Доклад для августовского семинара на тему : Системно — деятельностный подход в преподавании предметов естественно- научных дисциплин в контексте ФГОС. подход


Можно накормить голодного рыбой,
а  можно дать ему удочку, чтобы он поймал ее сам.
народная мудрость
Системно-деятельностный подход в преподавании естественно-научных дисциплин в контексте ФГОС.
Нарисуйте солнышко и восемь лучиков у него. На каждом лучике напишите вид деятельности ученика в школе (учебная, исследовательская, проектная, игровая, познавательная, речевая, практическая, трудовая). Теперь разделите каждый лучик на столько баллов на сколько, по вашему мнению, ученик занимается тем или иным видом деятельности. Соедините эти точки. Это колесо деятельности ученика. Похоже ли оно на колесо? Удобно ли ученику ехать на этом колесе? Системно -деятельностный подход помогает нам выровнять это колесо. 1
Мы, учителя, являемся не трансляторами определенного объема знаний, а учим школьника учиться, показывая как элементы знаний одного предмета используются в другом, что дает возможность формирования у учащихся целостной картины мира, с ее причинно-следственными связями.
Преподавание предметов естественнонаучного цикла, в силу их непосредственной связи с явлениями природы, жизнедеятельностью человека, представляет собой благоприятную среду для применения системно-деятельностного подхода. Курс этих предметов включают в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения ставить и решать задачи, исследовать проблемные ситуации, анализировать и сравнивать, используя знания различных предметов во взаимосвязи.
2
В физике наиболее ярко показана взаимосвязь предметов. Для вовлечения в процесс познания этого предмета мы активно используем знания учащихся полученные на других предметах. При изучении темы 8 класса «Влажность воздуха» физики опираются на изученный материал по географии 6 класса «Водяной пар и облака» и материал 8 класса «Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны». При изучении механических волн и звука в 9 классе- знания биологии и географии. При изучении постоянного электрического тока в 8 классе, ядерных взаимодействий в 9классе –используем знания, полученные учащимися на пропедевтическом курсе «Химия» (в 7 классе) и уроках химии в 8 классе. Эти примеры можно очень долго перечислять.
3
Без математики физика была бы просто природоведением- знания, получаемые на уроках математики, алгебры и геометрии применяются для доказательств теорий, положений и непосредственно при решении всех физических задач - это и понятие вектора , проекции вектора, сложение векторов, тригонометрические функции, линейные и квадратные уравнения и т.д. Изначально, в курсе физики 7 класса требуется приведения единиц измерения физических величин к единому стандарту. Изначально, (т.е азы) таких умений отрабатываются в математике, затем в физике и далее полученные умения учащиеся применяют в химии при решении задач. При выявлении проблемы с выполнением данной операции, учителя математики, физики и химии в ходе взаимодействия активно ее решают.
Таким образом, в нашем корпусе учителями формируется комплексная наполняемость материала урока.
4
Подготовить материал к уроку, видеть взаимосвязи с другими предметами, их изучаемый материал -это только одна сторона медали использования системно -деятельностного подхода. Ни для кого не секрет, что практически любого ученика необходимо постоянно мотивировать на изучение предметов. Мотивация учащихся осуществляется через подборку интересных фактов к учебному материалу, через яркую демонстрацию, поставленный опыт, через организацию учебно -познавательной деятельности. Если у детей не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, уточнить или поспорить, то это значит, что урок был полезным, но оставил их равнодушным.
На своих уроках мы стараемся не навязывать ребенку одно единственное решение той или иной ситуации, задачи, а дать ему самому попробовать, находясь не над «ним», а «рядом с ним». 5
Для того чтобы у учеников формировались навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению, на уроках используются разнообразные виды деятельности: исследовательский, проектный, игровой, проблемно-поисковый, метод коллективного решения проблем, методы управляемого открытия, широко используются активные и интерактивные методы.
Для достижения этой цели учителя физики, химии и биологии используют различные типы уроков: Урок «открытия» нового знания, Урок рефлексии, Урок развивающего контроля.
6
Федеральный государственный образовательный стандарт по предметам естественно-научного цикла ориентирует нас, учителей, на такую организацию учебного процесса, в котором основная роль отводится самостоятельной деятельности школьников.
Учащимся представляется незначительное количество опорной информации, остальное учащиеся извлекают сами. При этом специально планируются коммуникативные задачи урока.
Если учащийся из урока в урок самостоятельно добывает знания, то всегда при этом испытывает чувство удовлетворения и стремится испытать это чувство вновь. От нас, учителей, требуется умение подбора соответствующих учебных задач. Уровень сложности этих задач должен быть таким, чтобы ребенок смог решить ее, совершив для себя открытие. При этом мы должны оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощрять и поддерживать даже минимальные успехи. И что особенно существенно принимать и поощрять, выражаемую учеником, собственную мысль, позицию, иное мнение и обучать корректным формам их выражения.
На своих уроках мы стараемся добиваться осмысления учебного материала всеми учащимися. Поэтому на уроках «открытия» нового знания для решения проблемных задач многократно употребляем новые элементы: формулы, определения, основополагающие выводы. При таком подходе основной материал новой темы запоминается не путем его заучивания, а путем многократного повторения.
Демократический стиль и доброжелательный тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Рефлексия -один из важнейших компонентов урока. Она способствует формированию и развитию критического мышления у кадет. Они побуждаются к обдумыванию и оцениванию своих действий, достижений, определяют уровень эмоционального комфорта урока. 7 Кино Давление твердых тел
Наши учителя используют различные формы рефлексии: это могут быть вопросы, помогающие оценить эмоциональное состояние учащегося, состояние мотива учения и деятельности (как учащегося так и своей), оценочные высказывания, рефлексивная мишень (фронтальная и индивидуальная).

98
Уроки рефлексии и развивающего контроля способствуют формированию критического мышления учащихся. На таких уроках мы используем разнообразные виды заданий:
9
1.Терминологические диктанты: вставить пропущенные в тексте термины, дать определения перечисленным терминам, подобрать к терминам определения и т.д.
2.Задания на классификацию: составить классификацию объектов, признаков, процессов, свойств по значимому основанию, дополнить классификацию примерами и т.д.
3. Задания на интерпретацию текста в графическое изображение: схему, таблицу или слайд, презентацию.
4. Задания на сравнения и сопоставление: найти сходства и отличия; выделить признаки для сравнения или сопоставления.
5. Составление характеристик отдельных групп растений или животных, веществ, явлений или процессов по заданному плану; составление презентаций явлений или объектов по плану.
6. Составление конспекта, плана ответа при обобщении материала.
7. Выделение причинно-следственных связей явления или процесса.
8.Задания на оценочную деятельность: найти допущенные ошибки при ответе, в тексте, рисунке, оценить ответ, презентацию, сайт и другие задания по заданным параметрам.
10
Предметы естественнонаучного цикла имеет огромное разнообразие подходов к природным данным ученика - это написание сказок, рисование, лепка, решение логических и межпредметных задач, проведение наблюдений, постановка опытов, например,
рассчитать массу воды в домашнем аквариуме или трехлитровой банке; рассчитать плотность, давление своего тела; подготовить рекламу физической величины, создать набор диэлектриков и проводников, окружающих тебя в быту ит.д.
моделирование, конструирование, выполнение практических работ, связанных с реальной жизнью, например создать модели электроскопа, фонтана, поилки для птиц, модели молекулы, клетки, легких. 11
Реализация системно - деятельностного подхода при проведении практической или лабораторной работы весьма сложная задача, но вполне решаемая. На первом этапе происходит осознание и теоретическое обоснование работы, в ходе которого у школьников происходит формирование умения понять и самостоятельно сформулировать цель эксперимента. На втором этапе-этапе проектирования эксперимента- формируется умение самостоятельно определить последовательности выполняемых операций и умение отобрать необходимое оборудование. Далее следует непосредственное выполнение работы. В ходе этого этапа учащиеся приобретают экспериментальные умения: наблюдать, измерять, фиксировать получаемую информацию, проводить математическую обработку полученных измерений.
Заключительный этап является сложным для учителя; потому что здесь необходимо научить учащихся анализировать результаты эксперимента, делать обобщение, формулировать выводы на основе анализа результатов -словесные или графические.
12
кино
Конечно же, при изучении нового материала, при контроле знаний, проведении практических и лабораторных работ мы используем информационно-коммуникационные технологии.
Материально-техническая база, имеющаяся в кабинетах естественно -научного цикла делает возможным выполнение требований ФГОС, а также реализовывать системно-деятельностный подход в обучении. Во всех кабинетах рабочее место учителя оборудовано компьютером. Для применения информационных технологий имеется проектор, интерактивная доска. 13
Для проведения лабораторных и практических работ, демонстраций имеется лабораторное и демонстрационное оборудование, демонстрационные модели, установки, химическая посуда и реактивы. Оборудование кабинетов естественнонаучного цикла практически в полной мере соответствует требованиям Перечня оборудования кабинетов с учетом новых государственных образовательных стандартов (ФГОС).  14
И в заключении хотелось бы сказать учиться учителю необходимо в течение всей жизни и применять тот подход в обучении, который является способным развить ученика, обеспечив его различными универсальными умениями, чтобы «колесо деятельности» учащегося позволило совершить ему успешное вхождение во взрослый мир.
15