Круглый стол «Счастливая семья — счастливый ребенок!»


Круглый стол «Счастливая семья - счастливый ребенок».
Ход круглого стола:
I. Организационный момент. Сообщение темы, постановка цели.
II. Основная часть.
Звучит музыка.
Ведущий: Добрый день! Мы благодарны вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываем на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным. Ведущий: Наши дети подобны нежным цветам в огромном саду. Им нужен утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнуряющий зной и сильная буря. Нельзя оскорблять и ненавидеть своих детей, обижать их, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки. Обращайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к вам будет идти из глубины сердца, и они исполнят свой долг перед вами. Но как этого добиться? Об этом мы поведем наш разговор сегодня.
Ведущий: Задача школы и родителей – дать каждому ребенку счастье. Понятие счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми. Только вместе с родителями, общими усилиями, можно дать детям большое человеческое счастье.
Ребенок, и только он, должен быть для родителей на первом месте. Родительская любовь, как ничто другое, способствует возникновению и укреплению у ребенка чувства собственного достоинства и самоуважения. Но никакое чувство не должно быть чрезмерным, иначе оно превращается в свою противоположность.
Ведущий: Родительская любовь – одно из самых красивых и чистых человеческих чувств. Она воспитывает у ребенка чувство благодарности, умение понимать людей и готовность прийти им на помощь.
Воспитание детей является делом величайшей важности. Мама и папа должны лучше всех знать своего ребенка.
Однако в жизни порой бывает совсем не так… К сожалению, еще нередки ситуации, когда родители с горечью приходят к выводу о том, что они не очень-то хорошо понимают своих детей, поведение которых порой бывает для них неожиданным, и не могут объяснить некоторые действия сына или дочери. Родители начинают размышлять чаще всего тогда, когда у их ребенка появляются такие трудности в учебе, которые начинают доставлять им много хлопот. Задумываются родители и тогда, когда надо принять в отношении ребенка важное решение, например, о его переводе из школы в школу или о дальнейшей форме обучения, когда ребенок стал подростком.
Для того чтобы родители не совершали подобных ошибок, не отдалялись от своего ребенка, есть шесть педагогических советов, помощников в воспитании. Предлагаю вам ознакомиться с этими советами.
Педагогические советы родителям
1. Старайтесь прийти к согласию.
Вы созданы для того, чтобы проявить друг к другу любовь, а не своенравие и злобу.
2. Детские годы и сила привычки.
Родители должны помнить: очень трудно обучать и исправлять недостатки ребенка, его характер после наступления половой зрелости. Как показывает опыт, даже если усилия приведут к некоторым изменениям, в конечном итоге это будет абсолютно бесполезно. Он может, вероятно, изменить что-то в своем поведении сегодня, но скоро все забудет и вернется к привычному для себя образу действий. Следовательно, заложить твердый фундамент личности необходимо еще в раннем детстве. Пока ветвь зеленая и гибкая, ее можно легко выпрямить.
3. Слова и дела родителей – пример для ребенка.
Дорогие родители, не окажитесь среди тех, кто дает хорошие советы, но не следует им сам.
4. Самоконтроль.
Воспитание ребенка должно быть настолько высоко (что ему было бы легче), чтобы ему даже в голову не пришло оклеветать человека или дать волю своему гневу.
5. Держите слово, данное детям.
Доверите, есть единственная дорога, ведущая к спокойствию и уверенности. Через доверие обретается стабильность в любом деле.
6. Не обманывайте детей.
Доверие есть основа всех добродетелей. Родители должны воспитывать детей таким образом, чтобы не возникла необходимость во лжи. Они должны говорить детям правду и не ставить себя в сложное положение при их неожиданных вопросах. Дети болезненно переживают отсутствие доверия со стороны взрослых. Поэтому в жизни семьи не должно быть места обману, жульничеству, хитрости.
Ведущий: Слова отчий дом, семья входят в наше подсознание с первых дней жизни. Семья – это великий дар. Когда-то Лев Николаевич Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
(Звучит музыка)
Как появилась слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам;
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя?
- «Я, я, я» - Ева молвила – «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья!
Ведущий: Что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь ее потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? На эти и другие вопросы пытается давать ответы человек в течение стольких тысячелетий, сколько существует сама планета Земля.
Какая она, семья 21-го века? Какой она может стать? Что она представляет собой сегодня с точки зрения детей и родителей, совпадают ли мнения взрослых и детей в оценке сегодняшней ситуации – в этом и во многом другом хотелось бы разобраться.
Вопрос ведущего: Уважаемые родители, мы просим Вас ответить на вопрос «Из чего складывается семейное счастье?» (Ответы родителей)
Этот же вопрос мы задали детям, послушайте, что они ответили. (Видеосюжет, ответы детей).
Вывод: - Да, семья – это тот надежный уголок, куда каждый человек должен возвращаться с радостью. Семья начинается с любви и дружбы, с взаимопонимания.
Вопросы родителям:
- Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
- Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли «по личным делам»?
(Ответы родителей)
Ведущий: Кто прекрасней всех на свете? Вы, конечно, ответите, что дети. Как надо воспитывать ребенка, чтобы у него были нормальные отношения с окружающими, чтобы он слушался, был трудолюбивым, аккуратным и т. д.? О стилях общения взрослых и детей Вам расскажет классный руководитель 8 класса. (Выступление)
- Классный руководитель 8 класса: Всем хорошо известна пословица: «Яблоко от яблони недалеко падает». На самом деле, так оно и есть. Все, что делают взрослые, непроизвольно «записывается» или фиксируется детьми, а после воспроизводится: их взгляды, слова, поступки. Непослушные дети появятся у тех родителей, которые сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями.
Я вас хочу нацелить на то, чтобы не стеснялись спрашивать, учиться, в чем-то ошибаться. Послушайте мудрые пословицы:
«Не ошибается тот, кто ничего не делает», «Глупым считается тот вопрос, который не был задан».
Что необходимо ребенку с момента его рождения? Это питание и уход. Но «общение так же необходимо ребенку, как и пища». Если ребенок «лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни». Общение может быть не только здоровым (полезным, благоприятным), но и вредоносным.
Общение взрослого и ребенка, да и вообще людей, происходит через взгляды, слова и прикосновения. А благоприятный стиль общения – это приветливые взгляды, добрые слова и ласковые прикосновения. Через взгляд мы передаем ребенку свои чувства. Давайте разберем несколько пословиц. Как вы понимаете их скрытый смысл?
«Глаз не накормишь».
(Если это отнести к детям, то любящие родители говорят, что они не могут наглядеться на своих детей.)
«Глаза – зеркало души».
(Другими словами можно это так сказать: глаза без души мертвы или слепы. Что у нас творится в душе, то отражается в глазах.)От взгляда перейдем к словам. Слово, как и взгляд, имеет огромное значение. Послушайте, как об этом сказал Я. Козловский.
Слово
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
«Известный семейный терапевт Виржиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
Ведущий: Воспитание детей – дело не простое, не всегда понятное, поэтому на встречу с Вами сегодня мы пригласили педагога-психолога. Вы сможете обратиться к ней с наболевшими вопросами, проблемами.
Педагог-психолог: Чтобы начать разговор, хочу обратиться с вопросом: всегда ли вы находите время поговорить с вашими детьми о школьных делах, об их проблемах? Какие вопросы вы задаете чаще всего своим детям: «Как ты себя вел? Двоек нет?», или все же: «Что было сегодня интересного в классе? Что обсуждали с другом (подругой)?». (Дискуссия с родителями.)
Педагог-психолог: Не менее важный вопрос, особенно учитывая возраст ваших детей, когда вы, как родители, еще чувствуете «власть» над детьми – это «Бить или не бить?». Эта проблема обсуждается во многих странах. Например, парламент в Англии решил – бить. Для этого даже выпускают специальные ремни. А вот в Европе не принято даже в угол ставить.
Вопросы для обсуждения:
Нужно ли наказывать ребенка? Как?
Оправдывают ли себя физические меры наказания?
А как в вашей семье решается проблема наказания?
(Дискуссия.)
Педагог-психолог: Конечно, я думаю, никто не возразит, что дети – наша радость и наши надежды, мы всегда открываем в них что-то новое, ранее нам неизвестное. Иногда эти «открытия» нас радуют, иногда – огорчают.
Что же в характере вашего ребенка вас радует: хорошие способности, доброта и т. д.? Что вас огорчает: неумение трудиться, озлобленность, слабая воля или другое? Возникают ли в связи с этим проблемы в вашей семье?
(Дискуссия.)
- Продолжаем наш разговор. Предлагаю вместе с вашими детьми ответить на вопрос: знаем ли мы друг друга?
(Родителям предлагается письменно ответить на вопросы.)
Аналогичную анкету заполняли и ваши дети, поэтому есть возможность сравнить, насколько совпадают их ответы с вашими.
(Звучит негромкая музыка, родителям раздают вопросы.)
Вопросы родителям:
Какой подарок ко дню рождения оказался бы самым лучшим для вашего ребенка?
Ваш ребенок не убрал свою постель. Как вы поступите: уберете сами, заставите его убрать или поступите как-то иначе?
Каким ласковым словом вы обычно называете ребенка дома?
Ведущий: Надеемся, уважаемые родители, вы сделаете правильные выводы, сравнив свои ответы с ответами ваших детей.
Предлагаем вашему вниманию несколько ситуаций.
I. Разговор учительницы с мамой:
У Вашего сына всегда в кармане крупные деньги.
Да, верное замечание. Сегодня же куплю ему портмоне.
А для чего ему такие суммы?
(Обсуждаются мнения родителей.)
Вопросы родителям:
1. Могут ли у детей быть крупные суммы денег?
2. Какую сумму можно считать крупной?
3. Имеет ли значение, откуда у ребенка деньги?
4. А если он их сам заработал?
(Обмен мнениями.)
Ведущий: Ваш ребенок по вечерам играет в карты, стал курить. Об этом вы узнаете от соседей. Ваши действия?
Незадолго до нашей встречи мы попросили наших ребят анонимно ответить на вопросы:
1. Считаете ли вы своих родителей друзьями?
2. Что бы вы выбрали (предложение одного дня):
фирменную обновку;
вечеринку с друзьями;
совместную развлекательную поездку с родителями?
С результатами ответов я и хотела вас познакомить.
Мы не стали задавать много вопросов, но даже эти ответы заставляют задуматься.
Первый вопрос был задан конкретно: друзья вы или нет. Не называя имен и фамилий, просто представьте на минуту, что ваш ребенок отказывается быть вашим другом, что для него вы – родители, по отношению к которым есть только не всегда приятные обязанности, а пройдет еще немного лет и он «устанет» от этих обязанностей и будет просто игнорировать не только ваши просьбы и указания, но, возможно, и откажет в помощи.(Обсуждение ответов на первый вопрос. Зачитываются выдержки из некоторых анкет. Итог: общее количество отрицательных и положительных ответов.)Обсуждая ответы на второй вопрос, мы хотим обратить ваше внимание не только на то – предпочтут ли дети поездку с родителями другим занятиям, но и отметить их приоритеты вообще – что важнее: общение или подарки.
(Обсуждение часто встречающихся ответов.)
Ведущий: Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию тест «На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку?».
И н с т р у к ц и я. Если вы согласны с приведенными ниже утверждениями, запишите себе 1 балл, если нет – 0 баллов.
Звучит музыка, родители выполняют задание.
Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым.
Если ребенок говорит неправду, то он, скорее всего, не лжет, а фантазирует.
Современные школьные программы чересчур сложны.
Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.
Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо похвалить и за усилие.
Наивная непосредственность – это скорее достоинство детского возраста, а не недостаток.
Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампа-ночник.
Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников.
У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.
Ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы учителя относились к нему благожелательно.
Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины – прирожденные воспитатели.
В детстве всем необходимы занятия спортом.
За семейным столом лучшие кусочки должны отдаваться детям.
Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребенка слишком многого.
Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей – до поры его ограждать от них.
П о д в е д е м и т о г и.
15–20 баллов.
Отец: Вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребенку бывает продиктована вашим настроением, а не поведением ребенка.
Мать: Вы очень любите ребенка, но забываете о том, что ребенок вырастет и должен будет решать свои проблемы самостоятельно.
8–11 баллов.
Отец: В воспитании ребенка существует отстраненность.
Мать: Ребенку необходимо больше вашего эмоционального участия в его жизни.
Менее 8 баллов.
Отец: Не судите слишком строго своего ребенка.
Мать: Вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения.
Ведущий: Школа, ребенок, семья… Звенья одной цепи. Перед нами стоит общая задача обучения и воспитания школьников. И мы все вместе должны вырастить здорового и воспитанного человека.
О работе, которая проводится с детьми во внеурочное время, расскажет зам.директора по ВР. (Выступление)
Ведущий: Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров, всегда будешь таким и, не стоит об этом беспокоиться. Между тем здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. Каждый с юных лет должен заботиться о своем здоровье, иметь знания о гигиене и первой мед. помощи, не вредить своему здоровью. Плохое здоровье, болезни служат причиной отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения. Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека – богатство или слава, один из древнейших философов ответил, что ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля.
Одна из главных задач родителей и школы дать ребенку знания о здоровом образе жизни. Реализуя одно из направлений национального проекта «Образование» по сохранению здоровья детей, наша школа проводит ряд мероприятий, о которых расскажет учитель физической культуры (Выступление).
III. Заключительная часть.
Ведущий: Самое главное для любого ребенка – любовь родителей, их забота и внимание. Поэтому любите своих детей, уделяйте им как можно больше времени, внимания. Они обязательно это заметят и будут относиться к вам с взаимной любовью, заботой и вниманием. И никого в мире лучше вас для них не будет.
Берегите детей, берегите:
Злые чары от них отводите,
Счастье, радость, заботу дарите –
Берегите!
Берегите детей, берегите:
Их жалейте, лелейте, любите
И любить их других научите –
Берегите!
Берегите детей, берегите:
От невзгод и потерь их храните,
И печали себе заберите –
Берегите!
IV. Подведение итогов:
Звучит музыка.
Ведущий: Вот и подошло к концу наше заседание за круглым столом. Много разных мнений прозвучало здесь сегодня, много советов и рекомендаций дано! Я же подведу итог разговора одной-единственной фразой. «Душа ребенка подобна скрипке – как к ней прикоснешься, так она и зазвучит». Прикасайтесь к душе вашего ребенка с любовью и, не сомневайтесь, его душа ответит тем же.
Дорогие родители, мы предлагаем воспользоваться некоторыми советами, которые могут помочь вам в воспитании своих детей (раздаточные карточки).
Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго!