Интеллектуальная литературная игра Солнце русской поэзии (по творчеству А.С.Пушкина)


Симендяева Валентина Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Кондратовская средняя школа»,
Пермский край, Пермский район
Интеллектуальная литературная игра по творчеству Пушкина
«Солнце русской поэзии»
I ТУР РАЗМИНКА
1.Где родился А.С.Пушкин?
2. Как называлось учебное заведение, в котором учился А.С.Пушкин?
3. Как звали родителей А.С. Пушкина?
4.Сколько братьев и сестер было у А.С.Пушкина?
5. Как звали жену А.С.Пушкина?
6. Сколько детей было у А.С. Пушкина?
7.Как называется музей-заповедник А.С.Пушкина под Псковом?
8.Как называется в творчестве Пушкина осень 1830 года?
II ТУР
1.Отредактируйте приведенные ниже строки из произведений А.С. Пушкина, исключив лишние («непушкинские») определения. Вспомните названия произведений
А) Кроваво-красная луна сияла, мрачная июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и легкий шорох пробегал по всему полупрозрачному саду.
Б) Лошади бежали дружно. Ветер между тем становился сильнее. Золотисто-лазурное облачко обратилось в матово-черную тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил сырыми, расползающимися в воздухе хлопьями. Неистовый ветер завыл; сделалась метель. Все исчезло.
В) Долго сидел он неподвижно…взирая на тихое течение уныло бормочущего что-то ручья, уносящего несколько печальных, бледных, поблеклых листьев и живо представлявшего ему верное подобие сумрачной, исполненной лишь погибших наслаждений жизни.
2. Приведенные ниже цитаты – вторые строчки из разных стихотворений Пушкина. Вспомните первую строчку произведения и его название, назовите адресатов стихотворения (10 баллов)
А)…Недолго нежил нас обман…
Б)…Передо мной явилась ты…
В)…И я судьбу благословил…
Г)…Голубка дряхлая моя!..
Д)…Храните гордое терпенье…
3.В левом столбике приведены названия стихотворных произведений Пушкина, в правом – жанров. Соотнесите названия произведения и его жанр (5 баллов)
А) «Руслан и Людмила» 1.поэма
Б) «Песнь о вещем Олеге» 2.дружеское послание
В) «К Пущину» 3. драма
Г) «Борис Годунов» 4. баллада
Д) «Анчар» 5. легенда
4.Назовите значение даты 19 октября в жизни и творчестве Пушкина. Какие произведения Пушкина с ней связаны?
III ТУР1. КТО О КОМ?
А) Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль
Б) …Там в разны годы сатиры смелый властелин…
В) …Он создал первый университет. Он… сам наш первый университет
2. Когда и в связи с чем В.А.Жуковский подарил А.С. Пушкину свой портрет?
3. Какое историческое лицо объединяет следующие произведения Пушкина: «Полтава», «Медный всадник», «Арап Петра Великого»?
А) Карамзин Б) Наполеон В) Петр I Г) Александр I
4. Кто написал музыку к «Сказке о царе Салтане…»
А) Глинка Б) Римский-Корсаков
В) Чайковский Г) Мусоргский
IV ТУР
1.Восстановите пушкинские строчки стихотворений (укажите их правильные названия) и правильные названия произведений. (7 баллов)
А) Тепло и солнце: день чудесный!
Б) Метель мглою небо заволакивает,
Вихри дождевые крутя,
То, как волк, она заплачет,
То зарыдает, как ребенок.
В) И сорок воинов красивых
Друг за другом из вод выплывают светлых,
И с ними Гаврик их морской.
Г) «Борис Ельцин»
Д) «Железный всадник»
Е) «Негр Петра Великого»
Ж) «Внучка майора»
Ответы 2 тура
1.А) Кроваво-красная луна сияла, мрачная июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и легкий шорох пробегал по всему полупрозрачному саду. («Дубровский»)
Б ) Лошади бежали дружно. Ветер между тем становился сильнее. Золотисто-лазурное облачко обратилось в матово-черную тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил сырыми, расползающимися в воздухе хлопьями. Неистовый ветер завыл; сделалась метель. Все исчезло. («Капитанская дочка»)
В) Долго сидел он неподвижно…взирая на тихое течение уныло бормочущего что-то ручья, уносящего несколько печальных, бледных, поблеклых листьев и живо представлявшего ему верное подобие сумрачной, исполненной лишь погибших наслаждений жизни. («Дубровский»)
Мах -6 баллов (по одному баллу за каждое название произведения, по 1 баллу – за исключение «непушкинских» определений из каждого отрывка).
2. а) «Любви, надежды, тихой славы» «К Чаадаеву», Чаадаеву;
б) «Я помню чудное мгновенье..» А.П.Керн;
в) «Мой первый друг, мой друг бесценный» Ивану Пущину
г) «»Няне» Арина Родионовна
д) «Во глубине сибирских руд» друзьям-декабристам (5 баллов)
3.А1, Б4, В2, Г4, Д5 (5 баллов)
А) «Руслан и Людмила» 1.поэма
Б) «Песнь о вещем Олеге» 4.баллада
В) «К Пущину» 2. дружеское послание
Г) «Борис Годунов» 4 драма
Д) «Анчар» 5. легенда
4. 19 октября в 1811 года – день открытия Лицея в Царском Селе. Стихотворения «19 октября» (1925, 1927, 1936 года) (4 балла)
Ответы на задания III ТУРА
1.А) А.С. Пушкин о В.А.Жуковском Б) А.С. Пушкин о Фонвизине
В) А.С. Пушкин о Ломоносове (3 балла)
2. В 1820 году после опубликования «Руслана и Людмилы» с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя…» (2 балла)
3. в) Петр I (1 балл)
4. Б) Римский-Корсаков (1 балл)
Ответы на задания IV ТУРА (7 баллов)
А) МОРОЗ и солнце: день чудесный!
Б) Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как волк, она завоет,
То заплачет, как дитя.
В) И сорок витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.
Д) «Медный всадник» Г) «Борис Годунов»
Е) «Арап Петра Великого» Ж) «Капитанская дочка»