Классный час Мой край-родная Осетия

Управление образования пригородного района МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с. Ногир»

Тема “ Мой край- родная Осетия»


Классный час

Учитель: Кабисова Н.А.


с. Ногир


Тема «Мой край - родная Осетия»



Цели и задачи: Закреплять знания детей об особенностях жизни и быта древних осетин. Расширять и уточнять знания о воспитании детей в осетинских семьях. Систематизировать знания о нартском эпосе и устном народном творчестве. Закреплять представление о национальной символике. Развивать устойчивый интерес к познанию осетинской культуры. Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.
Предварительная работа. Беседы по теме, чтение осетинских сказок, чтение нартских сказаний, заучивание осетинских пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций по теме, прослушивание осетинских мелодий, разучивание танцевальных движений, подвижные и хороводные осетинские народные игры, заучивание считалочки на осетинском языке.

Оборудование. Иллюстрации: герои нартского эпоса, сакля, внутренняя обстановка сакли, древний аланский воин; флаг, герб, осетинская гармошка, аудиозапись осетинских мелодий и гимна, музыкальный центр, осетинские пироги.

Ход занятия.
Под плавную осетинскую мелодию дети входят в зал и садятся на стульчики.

Учитель: Северная Осетия – край белоснежных гор- великанов, солнечных долин, бурных рек, ледников и хвойных лесов.

Ребёнок: Снег сияет горный,
Манит вышина.
Там ныхас просторный,
А на нём сосна,
С диких скал свергаясь
Воет водопад,
С двух сторон сверкая
Ледники висят. («Всати» К. Хетагуров)

Учитель: Как красиво описал Коста Хетагуров уголок родной земли. В таком замечательном месте живет гордый осетинский народ. Вот как о своём народе говорит современный осетинский поэт:
« До конца своих дней
Благодарен судьбе
За то, что как птица свободный.
Я рождён на святой
Осетинской земле,
Аланов потомок я гордый.
Ребята, вы знаете, кто такие аланы?

Дети: Аланы - это древний осетинский народ, предки осетин.

Учитель: Вы знаете, как зародился этот народ? Давным – давно из Черноморских степей на Северный Кавказ пришли воинственные племена скифов и сарматов. Они постоянно между собой воевали. В конце концов сарматы победили скифов и захватили весь Кавказ. После этого прошло очень много времени. Сарматские племена Кавказа, Волги и Дона объединились и стали называться аланами. (иллюстрация) Аланы – прямые предки осетин. Они были высокие, стройные с тёмно – русыми волосами. Жили они, в основном, в горной местности. Осетинские поселения располагались на высокогорных скалистых местах для безопасности от нападений.

В те далёкие времена зародился нартский эпос. Нарты – это поэтическое название осетинского народа. В нартских сказаниях изображена жизнь древних осетин. Ребята, каких героев нартского эпоса вы знаете?
Дети: Батраз, Сослан, Шатана, Сырдон, Хамыц, Урызмаг

Учитель: Кто изображен этой иллюстрации? (Шатана) Кем была Шатана для нартов?

Дети: Шатана – мудрая женщина, все нарты шли к ней за советом. Она – волшебница, могла превращаться в молодую красавицу или старуху. Понимала язык зверей и птиц, могла вызвать бурю и снег. Шатана вырастила и воспитала Батраза и Сослана. Первая научилась варить осетинское пиво.

Учитель: А этого нартского богатыря вы узнаёте? (Батраз) Какой был Батраз?
Дети: Батраз – это железный человек. Он очень сильный, отважный и непобедимый. Батраз всегда помогал нартам, защищал свой народ от врагов.

Учитель: Вот такие необычные люди были нарты. Нартский эпос – это великое произведение искусства. В нём воспеваются мужество и скромность, бескорыстная дружба, благородство, справедливость, любовь к родине и к своему народу.

Физминутка (на осетинском языке)
Къах лаууы, лаууы, лаууы! /стоят на месте.
Къах цауы, цауы, цауы! /идут по кругу.
Къахта зъгхорынц, згъхорынц, згъхорынц! /бегут.
Къахта кафынц, кафынц, кафынц! /танцуют.
О ма къахта! Гыццыл къахта! /садятся, обхватив ноги.

Учитель: Ребята, давайте вспомним, как жили древние осетины. Как назывались их дома, как они их строили? (Иллюстрации)
Дети: Дом назывался сакля. Строили её из камней без цемента. Одна сторона сакли пристраивалась к скале или к башне. Крыша сакли была плоской, на ней сушили зерно, сено или шерсть.

Учитель: Какое место в сакле считалось святым? (Иллюстрация)

Дети: Святое место в сакле – это очаг. Над огнём на цепи висел медный котёл. Очажная цепь называется «рахыш». Это священный предмет каждой осетинской семьи.

Учитель: Какой была традиционная обстановка в сакле.?

Дети: В сакле обычно стоял длинный диван – тахтин – с резной спинкой, круглый столик на трёх ножках – фынг, полукруглое резное кресло на трёх ножках, а на стене висел железный светильник. (Показ на иллюстрации)
Учитель: Какой посудой пользовались осетины?

Дети: Посуда была керамической, деревянной и медной. Это кувшины, рукомойники, пивные чаши и бокалы, блюда, тарелки, крюки для мяса, вилки, ложки

Учитель: Какие главные занятия были у древних осетин?

Дети: Осетины занимались скотоводством, земледелием, кузнечным делом.
Учитель: Раньше осетины жили большими семьями по 10-15 человек. В таких семьях было много детей и их воспитанию предавалось очень большое значение. Ребята, давайте вспомним, как воспитывались дети в осетинских семьях?
Дети: Дети до 6-8 лет бегали и играли все вместе.
Учитель: А в какие народные игры играли дети?

Дети: «Чепена», «Перетягивание каната», «Коршун и журавли».
Учитель: Мы с вами тоже знаем эти игры и играем в них. А как воспитывали детей после 8 лет?

Дети: После 8 лет девочек отделяли от мальчиков и учили помогать по дому, ухаживать за малышами. Девочек учили шить, вязать, вышивать, обрабатывать шерсть, играть на музыкальных инструментах и танцевать.

Учитель: Сейчас Регина прочтёт нам стихотворение на осетинском языке. А вы, ребята, послушайте, как необычно и красиво звучит осетинский язык.

(Регина читает стихотворение на осетинском и русском языках)
Ребята, а как воспитывали мальчиков в осетинских семьях?

Дети: С 12 лет мальчиков воспитывали мужчины. Их учили работать в поле, пасти лошадей, заготавливать дрова и сено, строить и ремонтировать дом. Мальчиков учили джигитовке и владению оружием, учили петь, танцевать, играть на арфе.

Учитель: Вот чему должны были научить взрослые своих детей. У осетин есть такая пословица «Лучше не иметь никакого потомства, чем иметь плохое потомство». Ребята, а какие осетинские пословицы и поговорки о воспитании вы знаете?

«Глаза неуча слепы»
«Ложь говорить стыдно»
«Умный в трудном деле не торопится»
«Люди друг с другом считаться должны»
«Человек создан для труда»
«За добро злом не платят»
«Человек захочет и на горной вершине цветы зацветут»

Учитель: Дети в осетинских семьях участвовали во все семейных и календарных праздниках и даже в религиозных обрядах, там они показывали, чему успели научиться. Мы тоже выучили несколько танцевальных движений. Сейчас нам Игорь Кабисов сыграет мелодию осетинского народного танца «Хонга» на осетинском народном инструменте – гармошке, а мы покажем, чему научились.

Танец – приглашение «Хонга»

Учитель: Ребята, мы уже сказали, как воспитывались дети в семьях, чему и как их учили. А ещё взрослые придумывали для своих детей сказки, которые передавались из поколения в поколение. Мы тоже читали эти сказки. Скажите, какие осетинские народные сказки вы знаете?
Дети: «Как мышь своему сыну невесту искала», «Что дороже? », «Золоторогий олень», «Волк, свинья и ворона», «Папаха».

Учитель: Что высмеивается в осетинских сказках?

Дети: Жадность, глупость, трусость, враньё, обжорство, лень.
Учитель: А какие человеческие качества воспитываются в сказках?
Дети: Ум, смекалка, смелость, дружба, сила, трудолюбие, справедливость, юмор.

Учитель: Народные сказки всегда поучительны для детей. Плохое всегда высмеивается и осуждается, а хорошие поступки героев всегда восхваляются и воспеваются.
Аланы были смелыми, сильными, отважными воинами. Но им было трудно защищать свои земли от многочисленных набегов врагов. Тогда они решили попросить помощи у большого соседнего государства – у России. Скажите, ребята, как теперь называется наша республика?
Дети: Республика Северная Осетия - Алания .
Учитель: Как у любого государства у нашей республики есть национальная символика: герб, флаг и гимн. (Показ герба) Почему на гербе нашей республики изображен снежный барс?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Дети: Потому что барс очень красивый, сильный, отважный зверь. Он без страха бросается на врага и никогда не отступает, даже если враг сильней. Это означало, что осетинский народ, как барс сильный и смелый в борьбе с врагом, отступление считает ниже своего достоинства.
Учитель: Что означают цвета нашего флага? (Показ флага)

Дети: Белый цвет – символ чистоты, чести, благородства. Красный – символ воинской доблести и славы. Желтый цвет – символ изобилия и благодати.
Учитель предлагает детям прослушать фрагмент гимна республики.
Учитель: Вот как много мы знаем об истории возникновения осетинского народа: откуда он пришёл, как жил, как воспитывал своих детей. На последующих занятиях мы будем знакомиться с тем, как живёт осетинский народ в настоящее время, с традициями и обычаями осетин. Сегодня на занятии у нас много гостей. У осетин есть хорошая традиция – угощать гостей тремя пирогами. Эта традиция своими корнями уходит глубоко в древность. (Выносят пироги) Традиционная форма пирогов круглая. Круг, как символ «земли – бесконечности – законченности) Число 3 связано с важнейшими категориями жизни: Бог, солнце, земля. Разрезают пироги двумя прямыми пересекающимися линиями, символизирующими крест. Это центр мира и четырёх направлений вселенной. (Пироги режут и угощают детей и гостей.)

15