Урок Пятеро из одного стручка.Г.Х.Андерсен 7 класс


Тема:Пятеро из одного стручка.Г.Х.Андерсен.
Цель: формирование навыков выразительного чтения; определение жанра литературного произведения, знакомство с литературоведческими понятиями (авторская сказка), развитие речи учащегося, формирование читательских умений, развитие творческой деятельности; воспитание нравственно-этических норм гражданственности и человечности.
Оборудование: портрет Г.Х.Андерсена, выставка книг, кроссворд, проигрыватель (грамзапись), рабочая тетрадь №1 (автор Л.А.Ефросинина).
                        Ход урока:
Организационный момент.
– Хороши у нас наряды,
        Значит, не о чем тужить!
        Мы нарядам нашим рады
        И сапог мы будем шить!
- Герои какой сказки исполняли эту песенку? (Маленькие человечки из одноименной сказки Братьев Гримм).
Проверка домашнего задания –кроссворда.
Запиши названия вещей, которые подарили люди маленьким человечкам.
        
                
Сказку «Маленькие человечки» написали немецкие сказочники – Братья Якоб и Вильгельм Гримм. Это авторская сказка. Свои сказки они подписывали «Бр. Гримм».
– Сегодня мы познакомимся еще с одним сказочником – Гансом Христианом Андерсеном.
Рассказ учителя:
2 апреля 1805 года в далекой стране Дании родился мальчик, которому суждено было стать известным писателем. Он был сыном прачки и сапожника. Учился за казенный счет в гимназии, работал ткачом, служил в театре.
Молодой Андерсен посетил многие страны Европы, Азии и Африки. У писателя было много друзей, как среди знаменитых людей , так и среди простого народа.
Писатель никогда не отрекался от своего «низкого»  происхождения , а наоборот, гордился им. Большую часть сказок Андерсена создавала сама жизнь. Андерсен писал: « Как  раз из действительности и вырастает самая удивительная сказка.
                                                
Чтение сказки « Семеро из одного стручка» учителем (или прослушивание грамзаписи)
- Понравилось ли вам это произведение? Чем?                                 
- К какому литературному жанру оно относится? ( это сказка ). Почему? - Кто автор сказки?  
- Можно ли сказку назвать авторской?  
- Почему она так называется?
- Что запомнилось?
                                                                                
 5. Повторное чтение и работа над содержанием:
1 часть: чтение «по цепочке».
- Где жили эти горошинки? Как называется их дом?
- Что говорила каждая из них, выходя на волю?
- Озаглавь. (Зеленый дом)
2 часть: чтение «по ролям» (автор, мать, девочка).
- Чему обрадовалась больная девочка?
- Как она относилась к горошку?
- Озаглавь. (Настоящий праздник)
3 часть: самостоятельное чтение «про себя».
- Подумай, кому из пяти горошинок повезло больше всех? Почему?        
- Озаглавь. (Судьба горошин)
6. Физкультминутка.
Выберите слова, которые относятся к той или иной сказке Андерсена. Хлопните в ладоши.        
«Снежная королева».
Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, воробей, дружба.        
«Дикие лебеди».
Трава, карусель, крапива, кольцо, жаба, свет, терпение.        
«Гадкий утенок».
Лебедь, книга, береза, утка, туфли, яйцо, мечта, мороз.        
«Дюймовочка».
Нора, малыш, вода, полевая мышь, крыло, луна, эльф.        
7. Работа в тетради.
Стр. 25, задание №2.
- Какими ты представляешь горошинок?
Какие слова подходят каждой из них?
Первая горошина                      скромная
Вторая горошина                       сонная
Третья горошина                       равнодушная
Четвертая горошина                 мечтательная
Пятая горошина                        хвастливая
№4 – нарисуй иллюстрацию.
8. Итоги урока.
- Что хотел сказать нам Г.Х.Андерсен, рассказывая эту историю?
9. Домашнее задание: Подготовь рассказ о судьбе каждой горошины.