я загадываю букву русского алфавита, дети должны задать мне 7 вопросов, чтобы её отгадать, или задать 5 вопросов о слове, которое я загадала. Дети могут спросить о его составе, количестве слогов, части речи и т.д.
Детское сотрудничество культивирую особенно тщательно. С этой целью с детьми разбираем:
Как сесть за партой, чтобы смотреть на партнёра;
Как положить учебник, чтобы по нему было удобно работать.
Как помогать, как просить о помощи;
Как соглашаться, как возражать;
Когда споры необходимы, когда недопустимы;
Выполняя задания, ученик самостоятельно и по своему выражает понятое и представляет классу полученный продукт. Учащиеся испытывают чувства глубоко удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания всегда более прочные.
Рассмотрим фрагмент урока по математике.
Учащимся предлагается составить и решить различные примеры на деление с делимым 72. Постепенно на доске появляется запись:
72:2
72:3
72:4
Комментирую вычислительные приёмы, дети догадываются, почему не назван пример 72:5. Записывая под диктовку примеры 72:8, 72:9, задаю вопрос : «А здесь какими удобными слагаемыми представим число 72?» Этот «запутывающий» вопрос рассчитан на осознанный выбор вычислительных приёмов.
Воспроизведение знаний должно иметь творческий характер.
На уроках окружающего мира предлагаю выполнить следующие творческие задания:
Нарисовать плакат «Охрана воды» и составить под ним обращение к ребятам на тему «Берегите природу!»
«Если бы ты был президентом, какие меры по охране воздуха от загрязнения предпринял бы в первую очередь?».
Главное внимание я
также сосредотачиваю на создании условий, в которых каждый обучающийся видит сам и сам себя оценивает в сравнении с собой вчерашним. Это даёт возможность продемонстрировать успех в обучении, обеспечить эмоциональный комфорт в учебном процессе, стимулирующий на решение более сложных задач.
Так, на уроках обучения грамоте, после отработки навыков написания элементов букв, буквосочетаний, отдельных слов предлагаю подчеркнуть те начертания, которые особенно удались.
Работа и обобщение в паре «ученик-ученик».
Организовать такое общение позволяют тренинги. В тренинге главным действующим лицом является ученик. Каждый ученик получает карточку, которая содержит вопрос и три варианта ответа. Правильными могут быть один, два, а иногда и все три варианта. Ученик делает выбор и готовиться объяснять соседу, почему он так считает.
Далее принимается групповое решение, что является важным для корректировки личностных качеств. Потом слово предоставляется группе. Озвучивается верный вариант. В заключении каждый ученик сам оценивает свой результат.
Тренинг позволяет обучать детей ведению учебного спора, диалога.
Самооценка, которая является обязательной в тренинге, позволяет ребёнку учиться оценивать свои результаты, объяснять, почему он выполнял задание тем или иным способом.
Число заданий, построенных по принципу самоконтроля, постепенно увеличивается.
Развитию способности к самоконтролю способствует и работа с рубриками учебников «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибку» и др.
Способность к самоконтролю в учебной деятельности выступает как умение самостоятельно отслеживать собственный путь к достижению поставленной учебной цели, к результату.
Осознать свою деятельность и деятельность класса на уроке помогает рефлексия (итог) – 2-3 минуты.
Предлагаю учащимся вопросный план:
Какую задачу ставили на уроке?
Удалось ли решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применять новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Развивать у детей положительную самооценку призваны памятки для родителей.
5.Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Реализации данного условия способствуют вопросы и задания, связанные с их жизненным опытом и направленные на развитие рефлексии: «Как бы поступил ты? Почему?», «Вспомни, не было ли в твоей жизни такой ситуации? Расскажи об этом», «Вспомни те мысли из этого произведения, которые кажутся тебе важными для твоей жизни».
Возможность увидеть детям практическое применение полученных ими знаний предоставляет проектная деятельность.
6.Результативность, условия и возможность применения опыта
Использование деятельностного метода на уроках повышает качество знаний у учащихся и их учебную мотивацию.
Результатом являются:
Повышение качества успеваемости учеников.
Участие обучающихся в различных олимпиадах и конкурсах.
Повышение активности и самостоятельности обучающихся в познавательной деятельности.
Деятельностный подход в обучении создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.
В результате использования деятельностного подхода в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.
Деятельностный подход создаёт условия для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся и их личностного развития; для социальной и социально-психологической ориентации в окружающей действительности. Эти задачи решаются посредством совместной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников по решению системы взаимосвязанных учебных задач и опоры на внутреннюю мотивацию .Заключение
Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому.
Только при деятельностном подходе в обучении возможно решение задачи национальной образовательной стратегии – инициативы. «Наша новая школа» - развитие личности, раскрытие её способностей и подготовки к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.