Инновационный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей младшей группы Маленькие патриоты России


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 8 «ЗВЕЗДОЧКА»







Инновационный проект для детей младшего дошкольного возраста «Маленькие патриоты России».
ПОДГОТОВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ НАУМЕНКО Н.В








СТ. ЕГОРЛЫКСКАЯ
2017 Г
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Паспорт проекта....3
2. Сформированность ресурсной базы ДОУ
3.Этапы работы
4.Структура и содержание проекта
5.Дальнейшее развитие проекта
6.Литература














1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта
«Маленькие патриоты России».


Основные разработчики проекта
Автор проекта: Науменко Наталия Владимировна


Участники проекта и исполнители основных мероприятий
дети младшего дошкольного  возраста, родители, педагоги,  музыкальный руководитель детского сада.

Вид проекта
Информационно-практико-ориентированный. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)
творческий(оформление результата в виде открытого занятия, выставки, акции, досуга, развлечения и др.)

Цель проекта
создание педагогических условий для развития у младших дошкольников ценностного отношения к культуре, истории, традициям своей семьи, родного города, воспитания основ гражданственно-патриотических чувств.

Задачи проекта
Содействовать:
-Созданию условий, обеспечивающих познание ребенком ценностей культуры родного города.
-Развитию у детей интереса к истории и традициям своей семьи, улицы, города, историческому прошлому своего народа; эмоционально-эстетической сферы чувств ребенка в процессе восприятия музыкальных, литературных, скульптурных, изобразительных произведений.
-Развитию творческого потенциала дошкольников в художественно-изобразительной, речевой, музыкальной, игровой деятельности.
-Воспитанию основ гражданственно-патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность проекта:

Обусловлена
потребностями современного образования и воспитания в развитии будущего патриота, гражданина страны (Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 гг.», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и др.;
созданием образовательной среды развития личности ребенка и оказания ему помощи в нахождении своего места в истории, культуре родного города;
использованием сензитивного периода в воспитании любви к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу и т.п.

Новизна проекта:

содержание раскрывает ценности семьи, родного города и т.п.;
проект ориентирован на проникновение в духовные пласты личности ребенка дошкольного возраста, в его эмоциональноэстетические и социально-нравственные сферы;
содержание предусматривает знакомство дошкольников с культурой и традициями своей семьи, детского сада, родного города;
проект предполагает интеграцию различных видов искусств в процессе реализации его содержания (музыка, литература, скульптура, архитектура и т.п.).

Сроки и этапы реализации проекта
1 этап. Организационно – подготовительный (январь 2017г.)
2 этап. Основной (февраль 2017 г.– май2017 г.)
3 этап. Заключительный (июнь 2017г.)

Ресурсное обеспечение проекта

Материально – техническое обеспечение проекта: игровое оборудование, компьютеры, фотоаппарат, видеокамера, ноутбуки, проектор для презентаций.
Учебно – методическое обеспечение проекта: наличие нормативных документов, Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности Крылова Н.М. «Детский сад – дом радости. »,  Пермь «Книжный мир» 2005г.;
Кадровые ресурсы обеспечения проекта: педагоги группы, музыкальный руководитель, участвующие в реализации проекта прошли курсы повышения квалификации на темы: «Реализация ФГОС дошкольного образования для воспитателей»
Информационные ресурсы обеспечения проекта: выход в Интернет, электронная почта, портфолио педагогов (в печатном и электронном виде), медиотека (видеотека и презентации методических материалов), сайты педагогов, сайты ДОУ.



Структура и содержание проекта
Модуль 1 «Мой любимый детский сад»
Модуль 2. «Моя семья»
Модуль 3. «Мои друзья»
Модуль 4. Наши защитники»
Модуль 5. «Моя мама»
Модуль 6 «Родная станица»
Модуль 7«Родная страна»

Ожидаемые результаты реализации проекта
Будут созданы условия для развития и обогащения образовательного пространства ДОУ, повышения качества образования.
Повысится уровень профессионального мастерства педагогов при использовании проектной технологии в образовательном процессе ДОУ.
3.Осуществится внедрение модели «Взаимодействие детского сада с различными социальными институтами в процессе развития у дошкольников ценностного отношения к историческому прошлому нашего народа»
4.Будут изготовлены фотоальбомы: «Семейный альбом группы «Пчёлки», «Моя станица Егорлыкская», макет улицы.
5.Собраны открытки с достопримечательностями городов - Москвы, Ростова -на Дону
6. Оформлена мультимедийная презентация MicrosoftPowerPoint «Россия – Родина моя» с эффектами анимации и звуковыми файлами, которая поможет в доступной игровой форме донести детям информацию об истории и традициях семьи, улицы, города, историческому прошлому своего народа
повысится заинтересованность родителей в формировании у детей представлений о родном доме, семье, детском саде, городе.
7. Положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания - формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома. 

Система организации контроля за исполнением проекта
Контроль в рамках проекта осуществляет заведующий (старший воспитатель) МБДОУ



2. СФОРМИРОВАННОСТЬ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ ДОУ
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.  Для реализации проекта в младшей дошкольной группе, участвующей в проекте «Маленькие патриоты России», создана предметно-пространственная среда, т.е. условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующие специфике дошкольного возраста, обеспечивающие полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей.
Созданная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства учреждения, группы, а также игрового участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей младшего дошкольного возраста в соответствии с целями и задачами проекта.
Пространство группы не делится на «зоны», в каждой из которых можно заниматься только определенным видом деятельности. Отсутствие жесткого зонирования средового окружения имеет принципиальное значение, так как развитие ребенка в деятельности и посредством деятельности предполагает движение не от предмета, а от замысла к результату с использованием предмета.
В качестве системообразующих элементов среды выступают разные виды детской деятельности: игровая, конструктивная, трудовая, познавательная, двигательная, художественно-эстетическая, коммуникативная.
Свободное, внесюжетное размещение элементов среды позволяет воспитанникам гибко и разнообразно использовать средовые ресурсы, позволяет обеспечивать возможности их интеграции воспитанниками в зависимости от целей того или иного вида деятельности, творческую реализацию замыслов, самостоятельность и самоорганизацию, а также даёт возможность организации пространства группы и предметной среды по тематическому принципу.
Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. 
Например:
В процессе игры «Детский сад» дети узнают о таких профессиях как Воспитатель, няня, повар, шофер, закрепляют знания о труде взрослых, выполняющих различную деятельность, где ярко выражен предметный результат, направленный на заботу о детях. игра способствует развитию интереса, положительного отношения к своему детскому саду, желания посещать его.
Игра «Семья» способствует развитию умения узнавать по фотографиям и называть членов семьи, их действия; понимания, что у других детей тоже есть своя семья, родители, что родители и дети любят друг друга, заботятся друг о друге.
Работа по созданию и обогащению предметной развивающей среды в группе по нравственно-патриотическому воспитанию предполагает сотрудничество с родителями воспитанников.
Например: открытки с достопримечательностями городов - Москвы, Ростова -на Дону, «Семейный фотоальбом» - это мобильный средовый элемент, созданный детьми вместе с взрослыми и выполняющий функцию более глубокого и разностороннего овладения воспитанниками содержанием текущей познавательной темы «Маленькие патриоты России».
«Полочка с предметами избыточной информации».
Этот элемент среды выполняет функцию обогащения представлений детей (преимущественно в зоне «неясных» знаний), развития познавательной активности. Полочка избыточной информации предназначена для презентации различных предметов народных промыслов России и Ростовской области: «Гжель», «Хохлома», «Семикаракорский фарфор».
Это мобильные элементы среды, их содержание изменяется воспитателем не менее одного раза в 12 недели в зависимости от того, на каком этапе реализации находится проектная деятельность воспитанников.

3.ЭТАПЫ РАБОТЫ
Этапы
Содержание
Результат

1.Организационно – подготови тельный
(январь 2017)
- сбор информации о проектной деятельности;
- подбор информации, материала по нравственно – патриотическому воспитанию;
- составление тематического плана работы по нравственно – патриотическому воспитанию;
- подбор и создание наглядно - дидактического материала по нравственно – патриотическому воспитанию;
- создание условий для совместной творческой деятельности (ребёнок, родитель, воспитатель);
- привлечение родителей к реализации данного проекта (проинформировать по теме, собрать необходимый материал для оформления стенда, принять активное участие в обсуждении, способствовать повышению познавательной активности родителей).
Разработка и оформление паспорта проекта.
Определены, цели, задачи, содержание деятельности, ожидаемый результат.

Презентация проекта на педсовете ДОУ.



2.Основной (февраль 2017 г.– май2017 г.)
Реализация цели и задач проекта в соответствии с перспективным планом проекта.


3.Заключительный
(Июнь)
- обобщение материалов проекта, соотношение прогнозируемых результатов с полученными.
Праздник «День независимости России» 
Создание единой «Большой книги профессий для самых маленьких»
Демонстрация результатов реализации проекта.



4.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Проект «Маленькие патриоты России» - это огромное поле для деятельности детей и взрослых. Структура и содержание проекта отражают последовательность формирования у детей нравственно – патриотических чувств и духовно – нравственного отношения к родному дому, семье, детскому саду, городу.
Модуль 1 «Мой любимый детский сад»
Модуль 2. «Моя семья»
Модуль 3. «Мои друзья»
Модуль 4. «Наши защитники»
Модуль 5. «Моя мама»
Модуль 6 «Родная станица»
Модуль 7«Родная страна»
Образовательная деятельность по ознакомлению детей с Россией начинается в январе с модуля «Мой любимый детский сад». В начале учебного года мы познакомили детей с помещением группы, с предметами, находящимися в группе и их назначением. Обратили внимание детей на то, что в группе всё сделано так, чтобы им было удобно, комфортно. О детях заботятся сотрудники детского сада воспитатель, няня, повар, медсестра и др. Знакомя детей с трудом сотрудников детского сада, мы постоянно подчеркиваем их заботу о детях. В первую очередь, мы познакомили детей с трудом помощника воспитателя, с которым дети сталкиваются каждый день. Основной метод ознакомления с трудом взрослых наблюдение. Мы вместе с детьми приходим в кабинет медсестры, на кухню, где трудится повар, дети рассматриваем предметы, необходимые взрослым для работы, взрослые рассказывают о своей работе детям. 
За трудом шофера и дворника дети наблюдают во время прогулки.  Знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, а также при чтении некоторых произведений художественной литературы. Главная задача вызвать чувство уважения к людям труда, желание казать им посильную помощь.  Дети познакомились с территорией детского сада, с зелеными насаждениями, которые ее украшают, со своим участком, с физкультурной площадкой. Мы рассказываем им о том, что взрослые много сделали для детей, и их труд надо беречь. Приучаем детей бережно относиться к окружающим их предметам, растениям, ко всему живому.  Первая неделя февраля посвящена работе по второму модулю «Моя семья». Большое внимание в группе уделяется воспитанию любви к самым близким людям – родителям. Способствуем расширению представлений о родственных связях, поведении, соответствующем таким ролям, как сын, дочь, внучка (внук). Содействуем укреплению эмоциональной привязанности к родителям (другим близким); развитию уважения к старшим, гордости за достижения членов семьи (других родственников); запоминанию фамилии и имен родителей.
Предлагаем принести семейные фотографии, рассказать о членах семьи, устраиваем фотовыставки («Моя любимая мама», «Мой замечательный папа»), собираем фотоальбом «Моя семья». Предлагаем детям сюжетно- ролевые игры «Семья», « Гости» и др. Рассказываем о структуре семьи, о том, какой она должна быть, чтобы всем было хорошо. Как родные люди должны жить в семье: мирно, дружно, без ссор, помогать друг другу, понимать и любить друг друга. Дети узнают, что в каждой семье есть свои традиции, их нужно знать и соблюдать. И, таким образом, постепенно мы подводим детей к пониманию того, что такое семья, что она должна быть дружной и крепкой. 
Модуль второй недели февраля «Мои друзья» реализуем, используя беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы - друзья», «Правила, по которым мы живём», воспитываем доброжелательность, желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки – всё это формирует личное отношение ребёнка к соблюдению моральных норм, чувство долга. Знакомим детей с образцами адекватной реакции на то или иное состояние; корректируем поведение ребенка, активно используя похвалу («Спасибо, что ты был ко мне так внимателен»). Способствуем воспитанию культуры поведения малыша со сверстниками и взрослыми: способности согласовывать собственные желания с интересами товарищей, подчинять свое поведение общепринятым нормам В игровой форме дети приобретают знания, умения и навыки того, как должен себя вести человек, чтобы ему хорошо жилось в этом мире с другими людьми. 
Модуль третьей и четвёртой недели февраля «Наши защитники».
Здесь мы знакомим малышей с понятием «защитники». Даём начальное представление об армии, о родах войск; знакомим с военными и мирными профессиями их отцов; закрепляем в словаре название страны, в которой мы живем; содействуем формированию умения отвечать на вопросы полным ответом, побуждаем рассказывать о военной и мирной профессии своего папы; воспитываем уважение к защитникам Отечества. Большая работа ведётся по подготовке к празднованию 72-й годовщины Дня Победы. 
Весь март посвящён модулю «Моя мама». Реализуя данный модуль, мы беседуем с детьми о мамах, обращаем их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи сложить самому одежду, убрать игрушки и т.д. Объясняем детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме.
Модуль «Родная станица», реализуемый в апреле способствует воспитанию любви к родной станице. Это одна из главных задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город (станица), но их необходимо с этим понятием знакомить. Мы рассказываем детям, что в станице много домов, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Побуждаем детей рассказывать о своей улице, доме, в котором они живут.  В течение месяца мы рассматриваем вместе с детьми открытки с достопримечательностями станицы, фотографии тех мест, где они побывали с родителями ( парк, стадион, берег реки и т.д.).
И завершает проект «Маленькие патриоты России» модуль «Родная страна» Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «город», «станица». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. Работа по данной теме тесно связана со знакомством с родной станицей. Мы обращаем внимание детей на празднично украшенные улицы, украшаем группу к праздникам. После праздников, беседуя с детьми, спрашиваем, где они были на празднике, что видели. Такие беседы, разговоры вызывают в детях чувство сопричастности к большим событиям родной страны.  Рассматривая иллюстрации с изображением природы родной страны в разные времена года, учим детей видеть красоту различных пейзажей. Сообщаем детям название страны и часто повторяем, что мы живём в России, что Москва-это главный город нашей страны  Знакомим детей с культурой своего народа: рассказываем русские народные сказки, играем в народные игры, читаем и разучиваем народные потешки, рассматриваем предметы народно-прикладного искусства, постоянно подчеркивая, что все это придумал, сделал русский народ.  Содержание  определяется возрастными особенностями детей, строится на адекватных дошкольникам видах деятельности: проведении бесед, чтении художественной литературы, исследованиях, дидактических, сюжетно-ролевых играх, компьютерных презентациях, экскурсиях, наблюдениях, художественном творчестве, культурно – досуговых мероприятиях. 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] планируется воспитателем дифференцированно в утренние и вечерние часы, проводится в совместной деятельности взрослого с детьми в ходе специально организованных образовательных ситуаций и в самостоятельной свободной деятельности детей.
Работа с родителями
Патриотическое воспитание невозможно без тесного взаимодействия детского сада с семьёй. Необходимо не столько педагогическое просвещение родителей, сколько активное участие семьи в разработке форм и методов патриотического воспитания. Мы использовали в работе следующий принцип: семья и родители - союзники детского сада. Для включения семьи в совместную работу мы систематически проводили консультации и индивидуальные беседы, анкетирование родителей, привлекали родителей к сбору материала для оформления альбомов «Моя станица Егорлыкская», «Семейный альбом группы «Пчёлки»», к изготовлению стенгазет «Мой папа лучше всех!», «Мамочка милая, мама моя».
Основное направление нашей работы по патриотическому воспитанию - это движение от воспитания в детях любви к близким людям, природе, родному городу к достижению наивысшей цели - воспитанию чувства гордости и любви за свою Родину. 
тема
Работа с детьми
Работа с родителями
месяц



«Мой
любимый
детский
сад»
1. Экскурсия по детскому саду и продолжение знакомства с трудом сотрудников.
2. Беседы на тему:
а) «Моя группа»,
б) «Мои друзья»,
в) «Как вести себя в детском саду».
3. Наблюдение за играми старших детей.
4. С/р игра «Детский сад».
5. Чтение книг о дружбе.
Чтение рассказа Н. Забилы: «Ясочкин садик».
6. Игровые ситуации: «Мы играем».
1.Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей.
2. Памятка для родителей: «Патриотическое воспитание дошкольников».



3-4 неделя января


«Моя семья»
1. Рассказы детей о членах своей семьи.
2. Рассматривание семейных фотоальбомов.
3. С/р игра «Семья».
4. Заучивание потешки: «Расти коса до пояса».
5. Беседы на тему:
а) «Как я помогаю дома маме»;
б) «Дом, в котором я живу»;
в) «Мои игрушки»;
г) «Можно – нельзя» (поведение дома).
6. Разыгрывание ситуаций:
а) «Как поднять настроение маме?»;
б) «Вечер в семье».
7. Чтение с детьми: а) С. Капутикян «Моя бабушка»;
б) Л. Квитко «Бабушкины руки»;
в) Г. Виеру «Мамин портрет».
8. Продуктивная деятельность: аппликация: «Платочек для мамы».
1. Изготовление фотоальбома: «Семейный альбом группы «Пчёлки».
2. Консультация: «Как научить детей охранять природу».
3.Выставка детских работ по теме «Моя семья».


1 неделя февраля











«Мои друзья»




1.Беседы с детьми: «Мои друзья», «С кем я дружу».
2. Игры: «Ласковые слова», «Назови ласково».
3. Разыгрывание ситуаций: «Ссора», «Как помириться?»
4. Чтение и разучивание стихов о дружбе.
1. Консультация для родителей: «Воспитание любви к родному городу в семье и детском саду».
2.Презентация книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей.
2 неделя февраля







«Наши защитники»



1. Беседа с детьми о папе, с рассматриванием фотографий.
2. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».
4. Изготовление подарков для пап
5. Рисование «Самолеты летят».
6. Заучивание песен и стихов об армии
7. С/р игра «Мы солдаты»
1 Круглый стол на тему «Прогулки с детьми по родному городу».
2 Привлечение родителей к созданию альбома «Наша армия родная».
3 Выставка детских работ на тему «Мы защитники».
4Фотоконкурс «Мой папа лучше всех»


3-4 неделя
февраля


«Моя мама»
1. Беседа с детьми о своих мамах .
2. Изготовление подарков для мам.
3. Аппликация «Красивое платье для мамы».
4. Разучивание песен и стихов о мамах, бабушках.
5. С/р игра «Дочки – матери».
Консультация для родителей: «Учитесь говорить со своими детьми», «Воспитываем патриота».
2. Привлечение родителей к проведению развлечения



март



«Родная станица»


1. Целевая прогулка по улице.
2. Беседы на тему:
а) «Мой адрес»;
б) «Улица, на которой я живу»;
в) «Что мы видели в нашей станице».
3. Рассматривание иллюстраций, фотографий: «Наша станица Егорлыкская».
4. Чтение с детьми: С. Михалков: «Моя улица».
1. 1.Изготовление альбома «Наша станица Егорлыкская».



апрель


«Родная страна»
1. Беседы на темы:
а) «Мы живем в России»;
б) «Береги станицу».
2. Рассматривание иллюстраций, фотографий: «Москва – столица нашей Родины».
3. Конструирование: «Постройка города».
4. С/р игра «Путешествие».
5.Развлечение «День независимости России»
2. Участие родителей в групповых занятиях «Семейные традиции».



Май- июнь


5.ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА
Выступление на районном методическом объединении воспитателей дошкольных учреждений.
Публикации педагога на сайте ДОУ, в местных СМИ.
Обогащение и расширение содержания проекта.

6. ЛИТЕРАТУРА: 
Крылова Н.М. «Детский сад – дом радости. Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности»,  Пермь «Книжный мир» 2005г.;
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005. 
Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ Авт. сост.: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. М.: АРКТИ, 2003. (Развитие и воспитание дошкольника). 
Маханева М.Д. Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников. М .: 2009 








13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315




)ђ Заголовок 1»ђ Заголовок 215