Методическая разработка по литературному чтению Тема: «Путешествие в прекрасный мир творчества Эдуарда Успенского»

Методическая разработка по литературному чтению
Тема: «Путешествие в прекрасный мир творчества Эдуарда Успенского»
Цель: Обобщить знания учащихся о писателе Эдуарде Успенском и его произведениях.
Задачи:
- способствовать развитию читательского интереса, читательской самостоятельности, формирование умений и навыков самостоятельной работы с книгой,
- способствовать развитию творческого осмысления произведения, умения анализировать произведение, воображения и творческих способностей,
- способствовать воспитанию потребности в самостоятельном чтении книг, воспитанию товарищества, взаимопомощи, активности.
Оборудование:
Биография Э. Успенского в уголке чтения, выставка книг, фотографии Э. Успенского, мультимедийная презентация.

Ход классного часа:
Ребята, мы очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вам сегодня предстоит работать вместе. Мы надеемся, что вы будете дружными и доброжелательными. А сейчас улыбнитесь нам, мы думаем, что вы поможете нам провести это занятие, будете внимательными и активными.
Мы совершим путешествие в прекрасный мир творчества Эдуарда Успенского.
Итак, мы отправляемся в путешествие. Как вы думаете на чём? Вспомните, на чём путешествовали крокодил Гена и Чебурашка, отправляясь в отпуск? (На поезде, электричке)

1 станция «Биографическая».
Биография:
Успенский Эдуард Николаевич 
Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области.
Окончив школу, поступил в Московский авиационный институт. В студенческие годы начинает заниматься литературным творчеством, печатается с 1960 года. Институт окончил в 1961 году.
Э.Н. Успенский работает в разных жанрах, пишет повести: сказочные, фантастические, детективные, приключенческие. А также комиксы, стихи, рассказы, сценарии мультфильмов.
 Был ведущим передач: "Радио няня”, "Спокойной ночи малыши”, является автором передач "В нашу гавань заходили корабли” и "АБВГДейки”.
Писатель придумывает своих героев и сюжеты из современной жизни. Поэтому они нам близки, понятны, интересны. На стихи этого человека написано много песен. Его творчество вдохновляет разных композиторов на создание музыкальных произведений, его книги выходили в Финляндии, Голландии, Франции, Японии, США.
В последние годы в организованном им издательстве «Самовар» публикуются его новые книги. Живет и работает в Москве.
По всем приметам Э.Н. Успенский человек по настоящему сказочный. Рефлексия:
Когда и где родился Э. Успенский?
Где учился писатель, кем стал?
Каким ещё творчеством занимался Эдуард Николаевич?
Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали на этой станции и мы можем с вами двигаться дальше.

2 станция «Библиографическая».
Вспомните, что такое библиография писателя?
(Это все произведения, что написал автор).
У нас с вами организована выставка произведений Э. Успенского. Здесь его книги
Какие книги о Крокодиле Гене и Чебурашке вы знаете?
(«Крокодил Гена и его друзья», «Бизнес крокодила Гены», «Отпуск крокодила Гены», «Крокодил Гена – лейтенант милиции», «Чебурашка уходит в народ», «Похищение Чебурашки»).
Какие истории про Простоквашино сочинил Э.Успенский?
(«Дядя Фёдор, пёс и кот», «Зима в Простоквашино», «Тётя дяди Фёдора, или побег из Простоквашино», «Дядя Фёдор идёт в школу или Нэнси из Интернета в Простоквашино»», «Любимая девочка дяди Фёдора», «Новые порядки в деревне Простоквашино», «Праздники в Простоквашино».)
Назовите, какие ещё книги Э. Успенского вы ещё прочитали.
(Назвать ещё книги Э. Успенского из библиографии.)
Хорошо, с таким багажом прочитанных книг можно продолжать наше путешествие


Название следующей станции вы сможете узнать, отгадав загадки.

В зоопарке жил да был
Симпатичный крокодил.
Но грустил он и скучал,
И, конечно же, мечтал
Друга встретить непременно.
Крокодила звали (Гена)

У меня один лишь враг –
Это тетка Шапокляк.
Все вокруг - мои друзья!
Но не знаю лишь – кто я?
Детки, что я за зверек?
Не зайчонок, на хорек,
Ушки круглые, как блюда
Надо мною все смеются!
Друг мой Гена-крокодил,
В детский сад меня водил.
Я не мушка, не букашка,
Я игрушка (Чебурашка)

Как вы думаете, как называется 3 станция? «Гена + Чебурашка».

Эта станция даст нам возможность увидеть какие вы внимательные читатели.
Угадай героя книжки , ответь на вопрос:
- Неизвестное науке апельсинопитающееся животное, с повышенной пушистостью и ушастостью, несмотря на свою беспомощность, чрезвычайно активен.
(Чебурашка).
- Преданная соратница одной очень вредной старухи, характер зубастый и кусастый. Хотя и мала, довольно известная личность.
(Крыса Лариска).
- Какую экологическую проблему удалось решить крокодилу Гене и Чебурашке в отпуске?
(Спасение речки от загрязнения).
- За что были наказаны туристы – гитаристы?
(за браконьерство и загрязнение окружающей среды).
-Глаза у него были большие и желтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый, такой, какой бывает у маленьких медвежат».  О каком герое идет речь?
(Чебурашка)
-Сколько лет было крокодилу Гене?
(50 лет)
- Где жил Чебурашка?
(В телефонной будке)
- Что больше всего любил есть  Чебурашка?
(Апельсины)
- Кто о себе сказал так: «Стреляю из рогатки по голубям. Обливаю прохожих из окна водой. И всегда-всегда перехожу улицу в неположенном месте»?
( Старуха Шапокляк)

Молодцы! Вы оказались внимательными читателями! Нам пора отправляться дальше.
 4 станция «Дядя Фёдор+ пёс + кот»
- Кто о себе сказал: «Я могу и картошку окучивать задними лапами. И посуду мыть языком облизывать. И места мне не надо, я могу на улице спать»?
(Пес «Дядя Федор, пес и кот»)
 - Какой герой в четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил?
(Дядя Федор)
- Какую награду получил почтальон Печкин за мальчика?
(Велосипед)
- Какие слова учил галчонка произносить кот?
(Кто там?)
5 станция «Вера + Анфиса»
 - Что предлагал иностранный матрос прохожим? (Возьмите вот эту живую  обезьянку)
 - Кто предложил назвать обезьянку Анфисой? (Бабушка)
 - Какое растение больше всего понравилось Анфисе в поликлинике? (Пальма)
  6 станция «Простоквашино».
- Давайте вспомним главного героя. Как его зовут? Я предлагаю вам составить качественный портрет героя. Какой он? Какими качествами личности он обладает?
Качества: - умный,
- самостоятельный,
- вежливый,
- справедливый,
- глупый,
- дружелюбный,
- добрый,
- жестокий,
- смелый,
- трусливый,
- ленивый,
- трудолюбивый,
- находчивый
- А хотелось бы вам, ребята иметь такого друга, как дядя Фёдор? Почему? (С ним всегда интересно, он всегда что-то придумывает, он умеет дружить и с людьми, и с животными).
Что тебе понравилось в дяде Фёдоре?
А что не очень?
За что бы ты хотел похвалить его?
А за что поругать?
О чём бы ты хотел ему рассказать?
- Над чем вы смеялись, читая книги про Простоквашино?
(высказывания кота Матроскина, Шарик дрессировал Гаврюшу и т.д.)

А сейчас вам предстоит разгадать кроссворд. Работаем в группах.


1. Кот.
2. Галчонок.
3. Почтальон.
4. Тетя Дяди Федора
5. Корова.
6. Бычок.
7 Мама Дяди Федора.
8. Пес.
9. Папа Дяди Федора.

Ответы: 1. Матроскин. 2. Хватайка. 3.Печкин. 4. Тамара. 5. Мурка. 6. Гаврюша. 7. Римма. 8. Шарик. 9. Дима.


7 станция «Поэтическая».
- Эдуард Николаевич Успенский известен как детский поэт. Многие его стихи знают и любят дети. Вспомним некоторые из них.

Инсценировка стихотворения:
ВСЕ В ПОРЯДКЕ
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом.
- Был на квартиру налёт?
- Нет.
- К нам заходил бегемот?
- Нет.
- Может быть, дом не наш?
- Наш.
- Может, не наш этаж?
- Наш.
Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.
- Значит это не обвал?
- Нет.
- Слон у нас не танцевал?
- Нет.
- Очень рада.
Оказалось,
Я напрасно волновалась!

Молодцы, ребята! Отправляемся в путешествие дальше.
8 станция «Любимая книжка».
Давайте поговорим о любимых книжках Э. Успенсого
Какая книжка тебе понравилась?
Главные герои книги.
Что интересного в книге?
Что смешного в книге?
Чему учит книга?
Что бы ты хотел сказать автору Э. Успенскому?
- Вот и закончилось наше путешествие в мир творчества Э. Успенского. Давайте подведём итоги.
Рефлексия.
- Кому захотелось продолжить знакомство с книгами Э. Успенского?
-Настоение улучшается когда читаешь книги Успенского?
- Как вы считаете чему учат эти книжки?
(дружить, помогать всем людям, делать хорошие добрые дела).
- Что весёлого, смешного в этих книжках?
(Положения Шапокляк, Чебурашка гоняется за носорогом и т.д.)

На этой неделе надо написать сочинение «Любимая книга детского писателя Э. Успенсого»
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 615