БРОШЮРА. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) НА УРОКАХ ШТУКАТУРНО — МАЛЯРНОГО ПРОФИЛЯ


Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа»
4971415128905
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)
НА УРОКАХ ШТУКАТУРНО - МАЛЯРНОГО ПРОФИЛЯ
129413099060
Опыт работы учителя профессионально-трудового обучения
штукатурно-малярного профиля, 1 квалификационной категории:
Сысоевой
Оксаны Михайловны.
г. Биробиджан, 2016 год

Составитель:
О.М. Сысоева, учитель профессионально-трудового обучения Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Специальная (коррекционная) школа»
Правка и корректура:
О.А. Попова, заместитель директора по учебной работе Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Специальная (коррекционная) школа»
Е.В. Озимок, руководитель методического объединения профессионально-трудового обучения Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Специальная (коррекционная) школа»
Брошюра содержит обобщение опыта учителя по профессионально–трудовому обучению Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение «Специальная (коррекционная) школа» г. Биробиджана, ЕАО по предпрофильной подготовке выпускников коррекционной школы г. Биробиджана на уроках штукатурно-малярного дела через использования активных методов обучения. Пособие содержит теоретический и практический материал в помощь педагогам специальных (коррекционных) школ VIII вида, ПНО в предпрофильной подготовке учеников с ОВЗ.
2016 – 37 с.

С О Д Е Р Ж А Н И Е
СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ ……………………………………………………………………… с.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………… 4 с.
Организация предпрофильной подготовки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида ..…………………………………………….. 5-11 с.
Активные методы обучения в образовательном процессе штукатурно-малярного профиля……………………………………………………………………………………12-21 с.
Приложение: конспекты уроков …………………………………………………………….22- 32 с.
Библиографический список …………………………………………………………….……….33 с.

Слово об учителе
Сысоева Оксана Михайловна работает учителем профессионально-трудового обучения в МОКУ С(К)Ш г. Биробиджана.
Окончила в 2002 году Биробиджанский государственный педагогический институт (БГПИ) по специальности учитель-логопед школ для детей с нарушением интеллекта по специальности «олигофренопедагогика».
С целью получения мастерства обучалась в профессиональном училище № 4 г. Биробиджана, ЕАО по профессии «мастер отделочных работ», где была присвоена квалификация: штукатур- 4 разряд, маляр – 4 разряд, облицовщик-плиточник – 3 разряд.
Стаж педагогической работы в стенах специальной коррекционной школы 17 лет.
Оксана Михайловна дисциплинированный педагог, обладает показателями самоорганизации, самоконтроля. Самостоятельно ставит цели деятельности и сама ориентирована на их достижения. В общении и взаимоотношениях с учениками тактична, демократична.3724275108585
Учитель демонстрирует прочные знания преподаваемого предмета, владение здоровьесберегающими, игровыми, практическими, коррекционно-развивающими, личностно-ориентированными, проблемно – поисковыми современными технологиями образования, которые соответствуют содержанию урока, поставленным дидактическим целям, интеллектуальным возможностям учащихся с ОВЗ.
Отличное владение своим предметом, методическое мастерство, эрудиция учителя высоко оцениваются учащимися. При подготовке к уроку учитывает требования базовой образовательной программы, методических и дидактических материалов преподаваемого предмета.
Она говорит: «Каждый, кто сегодня трудится в школе, работает на будущее и должен быть в ответе за это будущее. Победа ребенка становится и победой педагога».
Встреча с учителем, умеющим принести в класс увлеченность, любовь и знания, освещенные этой любовью, делает человека счастливым. Работа над усовершенствованием себя всегда тяжела, это знает каждый.
В 2013 году Оксана Мхайловна прошла курсы повышения квалификации по формированию, обобщению и диссеминации опыта внедрения программ и учебно-методических комплектов по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации детей с ОВЗ.
Постоянно является участником педагогических конкурсов, выставок и была неоднократно награждена грамотами, дипломами и благодарственными письмами.
«Педагогические аксиомы просты», - говорит педагог:
- Если я хочу, чтобы ребенок любил мой предмет, я сама должна любить то, что преподаю, и тех, кому преподаю.
- Если я хочу, чтобы ученик любил учиться, я должна работать с ним в содружестве.
 - Если я хочу, чтобы ученик проявлял инициативу, я должна его увлечь.
Вообще, мастерство учителя не случайная удача, не счастливые находки, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.
-1968524130Не просто вложить в головы детей премудрости наук. Еще трудней научить их трудиться, учиться – впитывать знания с охотой, любознательно добывать профессионализма в жизни. Жизнь современного ученика так же динамична, как жизнь современного общества. Школа ныне как растревоженный улей, занята энергичными поисками новых путей обучения.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время задачей школьной ступени образования является подготовка выпускников, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обладающих необходимым набором современных знаний, умений и качеств личности, позволяющих им успешно адаптироваться при переходе на следующую возрастную ступень и реализовывать себя в самостоятельной жизни в профессиональной деятельности.
Практика показывает, что учителя, работающие с детьми с ОВЗ, имеют следующие проблемы: не учитывают особенности развития детей с ОВЗ и как следствие этого не умеют выбрать соответствующие методы работы, специальные методики, недостаточно активно осваивают на практике новые технологии коррекционно-развивающего процесса.
К сожалению, традиционное репродуктивное обучение, подразумевающее пассивную роль ребенка в процессе обучения, не может решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения, которые вовлекают ребенка в активную учебно-познавательную деятельность.
Актуальность данной проблемы очевидна. Это связано с потребностью общества в более эффективной подготовке выпускников средней школы к дальнейшему профессиональному образованию и последующей профессиональной деятельности. Обучающиеся должны не только обладать определенным запасом знаний, но и быть готовыми к непосредственному участию в практической деятельности, уметь адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни.
Активные методы формируют у ребенка, познавательный интерес и творческое мышление высокий уровень активности, умение находить оптимальные решения, предсказывать результат.
Многолетний опыт работы в школе показывает, что активные методы обучения являются универсальным средством личностного и мотивационного развития ребенка.

Организация предпрофильной подготовки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.
Одним из основных направлений модернизации современной школы стало введение профильного обучения с целью повышения качества подготовки школьников к обучению в системе профессионального образования, обеспечения высокого уровня образовательной подготовки, рефлексии, самоконтроля, необходимого для взвешенного принятия решений выбора сферы профессиональной деятельности и их успешной социализации.
Предпрофильное образование – совокупность (сеть) образовательных программ предпрофильного образования, развернутых параллельно образовательной программе основного общего образования. Предпрофильное образование обеспечивает, в широком смысле, формирование социально-образовательных компетенций ответственного выбора жизненного пути; а, в частности, способствует осознанному самоопределению учащихся основной школы в отношении выбора образовательной программы общего среднего образования (универсальной или профильной).
На этапе предпрофильной подготовки для учеников, желающих остаться в школе, важным моментом является выбор профиля обучения, способствующего социально-профессиональному самоопределению и реализации жизненного и профессионального плана по окончанию средней школы. От правильного выбора профиля в значительной степени зависит дальнейшая судьба старшеклассников, степень подготовки к сдаче единых государственных экзаменов. Выбор профиля дальнейшего обучения выпускниками основной школы не должен быть формальным, искусственным, случайным.
Предпрофильное обучение должно сформировать у школьников умение объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям, осуществлять выбор профиля, соответствующего способностям и интересам, сформировать готовность школьников прикладывать усилия для получения качественного образования, то есть высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю.
Поэтому большое внимание уделяется самоопределению старшеклассников на этапе предпрофильной подготовки.
Правильно утверждают учёные: только в процессе деятельности и благодаря усилиям самого человека формируется структура его особенностей, необходимая в данной деятельности.

До включения в такую деятельность способности «дремлют». И сам человек не знает, сумеет ли он «найти себя». Вот почему очень важно на этапе предпрофильного обучения предоставить возможность ученикам «попробовать себя» в различных направлениях деятельности. Важность подготовки к этому ответственному выбору в предстоящих условиях - более вариативного и дифференцированного обучения на старшей ступени, чем это имеет место в традиционной школе, сегодня определяет серьезное значение предпрофильной подготовке 9-классников.
В октябре «Специальная (коррекционная) школа № 12» отмечает свой пятидесятилетний юбилей. Педагогическим коллективом МКСКОУ «Специальная (коррекционная) школа № 12» пятьдесят лет осуществляется обучение детей с проблемами в развитии. Всего из стен школы вышло более 941 выпускника. Где, как не в школе дети готовятся к самостоятельной жизни.
Нами разработана модель профилизации, которая охватывает все стороны предпрофильной подготовки, она показывает, на сколько ученики готовы к этой жизни, их умение ориентироваться в мире профессий.
Целью учебного процесса в школе является не только получение и достижение знаний, но и создание условий для социальной и профессиональной адаптации обучающихся.
Перед коллективом школы стоят задачи предпрофильной подготовки школьников, это:
-создание условий и подготовка к жизненно важному выбору,
-организация пробы сил,
-информирование об условиях и особенностях профилизации,
-реализация профессионально-образовательных потребностей.
Возникла потребность в обновлении содержания профессионального трудового обучения, в изменении его цели и задач. Основной акцент следует сделать на углубление общетрудовых умений с адресным профориентрованием допрофессиональной и профессиональной подготовкой. В ходе работы над обновлением содержания профессионально трудового обучения мы выстроили алгоритм профессиональной подготовки обучающегося, через:
1.Выбор специальности.
2.Обсуждение правильности выбора и утверждение на школьном ПМПк.
3.Организация учебно-воспитательного процесса, способствующего максимальному общему развитию учащегося.

4.Тестирование учащегося и проверка уровня сформированности практических умений и навыков.
5.Трудовая практика в образовательном учреждении, базовых хозяйствах.
6.Сдача экзаменов государственной квалификационной комиссии.
7. Расширение предпрофильной подготовки учащихся через открытие 10 класса.
В коррекционном учреждении VIII вида организуется обучение разным по уровню сложности видам труда с учетом интересов воспитанников и в соответствии с их психофизическими возможностями, с учетом местных условий, потребности в рабочих кадрах, возможностей трудоустройства выпускников, продолжения их обучения в специальных группах учреждений начального профессионального образования.
Основной задачей предпрофильной подготовки в 9 классе является комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения. Именно поэтому предпрофильная подготовка является важным компонентом профильного образования.
Перед учеником по окончании им основной школы будет стоять сложная задача не только правильного выбора профиля, но и возможности поступления на данный профиль и возможности реализации обучения на данном профиле. В жизни может возникнуть ситуация, когда профиль, по которому желает учиться подросток, есть только в другом муниципальном округе (районе).
Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии
Как быть в этом случае?
Что необходимо делать ученику?
Как и кто может ему помочь?
На эти вопросы необходимо иметь ответы уже сегодня. Проблема выбора профиля является непростым испытанием, как для обучающихся, так и для их родителей.
Многим впервые в жизни предстоит совершить столь серьезный шаг, от которого во многом будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности - мера их подготовленности к успешной сдаче итогового государственного экзамена и перспективы на продолжение образования после школы.

Поэтому ученик и его родители в 9 классе основной школы должны получить информацию о возможных путях продолжения образования, причем о территориально доступных образовательных учреждениях, наименее затратных по времени, соответствующих интересу и выбираемому профилю дальнейшего обучения.
В процессе реализации общеобразовательных программ по профессионально-трудовой подготовке мы выделяем четыре этапа обучения.
На первом этапе (1-3 классы) определяется динамика индивидуальных трудовых способностей учащихся и на этой основе делается предварительный вывод о возможности дальнейшего трудового обучения ребенка в мастерской того или иного профиля.
Второй этап рассчитан на учащихся 4 класса. На этом этапе формируются новые организационные умения и навыки поведения, характерные для профессиональной мастерской. Делается окончательный вывод о трудовых возможностях ребенка, о его профессиональной ориентации.
На третьем этапе обучающиеся 5-8 классов приступают к овладению знаниями, умениями и навыками по определенной профессии, где в расписание включены уроки профессионально-трудового обучения, где функционируют такие профиля: швейный, столярный, слесарный, штукатурно-малярный. Также реализовывается программа, нацеленная на подготовку младшего обсуживающего персонала. Школьники приобретают навыки и умения, которые служат основой для обучения на санитаров и уборщиков разных помещений. В программу включены разделы: работа с картоном и бумагой, с тканью, ежедневная уборка спального помещения, устройство жилого помещения, уход за паркетным полом, машинная стирка белья, уход за мебелью, и т.д. Все эти темы являются базовыми для обучения в последующих классах на уроках профессионально-трудового обучения.
Профессионально-трудовая подготовка организовывается так, чтобы открывалась возможность виденья перспективы дальнейшего трудоустройства обучающихся в соответствии с этим разрабатываются учебные программы, создается необходимые методические и материально - производственные база.
Профессиональная подготовка в коррекционной школе осуществляется в оборудованных мастерских. Мастерские школ оснащены и приближены к производству. Создана благоприятная среда, оптимально помогающая нацелить на правильный, осознанный выбор и на дальнейшее обучение в профессиональных училищах.

Четвертый этап – этап специализации трудовой подготовки учащихся 9 класса. Осуществляется переход от общего курса профессионального обучения к овладению навыками, знаниями и умениями, характерными для труда работников определенного вида трудовой деятельности.
Заключительный этап – совершение на первоначальном уровне профессионального образования, адаптация обучающихся в условиях производственного коллектива и овладение установленными требованиями к качеству и производительности труда в профессиональных училищах. Введённые профиля в систему обучения коррекционной школы № 12 г. Биробиджана являются приемлемыми, актуальными и востребованными на рынке труда, а так же взаимосвязаны с предлагаемыми профессиями в профессиональных училищах г. Биробиджана.
Профессиональная подготовка в коррекционной школе осуществляется в оборудованных мастерских. Мастерские школ оснащены и приближены к производству. Создана благоприятная среда, оптимально помогающая нацелить на правильный, осознанный выбор и на дальнейшее обучение в профессиональных училищах.
Формирование системы предпрофильной подготовки, социально-адаптированной личности невозможно в закрытом пространстве. Систему социального партнерства наше образовательное учреждение выстраивает в содружестве с теми, кто не остается равнодушен к судьбам детей. Школа работает в содружестве с «Центром занятости населения», обучающиеся школы выезжают в Центр занятости для прохождения тестирования по выбранной специальности, где так же проводилась разъяснительная работа специалистами центра.
170815171450Значительную роль в предпрофильной подготовке в сопровождении учащихся с ОВЗ в период получения профессии играет преемственность в работе педагогов школы и профессиональных училищ.
Традиционными стали встречи в Дни открытых дверей в профессиональные училища, где наши обучающиеся встречаются с преподавателями, мастерами.

Представители профессиональных училищ так же являются частыми гостями в стенах нашей школы с целью семинаров, проведений круглых столов, предметной олимпиады по профессионально — трудовому обучению школьников. На сегодняшний день налажено сотрудничество с профессиональными училищами г. Биробиджана, ПУ-1, ПУ-3.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА реализуются через следующие мероприятия:
- в преемственности и в реализации программы с целью углубления, и расширения профессиональных практических знаний, умений, навыков, теоретической подготовки для успешного обучения и дальнейшей социализации в современном обществе;
- в совместной работе учителей пофессионально-трудового обучения, классных руководителей с преподавателями профессиональных училищ, по решению профориентационной направленности, психолого-педагогической поддержки и сопровождения выпускников школы;
- в отслеживании трудоустроенных выпускников;
- в тематических семинарах;
- в методических неделях;
18415501015- в заседаниях М/О общеобразовательных предметов и учителей профессионально-трудового обучения;
- педсоветы;
- участия в областных семинарах, через обмен опытом, в проведении открытых уроков;
- в практической направленности общеобразовательных предметов;
- в организации профильного труда, производственной практики, психологического практикума;
- мониторинг профессиональной направленности учащихся педагогом-психологом школы;


- социальное сопровождение выпускников школы;
- работу классного руководителя с семьёй ученика

Таким образом, выстроенная концепция предпрофильного обучения позволила сформировать у школьников с ОВЗ:
-292105080умение объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению образования по различным профилям;
умение осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим склонностям, индивидуальным особенностями и интересам;
готовность нести ответственность за сделанный выбор;
высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю, прикладывать усилия для получения качественного образования.

Активные методы обучения в образовательном процессе штукатурно-малярного профиля.
3076575335915Одним из факторов, существенно влияющих на ход и результат учебно-воспитательного процесса в любом учебном заведении, являются методы обучения. Правильно выбранные методы способны плодотворно влиять на этот процесс, ошибки или невнимательность преподавателя к данному вопросу снижают эффективность обучения, профессиональной подготовки студентов. Именно поэтому внимание преподавателей и ученых к проблеме методов обучения, которые составляют самостоятельный раздел дидактики, всегда было велико.
К изучению проблемы методов обучения обращались Ю.К. Бабанский, А.А. Гримоть, В.В. Гузеев, Е.Я. Голант, И.Я. Лернер, Д.О. Лордкипанидзе, М.И. Махмутов, Р.С. Пионова, И.П. Подласый, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов и др.
Имеется значительное количество исследований, в которых понятие «метод обучения» различными учеными трактуется неоднозначно.
Метод (от греч. metodos – исследование, путь продвижения к истине) – способ работы учителя и ученика, при помощи которого достигается овладение знаниями, умениями, навыкам, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Активные методы обучения – способы организации учебного процесса, при котором обеспечивается вынужденная, оцениваемая и управляемая активность обучаемых, сравниваемая с активностью преподавателя.
Г.П. Щедровицкий называет активными методами обучения и воспитания те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей (Щедровицкий Г.П.).

Н.А. Сорокин: «Под методом обучения ... следует понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение поставленных задач».
Г.И. Щукина: «Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения».
Д.И. Водзинский: «Метод обозначает путь познания, способы руководства преподавателем познавательной деятельностью студентов».
В.И. Гинецинский: «Метод есть способ управления за счет выбора субъектом педагогически целесообразных форм фиксации содержания и способов развертывания этого содержания»
А.А. Гримоть: «Метод обучения - это упорядоченный способ совместной деятельности учителя и ученика по достижению дидактических целей».
П. Юцявичене: «Метод обучения есть способ управления познавательной деятельностью обучаемого».
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Для активных методов обучения характерно:
· отношение учителя к ученику как к себе равному;
· не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знания учеником методом критического отношения к существующим сведениям, информации и т.п. и самостоятельного решения творческих задач;
· плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого.
Из выше написанного следует, что активные методы обучения построены на сознательном создании напряженной, часто конфликтной, ситуации, вынуждающей учащихся принимать решения для достижения заданной цели в условиях неполноты предоставляемой им информации, ограниченности материальных и временных ресурсов, а в некоторых случаях - и при противодействии со стороны руководства игры или других ее участников.
В таких условиях выработка решений сопровождается эмоциями, что, в свою очередь, обеспечивает мобилизацию интеллектуальных резервов, стимулирует познавательную деятельность, позволяет длительно удерживать внимание.
Те или иные методы обучения я выбираю с учетом конкретных обстоятельств и условий учебно-воспитательного процесса. Выбор наиболее целесообразных методов обучения – процесс достаточно сложный и ответственный.
Выбор методов обучения зависит от закономерностей и вытекающих из них принципов обучения; общих целей и задач обучения, воспитания и развития человека; конкретных воспитательно-образовательных задач; особенностей изучаемого предмета, содержания учебного предмета и конкретной темы, методики его преподавания; степени сложности, новизны и содержания учебного материала; количества времени, определяемого для изучения материала; типа и структуры занятия; возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; количества учащихся; интереса учащихся и их познавательными возможностями; материально-технического обеспечения; профес-сиональных возможностей и уровня педагогической культуры преподавателя.
Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога.
Считаю, что каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
Суть активного обучения состоит в следующем: образовательный процесс организован таким образом, что практически все его участники оказываются вовлеченными в процесс познания. Они имеют возможность понимать и анализировать то, что они знают, делают и думают. Совместная деятельность в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества, а это способствует формированию профессиональной позиции будущего педагога.

В условиях социально-экономического изменения в жизни нашего общества остро встает вопрос о росте профессионализма, в том числе в производственной деятельности. Переоснащение производственных мощностей с учетом экономической целесообразности предъявляет ряд требований и, прежде всего, к мобильности квалификации рабочего.
Именно поэтому меня, как учителя штукатурно-малярного профиля очень волнует вопрос всестороннего развития личности ребенка, формирование его ценностей, так как считаю, что воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.
В своей работе применяю нетрадиционные формы проведения уроков:
- урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, урок-пресс-конференция, интегрированный урок, игровые формы; методы мотивации (эмоциональные, познавательные, социальные и др.);Использую диалогическое взаимодействие, проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации);
Использую различные формы в работе (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные); деятельностный подход в обучении;
Интерактивные методы обучения (частично-поисковый);
Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);
Внедряю развивающие дидактические приемы (речевые обороты типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал так…”, По моему мнению….», «Я считаю, что ……» и т.д.; художественное ИЗО с помощью схем, символов, рисунков и др.);Урок-пресс-конференция является одной из форм нетрадиционного урока.
Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки-пресс-конференции проводятся с целью изучения нового или обобщения и закрепления изученного материала и как нельзя лучше способствуют формированию активной личности, обладающей не только определенным запасом знаний, но и умением получать их самостоятельно. Необычные по форме уроки вызывают большой интерес у учащихся, хорошо развивают творческие способности.

Особенно важно то, что на таких занятиях создаются благоприятные условия для коллективной учебной деятельности, обмена мнениями и делового общения, а также предоставляется возможность для развития как устной, так и письменной речи учащихся, самовыражения таланта.
Класс разбивается на группы. Одна их часть превращается в представителей прессы - сотрудников различных газет; другая - в специалистов: физиков-теоретиков, математиков, инженеров, экспериментаторов, историков и т.д. Специалистов одного профиля может быть несколько. Возглавляют их консультанты см. Приложение 1, 3.
Внедряю инновационные технологии, повышающие уровень активности обучения на уроках штукатурно-малярного профиля:
- Информационно-коммуникационные технологии:
Результат: Использование ИКТ способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формированию у них ценностных ориентаций, мотивации к обучению, успешной социализации.
- Технология проблемного обучения:
Результат: Данная технология способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе. Проблемно-диалогическая технология – это тот самый тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний обучающимися посредством специально организованного учителем диалога.
- Проектная технология:
Результат: Учащиеся включаются в ситуацию творчества, у них формируется большое количество умений и навыков, благодаря чему обеспечивается не только успешное усвоение учебного материала, но и их интеллектуальное развитие.
- Технология индивидуально-бригадного обучения:
Результат: накопление необходимого объёма знаний, развитие самостоятельности учащихся, развитие коммуникативных способностей.
- Игровая технология:
Результат: Учащиеся включаются в игровую ситуацию, у них формируется больший объём знаний, умений и навыков, благодаря чему обеспечивается лучшее усвоение учебного материала, происходит интеллектуальное развитие.

Разыгрывание ролей — игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:
• наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решения. Например, с помощью метода разыгрывания ролей может быть имитировано производственное совещание; сбор и организация ремонтной бригады, трудовая деятельность и т.д.
Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
В старших классах начинается процесс более глубокого и всестороннего исследования собственных интересов и способностей. Для этого проводится ряд диагностических мероприятий, на основании которых каждый учащийся получает возможность попробовать себя в моделируемых ситуациях, выбранных им областей деятельности. Подобный опыт применяю в предпрофильной игре «Выбор», «Стройка плюс», «Строим вместе», где учащимися с ОВЗ реализуют свои качества личности, знания умения в роли бригадира, мастера, специалиста строительной фирмы «Успех».
И в реализации перечисленных предпрофильных игр мне помогает технология проблемного обучения.
Технология способствует к самостоятельному познанию учащихся к поисковой, исследовательской деятельности совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Важнейшая роль в проблемном обучении принадлежит общению диалогического типа.
Данная технология помогает мне побуждать и подводить к диалогу, в котором ученики самостоятельно должны поставить учебную проблему или выявить проблему, сформулировать тему урока, выразить мнение, самостоятельно раскрыть знания. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому учебному материалу, а так же бескорыстная познавательная мотивация см. Приложение 2.
Помимо закономерных изменений в развитии детей, опосредованных новыми условиями окружающего их экономического, экологического и социокультурного пространства, специалисты констатируют значительный рост числа детей с каким – либо неблагополучием в состоянии соматического и психического здоровья. Это сказывается и на увеличении количества детей, испытывающих затруднения в процессе школьного обучения.
С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности.

Как показывает практика, в целом свыше 30% детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Эти отклонения в речевом развитии носят различный характер и по - разному сказываются на общем развитии ребёнка, однако отставание в учёбе неизбежно, если ребёнку с нарушением речи своевременно не оказать логопедическую помощь.
Проблема нарушений связной речи у детей – одна из самых актуальных проблем в начальной школе, поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем средством получения знаний учащимися.
Старшие классы – очень важный период в усвоении и использовании языка как орудия познания и развития мышления, средства общения и самовыражения. Для приобщения учащихся к языку слов и формированию речевого мышления, по планомерному освоению речи в условиях реализации коммуникативной функции языка на уроках штукатурно-малярного профиля ставлю ЦЕЛЬ – подготовка выпускников коррекционной школы с отклонениями в речевом развитии к полноценному общению в социуме. Эта цель включает в себя: совершенствование коммуникативных умений, навыков более быстрого восприятия и понимания устной и письменной речи, свободного оформления своих мыслей, чувств, убеждений.
Чтобы добиться этой цели, перед собой и учениками поставила следующие задачи коррекционной направленности:
- дальнейшее развитие и совершенствование устной разговорной речи;
- пополнение и обогащение словарного запаса, грамматических форм и конструкций предложений в разнообразных видах и формах деятельности на уроках;
- закрепление и совершенствование навыков связной устной и письменной речи, приближение ее к требованиям, предъявляемым к навыкам речи слышащих школьников;
- стимулирование языковой способности: практического речевого участия в разных сферах учебно-воспитательного процесса, по необходимости произвольного оперирования словарем, построением и преобразованием предложений;
- отработка технической стороны речи;
- активизация речевого общения на уроках профессионально-трудового обучения, как в естественных ситуациях, так и в специально созданных, побуждающих к осознанному использованию словаря.
Для реализации поставленной цели и задач пришла идея деловой ролевой игры с простым, но обширным названием – «Интервью».

В технологии активного обучения «вынужденная активность» участников обусловлена условиями и правилами, при которых ученик или активно участвует, напряженно думает.
На протяжении нескольких лет внедряю данную игру на своих уроках для усвоения и овладения мастерством в области штукатурно-молярного дела.
Задачи игры «Интервью»:
-воспитание культуры в речи;
- формирование у обучающихся умение говорить в различном темпе, понимать обращённую речь собеседника, задаваемые вопросы;
- выражать свои мысли в различной интонации, в различной манере (через предлагаемый или выбранный образ);
- учить составлять устный рассказ с опорой на свои мыслительные способности.
Интервью - это беседа, с каким – ни будь лицом для печати, передачи на радио, телевидению.
В ходе игры рассматриваются такие понятия, как Интервьюер - это журналист, интервьюирующий кого-нибудь.
Интервидение - система международных телепередач.
Коммерсант - это человек занимающийся коммерцией /торговлей каким-либо товаром)зарабатывая деньги получая прибыль.Коммерция - это торговля, торговые операции связанные с денежными операциями (оборотами), то есть это финансовая деятельность.
Коммерческий директор, работодатель.
Прибыль - сумма, которую доход превышает затраты (волевая прибыли и чистая).
Фирма - это торговое, промышленноепредприятие, производственное объединение
Вовремя дискуссии разъясняется, что фирмы бывают крупные, успешные, обанкроченными, следовательно, слово банкрот, так же объясняется в ходе беседы. Так же можно использую для интервью и построения диалога статьи из вырезок с газет и журналов о работе строительных фирм.
Данная применяемая форма игры способствует повышению интереса к общению; снижает тревожность при ответах у учеников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), развиваются мыслительные способности, экономические и коммерческие отношения.
Я поняла, что устная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие ребёнка. Умение рассказать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

В современном обществе наблюдается экономическая нестабильность, переход на рыночные отношения, повышение конкуренции среди специалистов, как при поступлении на работу, так и в процессе трудовой деятельности.
Не нужно объяснять, насколько важно ребенку с нарушением интеллекта научиться общению и общаться. Способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем. Одна из важнейших задач по организации предпрофильной подготовки - это трудоустройство выпускников.
Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило мне сделать вывод о том, что технология активного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.Преимущество всех рассмотренных мной методов технологии активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний. Данные методы позволяют мне решать трудные проблемы, создают потенциально большую возможность переноса знаний и опыта деятельности из воображаемой ситуации в реальную. Я считаю, что в педагогическом процессе следует максимально использовать активные, развивающие методы.
Интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью совершенствования образовательного процесса в педагогических вузах, формирования готовности будущего учителя к инновационной деятельности.
Я хочу видеть своих выпускников уверенными в свои возможности. Мне хочется, чтобы они в жизни реализовались, и в этом им поможет их речь, общение с людьми, профессионализм в трудовой практической деятельности.
Из всего сказанного вытекает, что переход на профильное обучение в старшей школе является серьезной институциональной трансформацией для системы общего образования, фактически для каждой городской или районной образовательной сети. Реальность и значимость наступающих изменений будет довольно быстро осознаваться школьниками и их родителями.

Таким образом, можно сделать вывод, что преподавание обычно требует использования не одного, а ряда методов, их комплекса. Варьирование методов обучения активизирует познавательную деятельность учащихся, вызывает и сохраняет у них познавательный интерес. Сочетание методов позволяет наилучшим образом учесть специфику содержания учебного материала, выбрать наиболее рациональные приемы овладения знаниями. На базе применения технологий активного обучения создаются условия для всестороннего развития познавательных возможностей школьника.
В одном высказывании говорится: «Человек слова и дела. Различать их не менее важно, чем то, кто друг тебе самому, а кто — твоему положению. Плохо, когда в делах неплох, да в речах нехорош; но куда хуже, когда неплох в речах, да в делах нехорош», я полностью согласна с таким высказыванием. В результате своей работы уже в этом 2013 учебном году хотелось бы, чтобы бригада штукатуров-маляров на итоговой аттестации подтвердила данное высказывание. И мы педагоги могли бы гордиться своими учениками, ведь очень хочется, чтоб наш выпускник и в делах, и в речах был хорош.


см. Приложение 1
Конспект урока
Практическая работа: Подготовить раствор из гипса
и выполнить отливку.
Форма: Урок-пресс-конференция. Практическая работа.
Участники: Журналист (учитель): - Сысоева О.М.
Специалисты в области строительных растворов (ученики)
Класс: 7
Повторение теоретического материала по теме: Растворы для изготовления отливок из гипса, их состав.
ЦЕЛЬ УРОКА:
– развивать деловую активность, закрепляя теоретические и практические знания и умения в приготовлении раствора из гипса для отливок;
ЗАДАЧИ:
Обучающая: установить правильность и осознанность изучаемого материала
Воспитательная: воспитывать у обучающихся нравственные качества личности, собственного взгляда на предлагаемые ситуации, развивать деловую активность.
Коррекционно-развивающая: развивать речь, логическое мышление, память.
ТИП УРОКА: закрепления знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ: гипсовый состав, чашка для гипса (резиновая), вода, форма
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА: ТСО, презентация, учебники, тестовые задания, плакаты, бэйджики, микрофоны.
ХОД УРОКА
I. ОРИЕНТАЦИЯ НА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ
Журналист: Сегодня мы собрались на пресс-конференции заявить всем о том, что строительные материалы играют важную роль в строительстве. Именно здесь и сейчас мы расскажем и докажем всем, что гипсовый раствор необходим и удобен в применении.
Сегодня вместе с нами в этом зале присутствуют специалисты в области строительных растворов (Ф.И.О. учеников изменены).
Специалист фирмы «Стройка» – Щавунский Игорьй Сергеевич
Специалист фирмы «Школа ремонта»– Федяев Олег Вячеславович
Специалист фирмы «Построй будущее» - Глазков Олег Иванович
Специалист фирмы «Наш дом» - Ложков Семён Александрович
Специалист фирмы «Строй с нами» - Капин Николай Иванович

Тема пресс-конференции разбита на теоретическую и практическую часть.
Ознакомьтесь уважаемые специалисты с обсуждаемыми темами.
Зачитайте тему теоретической части пресс-конференции (обучающиеся читают)
Тема теоретической части пресс-конференции: Растворы для изготовления отливок из гипса, их состав.
Зачитайте тему практической части пресс-конференции (обучающиеся читают)
Тема практической части пресс-конференции: Подготовить раствор из гипса и выполнить отливку.
Журналист: Уважаемые специалисты прошу вас соблюдать регламент. На один ответ даётся 2-3 мин. Отвечать чётко и по делу, рекомендую, использовать при ответах в речи незаконченные предложения, при этом продолжая свою мысль при своих ответах.
Для того, чтобы наша встреча была каждому из вас полезной, предлагаю определить для себя для чего мы все тут собрались.
II. СБОР ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Журналист: Я считаю, что ……
По моему мнению, мы собрались…………
Поразмышляв о цели своего пребывания, определил для себя цель……
Журналист: Постановка общей цели урока
- закрепить теоретические и практические знания и умения в приготовлении раствора из гипса для отливок.
Наша пресс-конференция будет, проходит по задаваемым вопросам от журналистов и специалистов с других городов работающих в строительных предприятиях и фирмах.
И первый вопрос, на который они хотят получить ответ.
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
1. Вопрос журналиста: Что такое строительный раствор? Ответы специалистов.
2. Вопрос журналиста: Почему растворы называют простыми или сложными (смешанными)? Ответы специалистов.
3. Вопрос журналиста: Что происходит со строительными растворами по истечении времени? Ответы специалистов.
4. Вопрос журналиста: Правда ли, что строительные растворы бывают воздушные и гидравлические? Ответы специалистов.


Журналист: Хотелось бы ближе ознакомится с гипсовым составам, да и поработать с ним. ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ГИПСЕ, ДОКЛАДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ (подготовлена специалистами)
ПЕРЕРЫВ – 10 мин.
Журналист: А теперь вопрос от корреспондентов.
Ф.И.О. __________________________ я корреспондент журнала «Школа домашнего ремонта», попрошу вас, ознакомится с технологической картой предложенной одной строительной фирмой и выразить своё мнение.
Обоснование специалистов:
Я считаю, что …
Технологическая ката верна, так как операции расположены, верно.
Технологическая карта последовательна.
В технологической карте соблюдается технология.
Журналист: При выполнении практической работы эксперты, которые определят представитель, какой фирмы, выполнит работу лучше и качественней.
Давайте ознакомимся с критериями качества.
Качество будет определять эксперты, которые присутствуют в этом зале, и сейчас я вам их представлю………..
Качество готового гипсового раствора
1.Жидкий.
2.Хорошо размешенный, без осадка от гипсового состава (однородный).
3.Насыщенного белого цвета.
Качество готовой отливки
Гладкая.
Без вмятин на поверхности.
Прочная поверхность.


Журналист:
Уважаемые специалисты приступайте к работе, а у вас присутствующих есть уникальная возможность увидеть процесс приготовления раствора и отливки его в форму.
IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА СПЕЦИАЛИСТОВ
Журналист:
Уважаемые присутствующие в этом зале вы слышали специалистов, которые нам доказали, что из гипсового состава легко приготовить раствор и выполнить отливку.
Я хочу вас поблагодарить за ваши знания и умения.
Хотелось бы поблагодарить присутствующих на пресс-конференции и пожелать успехов в любом деле.
V. ИТОГИ УРОКА-ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ.

см. Приложение 2.
Конспект урока.
Практическое повторение
Тема: «Окраска поверхности водными составами».
Вид урока: Технология проблемного диалога.
Тип урока: урок закрепления трудовых приемов и операций.
Место проведения: классная аудитория.
Методы работы: проблемный, частично-поисковый, аналитическая беседа, метод самостоятельного познавательного действия, метод встречных усилий.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Оборудование, материалы и приспособления: лента, ножницы, кисти, валики, деревянная поверхность, поверхность ГВЛ, чашки резиновые, окрасочный составВиды читательской деятельности на уроке: диалог, монолог, определение тропов, выразительное чтение.
Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.
Уметь:
выполнить окраску ранее подготовленной поверхности водными составами.
Цель:
- выполнить процесс окрашивания ранее подготовленной поверхности водными составами с умением решать проблемы.

Задачи:
- закрепить на практике полученных теоретических знаний на уроках;
- - нанести масляную краску на поверхность кистью и валиком
развитие самостоятельной подготовки устного ответа;
- воспитание солидарности, аккуратность, организованность, коллективизм при выполнении практической работы.
Ход урока
I этап. Организационный момент (музыкальный фон-туш).
Учет посещаемости.
Учитель: Сегодня у нас не просто урок, а урок-презентация нашего кропотливого труда. Сегодня мы с радостью и гордостью перережем ленту, которая разделяет нас от нашей современной мастерской, в которую нам очень хочется войти. Перерезание ленты.
II этап. Повторение и закрепление технологии практических умений выполняемых в мастерской, в которой проходили практические уроки при помощи выявления теоретических знаний на основе технологии проблемного диалога.
ПО
С
Т
А
Н
О
В
К
А
ПРО
Б
Л
Е
М
ЫПО
С
Т
А
Н
О
В
К
А
ПРО
Б
Л
Е
М
ЫАнализ для диалогической деятельности обучающегосяПодводящий диалог учителя Побуждающий диалог учителя
Предъявление первого факта
Внимание! Уважаемая бригада 7 класса. Сегодня мы вновь будем решать проблемы, которые буду создавать для
вас я.
Посмотрите, на центральной доске развешаны слова (окраска, сплошное шпатлевание, грунтование, сплошная окраска, шлифование, частичная подмазка шпатлевочным составом, частичная окраска).
Задание: Прочитайте их, и объясните причину нахождение данных технологических слов в мастерской.
Поиск решения. Примерные ответы учеников:
Я считаю, данные технологические слова в мастерской находятся не случайно. Это технологические операции, которые мы выполняли на протяжении всего времени, которого работали.
Я согласен с ответом одноклассника, это все технологические операции, которые выполняются с целью подготовки поверхности под водную окраску.
Предъявления второго факта Задание: Расположите данные технологические операции в той последовательности, в которой они вами выполнялись.
Фронтально работают с педагогом: Купин Николай, Щавинский Андрей,
Возле доски: Федоров Олег.
Индивидуально: Гладков Олег, Лохвицкий Артур.
Побуждение к осознанию Что вас удивило в процессе выполнения этих операций? Нас удивило, чтобы добиться качества, важно приложить свои усилия и кол-во тех.операций, так некоторые повторялись несколько раз.
Назовите операции, которые вы повторяли 3-4 раза? Называют.
Предъявления третьего факта Задание: Соотнесите трудовые действия с технологическими операциями.
Совместно с учителем и учениками проверяют правильность составления пооперационной схемы. На рабочих местах все ученики.
(Таблица прилагается).
Предъявления следующего факта Отберите те инструменты, материалы, которыми вы пользовались во время практических работ (кисти, валики, шпателя различного размера, уровень). Обоснуй свой выбор.
Я считаю….
Я пришел к выбору…
Я решил, что лишний …. Предъявления следующего факта Постановка проблемы темы и цели урока.
На доске слова Тема: поверхность - окраска - водный состав.
Учитель: Просит прочитать слова, и расположить в правильной последовательности изменяя склонения слов с целью выявления темы предстоящего урока.
Тема: «Окраска поверхности водными составами».
Предъявления следующего факта Учитель: Тема: «Окраска поверхности водными составами».
- Названная вами тема урока, какая теоретическая или практическая тема?
- Какую цель поставит каждый перед собой?
Пример.
1 ученик: Перед собой я ставлю цель выполнить окраску поверхности водными составами.
2 ученик: Я перед собой ставлю цель выполнить качественную окраску поверхности водными составами.
3 ученик: Моя цель на уроке окрасить поверхность водными составами.
4 ученик: Моя цель практически закрепить знания на уроке по окраске поверхности водными составами. Выбрать нужные инструкции на уроке в соответствии с темой и целью урока.
Подготовка поверхности перед применением водной краски:
Перед окраской поверхность очистить от пыли, меловой или известковой побелки;
Очистить от непрочно держащихся старых покрытий.
Дефекты удалить, поверхность выровнять шпатлевкой.
Удалить ржавчины с металлической поверхности (неверно).
Поверхность подготовленную пропитать грунтовкой.
Способ применение водной краски:
Перед применением краску тщательно перемешать.
Перед применением краску не рекомендовано перемешивать (неверно).
Способ нанесения водной краски:
Наносить краску на подготовленную сухую, чистую, ранее огрунтованную поверхность.
Наносить краску на подготовленную сухую, чистую поверхность (неверно).
Способ нанесения раствора на поверхность:(неверная инструкция)
1.Наносить раствор на подготовленную сухую, чистую поверхность.
2.Наносить раствор, нужно соблюдая ТБ и выполняя приемы набрасывания раствора на поверхность.
Меры предосторожности применение водной краски:
Избегать попадания водно-дисперсионной краски в глаза.
При попадании водно-дисперсионной краски в глаза промыть большим количеством воды.
Проводить работу в проветриваемом помещении.
Учитель: Предоставления различных поверхностей с целью выбора и обоснования.
Предоставленные поверхности: ГВЛ, деревянная, металлическая (лишняя, т.к. поверхность не окрашивают водно-дисперсионной краской).
Верно ли, что ваши действия состоят из следующих операций.
Надеть спецодежду.
Организовать рабочее место.
_______________________________ записать. Подготовить материалы и инструменты.

Побуждение учителем к осознанию правильности выполнения трудовых действий для последующих рассуждений обучающихся.
Как будете выполнять практическую работу сегодняшнего урока?
( Качественно, соблюдая ТБ, аккуратно)
Практическая работа с постановкой проблемы.
Каждому важно подобрать нужный цвет?
(у каждого ученика на столе образец с пятном какого-либо оттенка).
Что нужно для выполнения этой операции? (колер)
Дайте определение слову колер - это …
Подведение итогов на основе рефлексии.
- Оцените свою активность во время теоретичной части урока?
- Оцените качество выполненной работы?
- Оцените работу всего класса, как будущую бригаду?
- Совет напарнику……Я бы хотел, чтобы …
297180048260В завершении:
Решать, работать можно вечно.
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем нам за урок,
А главное, чтоб был он впрок!

См. Приложения 3
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: «Приготовление гипсового раствора,
для сплошного шпатлевание стен
в условиях учебной мастерской»
Формы организации учебной работы: диалог, практическая работа.
Класс: 9
Рассчитан урок на 2 часа.
Тип урока: урок комбинированный (урок-практикум, урок-игра).
Связь с другими предметами: производственное обучение, охрана труда.
Наглядность: - презентация «Приготовление раствора», ВИДЕО-ОТЧЕТ бригады.

Цель урока:
- отработать приёмы приготовления гипсового раствора и с правилами шпатлевание стен, применяя различный угол наклона шпателя на подготовленную поверхность.
Задачи:
- закрепить знания по теме «Шпатлевание специальными растворами» и отработать навыки нанесения раствора на поверхность различными по размеру шпателями;
- формировать адекватное представление учащихся о своем профессиональном потенциале в области штукатурно-малярной профессии для личностного самоопределения обучающихся и социализации личности;
- подготовить девятиклассников к обучению в профучилищах города.
Ход урока
1. Орг. момент
Учёт посещаемости.
Сегодня у нас необычный урок, а необычен он тем, что у нас гости. Каждому из нас предоставляется возможность побывать: мне в роли заказчика, вам квалифицированными мастерами строительной бригады, а гости выступят в роли комиссии по оценке качества выполненной работы.
ОБЪЯВЛЕНИЕ
Для ремонта помещения общей площадью 36 кв.м. требуется квалифицированная бригада для обучения учеников. Обращаться в школу по адресу Строительная, 19 каб. 1. Оксане Михайловне.
Диалог.
Исполнитель (ремонтной бригады):
Мы можем произвести ремонт вашего помещения.
Заказчик: Очень хорошо, но хотелось бы, чтобы на данном объекте работала квалифицированная бригада, которая дала бы совет и доказала словом и делом, что именно вы должны работать на данном объекте.

Исполнитель (ремонтной бригады):
1) Наша бригада на протяжении четырех лет выполняет ремонтные работы в помещении.
2) Мы закончили профессиональное училище № 3 г.Биробиджана.
3) В бригаде работают мастера своего дела, и мы сейчас к вашему вниманию предоставим ВИДЕО-ОТЧЕТ.
Девиз бригады:
Мы выполним ремонт и отделку помещения быстро, качественно и профессионально.
Вот фото объекта, которому требуется ваша помощь. Дайте совет по выполнению работ.
РАССМАТРИВАЮТ ФОТО-ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Исполнитель (ремонтной бригады):
1.Во-первых, поверхность важно огрунтовать. Грунтовка обеспыливает и уменьшает водопоглощение основания, тем самым увеличивает адгезию (сцепление) наносимых материалов с основанием.
2.После высыхания необходим гипсовый раствор. При его приготовлении нужно тщательно смешать компоненты и все перемешать.
3. Стены данного объекта нужно выравнивать, так как видны неровности, бугры на поверхности, трещины.
4. В этой работе понадобятся только шпателя различные по размеру (выбор шпателей из предложенных).
Заказчик:
- Для чего необходимо шпатлевание?
Исполнитель (ремонтной бригады):
- Шпатлевание производят для выравнивания неровностей, углублений и получения ровных поверхностей под окраску. После высыхания и шлифования должны получиться гладкие, ровные поверхности, без трещин и пузырей.

Заказчик:
Предлагаю пройти в данное помещение.
Практическая работа проводит бригадир
Бригадир проводит инструктаж по ТБ при шпатлевании и при работе на лестницах.
Требования к качеству при шпатлевании.
Знакомит с объектом, беседуют.
Раствор должен быть:
- нежидким и негустым, нормальной консистенции.
При работе со шпатлёвкой надо помнить:
Шпатлёвку наносят тонким ровным слоем толщиной 1-1.5 мм широким шпателем.
Если требуется уложить толстый слой, шпатлюют поверхность 2-3 раза.
Важно, чтобы шпатель всегда был в чистоте.
Следить за правильным захватом инструмента.
Бригадир распределяет работников по зонам (участкам).
Приступают к самостоятельной работе под контролем заказчика.
Подведение итогов на основе рефлексии.
- Оцените качество выполненной работы?
- Оцените свою активность во время теоретичной части урока?
- Оцените работу всего класса, как будущую бригаду?
- Совет напарнику……Я бы хотел, чтобы …….
Мнение комиссии: …


Библиографический список
1. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя / В.А.Адольф // Педагогика. - 1998. - № 8.
2. Балаев А.А. Активные методы обучения / А.А. Балаев. - М., 1986.
3. Братцева Г.Г. Активные методы обучения и их влияние на смену педагогической парадигмы / Г.Г. Братцева // Философия образования: сб. материалов конф. Вып. 23. – СПб., 2002.
4. Выбор методов обучения в средней школе / под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1981.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронковой. – М.,1994.
5. Гнатюк А. А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду // Дефектология. – 1986. – № 6.
6. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения / В.В. Гузе-ев. – М., 2001.
7. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. – М., 1969.
8. Кравалис Я. Я. Правильный выбор профессии во вспомогательной школе – залог успешной подготовки детей к жизни // Дефектология. – 1976. – № 5.
9. Копылова Т. Г., Лашина О. Л. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида // Дефектология. – 2006. – № 5.
_________________________________________________________________
______________________________________________________
_________________________________________