Конспект урока по литературному чтению на тему Стихотворение С. А. Есенина Береза (3 класс)


Тема: Стихотворение С. А. Есенина «Берёза»Тип урока: Изучения нового материалаЦель урока: познакомить учащихся с творчеством С. А. Есенина и его стихотворением «Берёза»
Задачи:образовательная: активизировать чувственное восприятие художественного слова, способствовать образному восприятию стихотворения. Раскрыть авторское отношение к природе. Формировать знания об как эпитете образном средстве языка;развивающая: способствовать развитию воображения, связной речи, художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов, умения анализировать, находить в тексте стихотворения уже известные художественные приемы, умение ориентироваться в мире книг;
воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, интерес к чтению; желание читать.
Планируемые результаты урока
Предметные: выразительное чтение стихотворения; выделение эпитетов и сравнений; сравнение строф стихотворения; определение интонационных партитур.
Метапредметные:УУДПознавательные – овладеть приёмами понимания прочитанного стихотворения, осознанно строить речевые высказывания в устной форме, выделить главную мысль стихотворения.Регулятивные – развивать способность выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты.Коммуникативные – ответы на вопросы на основе прочитанного стихотворения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.Личностные – принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Средства обучения: учебник «Литературное чтение» Л. А. Ефросинина 3 кл. 2ч., рабочая тетрадь, электронная презентация
Ход урока:
Педагогическая деятельность преподавателя Учебно-познавательная деятельность обучающихся
I.Мотивация к учебной деятельности
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александр Викторович, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
-Как вы понимаете высказывание «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (1 слайд)
-Так для чего нужны уроки чтения?
-А только ли на уроках чтения мы пополняем наш багаж знаний?
-Мы читаем потому что нам интересно узнавать, что-то новое. -Если мы не будем читать книги, то и наши мысли, и речь будут скудны и однообразны.
-Чтобы пополнять багаж знаний.
-Нет.
II.Актуализация знаний
- Начнём урок с речевой разминки1. Дыхательная гимнастикаВдох, на выдохе: а, о, у, и, е.Вдох, на выдохе цифры по порядку, начиная с 1 до 10.
2. Работа со скороговоркойБелые бараны били в барабаны (2 слайд)- Прочитайте скороговорку вполголоса.-Давайте прочитаем хором, медленно.
-Теперь хором, но побыстрее.
-А теперь еще быстрее.
-А сейчас, хором, но очень быстро.
-А теперь прочитай быстро ты…
(Спрашиваю нескольких учеников)
- Проверим домашнее задание. Выразительное чтение стр. 68-69.
-На дом вам было задано выразительно прочитать стихотворения. Давайте проверим, как вы с этим справились. Выполняют речевую разминку
III. Подготовка к восприятию
Чтение четверостишия (загадка) (3 слайд)Это дерево — символ России,От него исходит нежный свет,Делится своей целебной силой,И роднее дерева нам нет.
-Прочитайте вполголоса.
-Прочитайте с разной интонацией (весело и грустно).-Вы догадались, что это за дерево?
- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством известного русского поэта, постараемся проникнуть в его восприятие природы, убедимся в том, насколько прекрасно все, что нас окружает. И надо лишь только быть внимательным, обладать «открытым» сердцем для того, чтобы увидеть и прочувствовать всю красоту.
-Сейчас я прочитаю вам стихотворение Николая Леопольдовича Брауна, а вы попробуйте услышать в нём фамилию русского поэта:
В этом имени – слово «есень» . Осень, ясень, осенний цвет. Что – то есть в нём от русских песен – Поднебесье, тихие веси, Сень берёзы и синь – рассвет. Что – то есть в нём и от весенней, Грусти, Юности и Чистоты… Только скажут : «Сергей Есенин»,- Всей России встают черты… 
-О творчестве какого поэта пойдет сегодня речь?-Верно. Мы сегодня познакомимся с его стихотворением «Берёза».
-Посмотрите на портрет поэта. (4 слайд) Всмотритесь в это лицо. Чтобы по настоящему понять оразы его стихотворений. Попробуйте, глядя на портрет поэта, представить, каким человеком был Сергей Александрович Есенин?
-Недаром фамилия у него – Есенин. Есенин – весенний гений, так хорошо рифмуется. В нём действительно есть что-то весеннее. Он – гордость русского народа. Его стихи – живой родник. Посмотрите, какое одухотворенное лицо, глаза, устремленные вдаль. Губы слегка приоткрыты, словно он что-то шепчет. А может в этот момент и рождаются строки стихотворений.
-А сейчас ваш одноклассник немного расскажет, о жизни С. А. Есенина.
С. А. Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября (3 октября) 1895 года. Родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику было 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Целые дни летом мальчик проводил на воле. Он любил бескрайние поля и луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных…
В осенние и зимние вечера, забравшись на печь, любил он слушать бабушкины сказки, её грустные степны песни. Хотелось самому сочинять, и свои первые стихи он сочинил в 9 лет.
-А теперь, кое-что, вам расскажу я.
-Первое же напечатанное стихотворение С. А. Есенина «Берёза» появилось, когда ему было 19 лет в журнале «Мирок». В том же журнале были напечатаны и другие его стихию Но «писать для детей – надо особый дар иметь», - говорил Есенин и редко писал для них.
С. А. Есенин – исконно русский поэт. Он воспевал в своих стихотворениях природу и не зря его называли певцом русской природы. Сергей Есенин прожил очень мало, всего 30 лет. Но за это время он смог достичь многого.
- Что нового и интересного вы узнали о жизни и творчестве С. А. Есенина?
Выставка книг (5 слайд)
-Все эти книги посвящены творчеству С. А. Есенина.
- Прочтите названия этих книг.
-О чем, по вашему мнению, эти книги?
-Можно ли по иллюстрации понять, о чем эти книги?
- Вы их можете найти в библиотеке. А я буду рад, если вы заинтересуетесь творчеством этого поэта и почитаете что-то самостоятельно.
-Давайте и мы сейчас перенесемся в мир природы. Посмотрите на картины природы. Что изображено на иллюстрации? (6 слайд)
-Какое из этих деревьев стало символом России, самое любимое дерево русского народа?
-Во многих странах тоже есть деревья-символы. Во Франции – каштан, в Японии –сакура, дую – символ Германии, а вот у нас такое, изящное, ажурное дерево – береза.
-Многие поэты писатели обращались к ее образу, называя ее русской красавицей. О ней сложено много песен, былин, сказок. Её видят как хитрую помощницу, как заколдованную девицу, как прообраз Золотой рыбки. Она – символ женственности и плодородия у многих народов.
-Много прекрасных слов сказано о березе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви. А в поэзии берёза сравнивается с образом русской девушки. Россия всегда ассоциировалась с березой. Это истинно русское дерево. Ее часто называют женственными словами: матушка, красавица и т.д.
-Ребята, кто из вас помнит, что такое эпитет?
-А что такое метафора?
-Что такое олицетворение?
Эпитет – красочное определение.
Метафора – переносное значение.
Олицетворение – неживому приписываются свойства живого. (7 слайд)
Физкульминутка.
-Берёза.
Слушают.
Воспринимают.
-Сергей Есенин.Смотрят.
Думают.
-Он был молодой и красивый, у него очень умные и добрые глаза. Он задумчивый и мечтательный. Романтик.
Слушают.
Воспринимают.

Ответы детей.
Смотрят.
Отвечают.

-Зимние деревья.
-Берёза.Слушают.
IV.Работа со стихотворением
Первичное знакомство с текстом.
-Закройте глаза, прослушайте стихотворение и постарайтесь увидеть берёзку. А затем скажете мне, какой вы ее увидели.
Чтение стихотворения учителем.
-Какой же предстала перед вами берёзка?
-В какое же время года описано деревце в стихотворении?
Самостоятельная работа со стихотворением.
-Прочитайте про себя стихотворение по строфе. Подчеркните непонятные слова и выражения.
-Как вы понимаете слова: кайма, бахрома? (8 слайд)
Кайма – отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.
Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь, с рядом свободно свисающих нитей, а так же ряд свисающих нитей, кистей.
Анализ стихотворения.
-Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
-Какое настроение создало?
-Какие цвета преобладают в этом стихотворении? Докажите текстом.
-Почему именно эти цвета увидел поэт?
-Можно ли сказать, что поэт оживляет природу? Найдите слова, которые это подтверждают.
-Вспомните, как называется такой прием?
-Какие еще приемы применил автор, чтобы показать красоту снежной природы?
-Найдите в тексте.
-Что дают эпитеты для вашего восприятия?
-А есть ли здесь метафоры? Найдите в тексте.
-Подумайте, какое настроение владело у автора, и должно быть у нас, когда мы будем читать то стихотворение?
-Какие еще чувства у вас вызвало это стихотворение?
-Какое настроение природы рисует автор?
-Тогда подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный?
Работа над выразительностью.
-Для того, чтобы понять насколько глубоко написано это стихотворение, чему мы должны научиться?
-Чтобы научиться выразительно читать, правильно чувствовать это стихотворение, нужно отметить паузы, логические ударения и определить темп чтения.
-Обратите с вами повторим условные обозначения, которые используются для построения речевой партитуры (9 слайд)
| - короткая пауза
|| - длительная пауза
̶̶̶̶ ̶̶ ̶ ̶̶ ̶ - слово, на которое падает логическое ударение
-Проставьте карандашом в учебнике все условные обозначения.
-А теперь отработайте выразительное чтение парами. Послушайте друг друга, и дайте советы друг другу.
(Прошу нескольких учеников прочитать выразительно стихотворение)
Ответы детей.

-Белая, серебристая.
-Обходит, обсыпает.
-Олицетворение.
-Сравнение.
-Эпитеты.
-Восхищение.
-Не торопясь, сонная.
-Неторопливый.
-Выразительно читать
V.Обобщающая беседа
Стихи о берёзе (хрестоматия 10 слайд)
-Прочитайте оба стихотворения. Выберите понравившееся и подготовьте к выразительному чтению.
(Прошу нескольких учеников прочитать выразительно понравившееся стихотворение)
Работа в тетради на печатной основе.
Стр. 43 №1, №2, №3, №4.
-Давайте проверим, как вы выполнили задания
-Что нового вы узнали о жизни С. А. Есенина?
-С каким стихотворением мы познакомились сегодня на уроке?- Какова тема стихотворения?
- Мог ли написать такие строки человек, который редко бывает наедине с природой?
-я надеюсь, что вас не оставило равнодушными творчество С. А. Есенина, и вы обязательно почитаете его стихи. Выразительно читают.
Выполняют.
Отвечают.
VI.Рефлексия
-За что понравилось, вам это стихотворение?
-В чем разочаровало вас это стихотворение?
(11 слайд) Д.з. стр.71, стих «Берёза» наизусть, раб. тет., стр 44 №5 Отвечают.