Конспект урока по чтению на тему:Звуки и краски зимы. Стихотворение С. Есенина «Поёт зима, аукает…»

Тема: Звуки и краски зимы. Стихотворение С. Есенина «Поёт зима, аукает» Цель:  отработка у учащихся функционально-грамотного чтения;  развитие у учащихся в процессе работы над произведением поэтического вкуса и образного мышления, умения находить в тексте средства художественной выразительности; формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умения понимать образные выражения, использованные в нём, умения представлять картину, нарисованную автором;  воспитание чувства бережного отношения к природе, умения видеть в обычном необычное, замечать красоту природы, любить свою Родину.  Задачи:  1. обеспечить в ходе урока повторение и закрепление основных понятий о средствах художественной выразительности;  2. формировать навык самоконтроля и самоанализа;  3. развивать эмоциональную сферу учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления и радости;  4. развивать познавательный интерес школьников;  5. формировать потребность в послеучебном познавательном труде;  6. обеспечить здоровье и свободное развитие личности;  7. содействовать в воспитании творческой личности.  Ход урока:  I. Организационный момент: Прозвенел, дружок, звонок
Начинается урок.  Все красиво дружно встали,  Улыбнулись, подровнялись.  Поздоровались прилично;  Чтоб учиться на "отлично",  Тихо сели за свой стол,  Начинаем разговор. 
1. Определение темы урока.
- Определить тему нашего разговора поможет загадка:
Тройка, тройка прилетела,  Скакуны в той тройке белы,  А в санях сидит царица  Белокоса, белолица,  Как махнула рукавом,  Все покрылось серебром. 
(Зима)

- Открываем страничку в новый литературный раздел.
- Прочтите его название («Поёт зима, аукает»)
- Посмотрите на разворот и скажите, о чём мы будем читать в этом разделе?
( О зиме, о зимней природе, о новогодних праздниках и о чём-то сказочном)
- Сегодня мы совершим путешествие в мир красок и звуков зимы, познакомимся с произведением С.А. Есенина «Поет зима, аукает» и попробуем нарисовать образ зимы.
- А помогут нам мастера кисти, музыки и слова.

2. Эмоциональный настрой.
- А сейчас я приглашаю вас в гости в «Зимнюю сказку» (видеоролик)

- Какую зиму вы увидели? (волшебную, сказочную)
- Какое волшебство творит зима? (очаровывает, околдовывает мир, преображает природу, убаюкивает её, окутывает сказочным сном)
- Какими красками художники рисуют зиму?

- По-разному называют зиму: Зима – красавица, Зима – рукодельница, Зима-царица, кружевница, мастерица, матушка-Зима.
- А как называли зиму великие поэты?
Прочитайте строчки из стихотворений. Вставьте пропущенное слово.  «______ зимою  Околдован, лес стоит» (Ф. И. Тютчев) 
« И вот сама  Идёт _________ зима» (А. С. Пушкин) 
- Можно ли сказать, что это слова близкие по значению?  - Как называются такие слова? (синонимы)
- Какое общее значение они имеют? (преображают мир)
 
- Кто желает прочитать наизусть стихотворение А.С.Пушкина?
А. Пушкин Вот север, тучи нагоняя,  Дохнул, завыл – и вот сама  Идёт волшебница – зима.
Пришла, рассыпалась; клоками  Повисла на суках дубов,  Легла волнистыми коврами  Среди полей вокруг холмов. 
Брега с недвижною рекою  Сравняла пухлой пеленою;  Блеснул мороз, и рады мы  Проказам матушки - зимы.

- Какое чувство передаёт поет? (восторг, радость)
- Какую картину вы бы нарисовали к этому стихотворению?
(дети рисуют словесную картину)

- Кто желает прочитать стихотворение Ф.И.Тютчева?
Ф Тютчев
Околдован, лес стоит И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, Не мертвец и не живой Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.

- Что удивило Ф. Тютчева в зимнем лесу? За что он назвал её волшебницей?
- Какую бы музыку вы написали к этому стихотворению?
- Какую картину рисует итальянский композитор Антонио Вивальди?
(падают снежинки)

Физминутка (звучит музыка А.Вивальди)
Рифмованный стишок с движениями
- Проведем речевую разминку. Представьте, что снежинки упали на ваши ладошки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с правой руки, с левой руки. - Произнесите предложение, делая ударение каждый раз на другом слове:  С неба падают снежинки. 

II. Основная часть 
1. Рассказ об авторе.
- Зима - удивительное время года. Зимняя природа привлекает и манит, пробуждает людей творить. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты с помощью слов, используя разнообразные художественные приёмы.
- Понаблюдаем, как С. Есенин рисует картину зимы.
- Знакомы ли вы с творчеством поэта?
- Какие стихи читали?
- О чём писал С.Есенин? (о Родине, о природе)
- С.А. Есенин очень любил родную природу и воспевал её в своём творчестве.
Удивительной была его судьба. За 30 лет, отпущенных ему на земле, Есенин успел так много, словно прожил огромную жизнь. В стихах С.Есенина все естественно и просто – как растет трава, как течет река, как наступает рассвет - и в то же время таинственно и загадочно... 
- Давайте вместе с автором окунёмся в мир зимней природы.

2. Первичное чтение.
(звукозапись: шум метели. Учитель читает стихотворение «Поёт зима»)
- Какое настроение автора почувствовали? (грустное) - Как вы думаете, с какой целью С. Есенин написал это стихотворение? Чтобы мы грустили или он хотел показать что-то другое? (хотел показать картины зимы)
- Какие картины зимы вы увидели?
- Какие звуки услышали?

3. Самостоятельное чтение.
- Прочтите самостоятельно и отметьте непонятные слова.

4. Словарная работа.
Поет – сильно дует
перекликается
Стозвоном – звон 100 сосен (автор.)
Сосняк – собирательное, сосновый лес.
Ковром шелковым – мягким ковром
Сиротливые – без родителей
Озябли – сильно замерзли
Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол
Вихри – порывистые круговые движения ветра
5. Постановка проблемного вопроса.
- Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению в учебнике. Что необычного заметили? О чём хочется спросить художника? Какой вопрос хочется задать?
(Почему зима изображена в образе живого существа?)

Работа над выразительностью.
- Сколько строф в стихотворении? (4)
- В стихотворении 4 строфы, т.е. 4 части, 4 картины. В каждой свои герои, свои чувства. Давайте разберёмся в них, чтобы научиться читать стихотворение выразительно.
6. Комментированное чтение.

1 строфа:
Поет зима аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

- В каком лесу оказался поэт? ( в сосновом, мохнатом)  - Мохнатый сосновый лес. Он звенит на морозе. Деревьев много и поэт нашёл удивительное слово «стозвон».
- Какое слово использует поэт, показывая лес? (мохнатый)  - Что значит это слово? (засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень много)
- Кто хозяйничает в лесу? Кто о лесе так позаботился? (зима)
- Похожа ли она на человека? Чем?
- Какие слова помогают оживить зиму?
- Как называется такой приём в литературе? (олицетворение)
- Кого олицетворяет зима? (заботливую мать)
- Какая она? Рисуем образ зимы (мягкая, добрая, немного грустная)
- Откуда видно, что автор грустит?
- О чём тоскуют облака? Какие они?
- С каким чувством будем читать 1 часть? (с чувством грусти)

2 строфа:
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

- Кто главный герой? (метелица)
- Чем необычен образ метелицы? (ковром шелковым стелется)
- Как понимаете это выражение?
- Как называется такой приём в литературе, где слова употребляются не в прямом, а в переносном значении? (метафора)
- Нравится поэту метелица? (любуется шелками, но в то же время побаивается-больно холодна)
- Звук л повторяется несколько раз и усиливает ощущение холода. И ковёр шелковый не случайно, т.к. шёлк хоть и нежная, красивая ткань, но прохладная.
- Какая зима во 2-й части? (красивая, но холодная)
- А по отношению к воробышкам? (равнодушная)
- Кого напоминает зима? (Снежную королеву)
- Какое чувство вызывают у автора воробышки? (жалеет их)
- Какие слова нашёл, чтобы показать жалость? (как детки сиротливые)
- Такой приём называется сравнение.
- С каким чувством будем читать 2-ю часть? (с чувством жалости)

3 строфа:
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

- Какие нежные слова нашёл автор для птичек? ( игривые, малые, голодные, усталые)
- Как называются такие слова в литературе? (эпитеты)
- Что вызывает тревогу у автора? Что его беспокоит? (птицы голодные)
- Что страшнее для птиц зимою - голод или холод?
- Зачем автор пишет нам об этом? (Птицам зимой очень плохо и они надеются на наше сочувствие)
-Покормите птиц зимой! И они порадуют нас весной своим трудом и пением.
- С каким чувством будем читать 3-ю часть? ( с чувством тревоги)
- Любуется ли метелицей автор в этой части? (нет, она превратилась в злую вьюгу)
- Отчего же злится вьюга? (хочет показать свою власть, силу,
могущество)
- В каком образе мы увидели здесь зиму? (в образе злой мачехи)

4 строфа:
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

- Есть ли надежда на спасение у нежных пташек? (есть)
- Где они нашли приют? (у мёрзлого окна, около человеческого жилья)
- Что ещё вселяет надежду? (скоро придёт весна)
- Зачем автор вводит образ весны?
- Зима не всесильна. На смену ей обязательно придёт весна. Тревога и грусть сменится на радость.
- С каким чувством будем читать 4-ю часть? (с чувством надежды)

Вывод: В одном произведении автор представил нам 4 образа зимы. Этим он хотел показать, что зима бывает разной (доброй, мягкой, холодной, суровой).
- Но в каком бы образе мы её не увидели, невозможно не восторгаться её красотой и величием.
Величава зима
Называть её хочется
Не по имени просто
А по имени отчеству
. . . . . . . . . . . . . . .
- Мы наблюдали как менялось настроение автора (от грусти до надежды)
- Прочитайте стихотворение так, чтобы передать не только настроение автора, но и свои чувства.

7. Выразительное чтение.
- Кому ещё захотелось прочитать это стихотворение?
- Давайте украсим стихотворение иллюстрациями, а затем прочтём.

8. Групповая работа.
(Дети подбирают к данным учителем иллюстрациям строки из стихотворения, объясняют свой выбор и коллективно читают стихотворение)

9. Беседа после чтения.
- В каком образе вы представляете себе весну? (молодая, красивая)
- Автор, изображая весну, снова использует олицетворение, т.к. это есть любимое художественное средство поэта, потому что во всём, что его окружало, он видел жизнь: и в пшеничном колоске, и в русской берёзке, и в перламутровой крапиве

- Теперь, наверное, вы сможете ответить на проблемный вопрос: Почему художник изобразил зиму как живое существо?
- Какая зима у художника на картинке? (добрая, мягкая, снежная)
- Кто любит такую зиму? Чем нравится? (можно поиграть в снежки, слепить снеговика)
- Я предлагаю вам слепить снеговика зрительно
(физминутка для глаз)

10. Рефлексия.
- Удалось ли нам увидеть и услышать зиму?
- Какие песни у зимы? (шум метели, рёв вьюги, скрип снега)
- Какие краски?
- Удалось ли нам увидеть образ зимы?
- Пригодятся ли вам эти знания?
- Что нового вы узнали о творчестве С. Есенина?
(В своих стихах поэт воспел красоту русской природы. Любовь к России он воспитал в себе ещё с детства. Во всём мире знают и любят стихи С.Есенина за теплоту, лиричность, удивительную образность. Его поэзия мелодична, музыкальна. Надо только уметь слушать и наслаждаться. Надеюсь, что и вы полюбите поэзию, стихи С.А. Есенина.)

11. Домашнее задание.
1.Выучить стихотворение наизусть
2.Нарисовать портрет зимы (по желанию)

12. Самооценка.
- Оцените свою работу на уроке. Сделайте это при помощи снежинок.
- Если вы довольны своей работой, пусть ваша снежинка будет весёлой, если нет – грустной.

13. Итог после самооценки.