Литературная гостиная по творчеству В. Высоцкого

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР,ПОСВЯЩЕННЫЙ ТВОРЧЕСТВУ В.ВЫСОЦКОГО “НИ ЕДИНОЮ БУКВОЙ НЕ ЛГУ”.
  Владимир Семенович Высоцкий
1 Ведущий Он не вошел, он буквально ворвался в искусство в начале 60-х годов. Это было время рождения русской поэзии, выплеснувшейся в массы. Именно тогда среди интеллигентов шли споры, кто важнеефизики или лирики?  
 2 ведущий Впрочем, пели и читали всеи физики, и лирики. И тогда же все увлеклись искусством бардов, сами поэты пели песни на свои стихи. Первыми были Булат Окуджава и Михаил Анчаров, за ними пришло поколение Юрия Визбора и Юлия Кима.
1 ведущий Следующим стал Высоцкий. Его голос зазвучал по всей стране. Он не просил, чтобы его слушали. Не повторял самого себя и не требовал стадиона. Он был личностью и гражданином. И несла его по жизни не волна, а совесть поэта-гражданина да романтическая вера в добро и душевную силу человека. Высоцкий был уникальной личностью. Он создавал стихи, песни своим сердцем, всей своей  совестью.
 Ученик Родился Владимир Высоцкий в 1938 году в семье офицера. Мать очень любила театр и с самых-самых малых лет каждую субботу водила сына в театр, видимо, это и сказалось на увлечении актерским мастерством. Ведь с детских лет Владимир декламировал стихи, участвовал в постановках, сам организовывал смотры, концерты. После войны он некоторое время жил в Германии с отцом и мачехой. В этой семье его очень любили, не меньше любила его и  мать, к которой он переехал в Москву. Здесь Владимир закончил школу и поступил в Московский строительный институт на механический факультет. Но очень скоро понял, что истинное призвание в другом.
 Ученик   Высоцкий выдержал конкурс в школу-студию МХАТ и после ее окончания стал работать в Московском драматическом театре им.Пушкина. Потом, когда в 1964 г. Открылся Театр драмы и комедии на Таганке под руководством Ю.П.Любимова, молодой актер пришел туда и  проработал в этом театре до конца жизни. Высоцкий не затерялся среди молодых талантливых артистов. Уже после первого спектакля«Павшие и живые» по пьесе В.РозоваВысоцкий вошел в число ведущих артистов театра. Люди ночами стояли за билетами, чтобы посмотреть актера в роли Галилея, Хлопуши, Гамлета.
Ученик Высоцкий играл двадцать пять-тридцать спектаклей в месяц, не чувствуя усталости. Во многих спектаклях он пел свои песни. Пел и вне сценыкинофильмах, на эстраде, перед огромной аудиторией или в дружеской компании.
Ученик Песенный его репертуар невероятно богат. Он включал и лирические миниатюры в медленном темпе, полные доброты, и сатирические вспышки, требующие резких тонов, огромной динамики, внутреннего напряжения. бешеных ритмов, стремительных взлетов.
Ученик Открытый, дуща нараспашку, он на самом деле не любил откровенничать о себе, не выносил, когда его к этому принуждали.
Песня «Я не люблю» летела в зал прямым признанием об этом.
      (Звучит запись песни «Я не люблю»).
1 Ведущий Стихи писать Владимир Семенович начал очень рано, он любил это занятие. Стихи, как говорится, «на случай»: кого-то поздравить или  посмешить. И только будучи студентом он стал класть их на ритмическую основу. Сам он говорил о своем творчестве:»Это вообще не песняэто стихи, которые исполняются под гитару Я занимаюсь авторской песнейсам пишу тексты, мелодии, сам исполняю.
 2 Ведущий Первые песнидань времени. Это были так называемые «дворовые». Городские песни, их еще называют «Блатными». В них он пел о тюрьмах, лагерях, заключенных Но эти песни у Высоцкого особенные. В них нет «блатной лирики»– нет воспевания воровской романтики.  Есть боль за сломанные души, есть тоска по свободе, есть непокорные и заблудшие, есть грязь обстоятельств и очищающая любовь. Да, они просты по форме, но это ли главное?
     (Звучит запись песни «За меня невеста отрыдает честно»)
Ученик Кем только ни представал Высоцкий в своей огромной песенной моноопере! За «Я», от имени которого звучали песни или стихотворение, вставали: альпинист-романтик, томящийся в ожидании летной погоды  пассажир «Аэрофлота», полотер, спринтер, которого заставили бежать длинную дистанцию, Ваня, которого едва он оказался у телевизора, «сейчас же тянет в магазин».
Ученик Многие песни написаны от личного местоимения «Я». Почему такВысоцкий тоже неоднократно объяснял:»Когда говорю «Я», меня часто упрекают в нескромности. Но это не так, не из-за того, что я все прошел и испытал на собственной шкуре. Самое главное!там есть мое отношение, мое рассуждение, мое мнение о том предмете, о котором я говорю с людьми Вот поэтому, мне кажется, я имею право говорить «Я».
 Ученик Главная тема всего творчества Высоцкогопоиск в жизни героического начала, тоска по нему, страстное желание увидеть его воплощенным. Он носил в себе этот подвиг, жил им:
         (Звучит песня «Горная лирическая»)
 Ученик Его творчество полно отваги. Однако эта отвага у Высоцкого имеет свой собственный смысл. Она имеет нравственный характер, она вызвана к жизни мечтой о рождении нового человека, с новой нравственной системой, в основе которой лежит жажда открытий и новых свершений. Высоцкий вообще к людям предъявлял высокие требования. Он мерил человека  вечными меркамисоотношением в его душе добра и зла. Но герою недостаточно не быть злым, не делать другим плохо. Это только середина нравственного выбора. Необходимо бороться, утверждая активное отношение к жизни.     Равнодушное и пассивное наблюдението же зло, порок, не меньший, чем подлость и предательство. Высоцкий всегда осуждал безразличных людей:                
 Ученик Так многие сидят в веках                
  На берегахи наблюдают              
   Внимательно и зорко, как                
 Другие рядом на камнях                
  Хребты и головы ломают               
  Они сочувствуют слегка 
  Погибшим, но издалека.
 1 Ведущий Но и герои-победители, и борцы не являются в поэзии Высоцкого «сверхлюдьми», они тоже совершают ошибки. Однако самое важное в том, что отношение к таким проявлениям в себевсегда отрицательное.              
Ученик  вырывается на волю               
 Второе в обличье подлеца,             
  И я борюсь, давлю в себе мерзавца 
 2 Ведущий Для  Высоцкого, для его героев всегда существовали понятия: Любовь, Зло, Доброта, Честь, Верность, и они неизменны, их невозможно  приспособить в угоду кому бы то ни было. В мире Высоцкого действуют раз и навсегда определенные ценности:
 Ученик   И вовеки веков, и во все времена  
                 Трус, предательвсегда презираем,                 
                   Враг есть враг,и война все равно есть война,                   
                     И темница тесна. И свобода одна                    
И всегда на нее уповаем,                      
                       Время эти понятья не стерло,                  
                         Нужно только понять верхний пласт.                                                     («Баллада о времени»)     
 1 Ведущий Все творчество Высоцкого есть борьба, преодоление трудностей, препятствий, неблагоприятных обстоятельств, а иногда, напротив,–комфорт. Преодоление совершается ради сохранения или обретения своего лица, достоинства, любви, правды, ради приобщения к Добру.    
2 Ведущий Один из наиболее ярких примеров «преодоления» у Высоцкого - знаменитая «Охота на волков». Известно, что она во многом возникла как реакция поэта на серию злобных статей против него в центральной прессе.    
(Звучит запись песни «Охота на волков»)
 Ученик Две основные темы сошлись в этом стихотворении: тема ограниченности свободы и ощущения предназначенности в жертву. То и другое состояние требуют преодоления. Это дает возможность познать себя, определить свое место. Рядом с “Охотой на волков»– не менее значимые:»Бег иноходца»,»Чужая колея»,»Горизонт»,»Надежда»,» «Натянутый канат и др.      И это многократно повторяющееся преодоление становится судьбой самого поэта.     Наиболее полно раскрываются возможности человека в экстремальной ситуации. Вот где испытание.                   
1 Ведущий Война. Это экзамен, который под силу пройти только мужественным, смелым, цельным людям. Тема войны –одна из главных в творчестве Высоцкого.Ей посвящено более полусотни стихов,песен:»Тот,который не стрелял»,»Всю войну под завязку»,»Песня о моем старшине»,»Высота»,»Сыновья уходят в бой» и другие. О войне он знал понаслышке она была у него» опытным полем» подвига и героизма, человечности и взаимопонимания.
2 Ведущий Он смотрел на нее так пристально и видел ее в таких точных психологических деталях, в каких мог увидеть ее не всякий участник и очевидец. Здесь работало искусството высокое искусство самопожертвования и самоотдачи, которое поднимает художника над знанием (или незнанием) действительности.Одно из лирических «военных» стихотворений Высоцкого«Он не вернулся из боя»:
   Ученик     Нам и места в землянке хватало вполне,  
                         Нам и время теклодля обоих.                         
                           Все теперьодному, только кажется мне
                           Это я не вернулся из боя.         
  Ученик Так мог написать поэт, обладающий   не только незаурядным мужеством, но и тонкой интуицией, доброта которого реализуется в сознании себя, прочно связанного с другими людьми, призванными пройти, как он, сквозь испытания жизни.         Высоцкий ощущал современность как непримиримую борьбу правды и лжи, добра и зла. В стихах с помощью символов, иносказаний Высоцкий выражал свое отношение к Родине, к происходящему.   Обличал лицемерие, двуличие:»Маски».  
 Ученик Кто-то узнавал себя. На концертах, исполняя те или другие песни Высоцкий старался не смотреть на первые ряды, так как там сидели «верхи», представители власти. При жизни о нем не говорили, не писали, не выпускали его диски, книги. Он жил в «подполье». И это угнетало его. Приходилось постоянно прорываться через запреты, доказывать, что ты можешь работать, что тебе есть, что сказать. Он жил всегда  «на взводе», «над пропастью».      
 Ученик В последние годы Высоцкий постоянно жил с чувством близкой смерти. И только физическим нездоровьем это чувство не  объяснить. Уже в ранних стихах у Высоцкого появилось осознание того, что «судьбу не обойти на вираже». Кроме того, к середине 70-х годов один за другим уходят из жизни близкие друзьяЕвгений Урбанский, Василий Шукшин, Леонид Енгибаров.  
 Ученик           Мои друзья ушли сквозь решето,                             
                               Им всем досталось Лета или Прана,– 
                                  Естественною смертию никто,               
                                   Всепротивоестественно и рано. 

1 Ведущий И все-таки судьба была выбрана и тем самым в главном предопределена.             
      Ученик                 Мой путь один, всего один, ребята,                                 
  Мне выбора, по счастью, не дано.
    2 Ведущий И он спешил, хотел успеть сделать побольше.             
      Ученик         Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!    
                                  Умоляю вас вскачь не лететь!              
Но что-то кони мне достались привередливые!              
                               И дожить не успел, мне допеть не успеть
    1 Ведущий  Поэт все равно успеет сделать главноедопеть, сказать современникам главное. И человек, и поэт Владимир Высоцкий успел сказать о главном своей поэзией, своей судьбой. Поэтому с такой уверенностью и прозвучало в одной из последних песен поэта. 
   Ученик   Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
                Мне есть чем оправдаться перед ним  
  2 Ведущий В заключение хотелось бы привести слова Булата  Окуджавы:«Высоцкий был поэтсо своей темой, своим голосом. В нем много было от природы, от Бога, это радовало его. Страдание было главным в его творчестве, страдание и способ его выраженияОн был очень одаренный человек».   «Ни единою буквой не лгу». Многие ли посмеют, точнее, многие ли имеют право подписаться под этими словами?