Литературно-музыкальная композиция Ямальцы на фронтах ВОВ


ЯМАЛЬЦЫ НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
1 ведущий - Ямало-Ненецкий автономный округ внёс достойную лепту в общее дело, всеми силами приближая Победу. Тысячи ушедших на фронт бойцов, тысячи тонн рыбы, поставляемой фронту, деньги, сданные в Фонд обороны… Тяжелая участь выпала на долю населения округа.
2 ведущий - Многим кажется, что Ямал был далёк от линии фронта и находился в глубоком тылу. Но это далеко не так. Военные события непосредственно коснулись Ямала: его пересекал Арктический фронт. Первый эшелон команд, призванных в Рабоче-крестьянскую Красную Армию по мобилизации, был отправлен 13 июля 1941 года. 18 сентября 1941 года организовано всеобщее военное обучение.
1 ведущий - По данным архивного фонда «Военный комиссариат Ямало-Ненецкого автономного округа» на Ямале было создано 7 взводов, состоящих из 366 человек. В Рабоче-крестьянскую Красную Армию по Ямало-Ненецкому национальному округу призвано 8982 человека.
2 ведущий - С фронтов Великой Отечественной войны не вернулись 2282 человека: 1881 человек погиб, 173 – пропали без вести, 228 – умерли от ран. Ненцы, ханты, коми, селькупы вместе с русскими и другими народами СССР сражались на фронтах.
Более 3000 человек награждено орденами и медалями, из них 570 жителей коренных национальностей Севера.
1 ведущий - Первая команда из Ямало-Ненецкого округа была отправлена из Салехарда 13 июля 1941 года в 8 часов вечера в омский областной военкомат. Будущие бойцы Краской Армии были из г. Салехарда, п. Аксарка, по пути следования парохода в п. Мужи к ним присоединились еще 18 человек. Вторая команда из округа была отправлена 27 июля 1941.
1 чтец - Кто они герои – ямальцы? Филиппов Иван Васильевич. Перед Великой Отечественной войной учился в Мужевской средней школе Ямало-Ненецкого округа. Ушел в армию в августе 1942 г. из г.Салехарда, в город Омске был направлен во 2-е гвардейское минометно-артиллеристское училище, по окончании которого получил направление на второй Белорусский фронт. Боевой путь начался с освобождения Белоруссии в составе 313 гвардейского минометного полка до конца войны и с боями мы дошли до р.Эльбы.
2 чтец - Из воспоминаний: «Катюши» нашей батареи и полка наносили удары по укреплениям врага, уничтожали живую силу и технику противника, расчищали дорогу нашим частям, участвовали в прорыве обороны противника в Наревском плацдарме, в освобождении Белоруссии и Польши, в военных операциях в Восточной Пруссии, Померании, при освобождении городов Бобруйска, Могилева, Белостока, Варшавы, взятии городов Млавы, Аленштейна, Кенигсберга, Гдыни, Кольнберга, в рейде по тылам врага в составе конно-механизированного корпуса генерала Осляковского, в форсировании рек Нарва, Вислы, Одера, постоянно нанося удары по скоплению войск противника, по укреплённым пунктам, железнодорожным узлам, технике врага и т.д. Бои не прекращались не днем, ни ночью, в зимнюю стужу и весеннюю распутицу».
2 ведущий: Четверо  северян  были  удостоены  звания  «Героя  Советского  Союза»  -  это  Анатолий  Зверев,  Иван  Корольков  Николай  Архангельский, Александр Звягин и  Вениамин  Егоров.
4 чтец : Анатолий Михайлович Зверев с шестилетнего возраста жил на Ямале, учился в Салехардском педагогическом училище и стал бы человеком самой мирной профессии – педагогом. Но началась война….
В 1943 году добровольцем ушел на фронт… За короткое время он доказал преданность Родине, народу, проявил себя храбрым солдатом, был награжден орденом Красной Звезды и посмертно стал Героем Советского Союза. Именем А.М. Зверева названы улицы Ямальских городов и поселков. А у обелиска на могиле солдата – всегда живые цветы.
5 чтец : Иван Васильевич Корольков с 1942 года находился в рядах Красной Армии. Боевой подвиг Корольков совершил в 1943 году при форсировании Днепра, за что получил звание Героя Советского Союза. В мирное время работал учителем.
6 чтец : Вениамин Николаевич Егоров прибыл на фронт в июле 1942 года. За героизм и мужество, проявленные в боях на западном берегу Днепра при освобождении Киева, указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1944 года В.Н.Егорову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В окружной столице на площади Победы имя В.Н.Егорова значится в списке погибших солдат, которые уходили на фронт из города на Полярном круге. А весной 2002 года установлена памятная плита, увековечившая имя еще одного Героя.
4 чтец : Александр Евстафьевич Звягин в действующей армии был с октября 1943 года. Служил на Украинском фронте в 227 эскадрильи штурмовой авиации 208-го штурмового авиационного полка орденов Суворова и Кутузова.
В декабре 1943 года при выполнении боевого задания он сбил фашистский истребитель МЕ-109, был сам подбит, но сохранил свой самолет и спас жизнь своему экипажу. За личное мужество и геройство, проявленные при этом, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года Звягину А. Е. присвоено звание Героя Советского Союза.
5 чтец : Николай Васильевич Архангельский на американском бомбардировщике «Бостон» он участвовал в боях за Белгород, Курск, сражался в небе Польши. Воля, мужество, настойчивость, совершенное владение техникой пилотажа отличали советского воздушного аса. За два с половиной года Николай совершил 220 боевых вылетов. Экипаж Архангельского заносил на карту разведывательные данные, сбрасывал на врага бомбы, уничтожая технику и живую силу противника.
Жизнь отважного сибиряка оборвалась в небе над Польшей. 14 января 1945 года при выполнении боевого задания его самолет загорелся от немецкого снаряда. Пилот принял решение направить поврежденную машину в скопление вражеской техники, повторив подвиг Николая Гастелло.
2 ведущий: Оставшиеся в тылу женщины, старики, дети самоотверженно трудились. Ловили и солили рыбу, охотились, пасли оленей, заготавливали мясо, ягоды, грибы для госпиталей. Ямальцы как и все помогали стране ковать Великую Победу.
3 чтец : Тамара Степановна Логинова (Лузина) родилась в Обдорске в 1923 году.
«Началась война. Я пошла на рыбоконсервный комбинат работать. Там у нас лозунг висел: «Всё для фронта, всё для Победы!» Я работала закатчицей. Рабочий день был по 15-18 часов. А бывало, что пока все банки не закатаешь, не уйдёшь. В бригаде была одна молодёжь. Пели, и это помогала. Картавцева Наталья Ивановна как затянет, и все подхватывают. Работают и поют. Бригадиром у нас была Федосья Николаевна Русакова. Её потом наградили «Орденом Ленина». Если рыбы не было, то отправляли на любую работу. Мы выгружали рыбу. Горбушу на спину оденешь, туда положат мешок с чем-нибудь и тащи. Муку, сахар, уголь, соль, рыбу - все таскали на себе. Зимой лёд на Полуе заготавливали. Старики рубили льдины, их обвязывали верёвками, а мы с реки на склад перетаскивали. Рыбу, икру солили. От воды и соли пальцы стали кривые. Целый день в кирзовых сапогах, на ветру замерзали, но отправляли всё для фронта, всё для фронта».
2 чтец- В  годы  войны  ямальские  ненцы  активно  занимались  и  охотничьем  промыслом.  На  охотничьи  тропы  Севера  взамен  отцов  и  старших  братьев  вышли  юные  охотники,  чтобы  дать  Родине  так  необходимый  в  те  годы  валютный  товар  -  ценную  сибирскую  пушнину,  которая  была  важным  источником  валюты  для  оплаты  закупаемых  у  союзников  оружия  и  продуктов  питания  для  фронта.
1чтец-Трудным  и  нелегким  был  труд  рыбаков.  Решение  производственных  задач  требовало огромных  материальных  и  физических  затрат.  За  всем  этим  стояли  люди,  люди  трудолюбивые,  энергичные,  глубоко  преданные  своей  профессии.  Именно  ими  в  экстремальных  условиях  Крайнего  Севера  были  переработаны  и  реализованы  сотни  тонн  уникального  «живого  серебра».
Президиум  Верховного  Совета  СССР  оценил  в  1943  году  труд  работников  рыбной  промышленности  орденами  и  медалями.  Были  награждены  председатель  Катравожского  колхоза  Приуральского  района  В.С.  Пуябри,  председатель  рыбартели  «Едай  ил»  Пуровского  района  Н.  Тер,  бригадир  женской  бригады  колхоза  «Красная  Москва»  Тазовского  района  М.А.  Вэнго,  рыбак  колхоза  «Коминтерн»  Шурышкарского  района  Т.И.  Енов,  работница-стахановка  Салехардского  рыбоконсервного  комбината  Н.П.  Колесникова  и  другие.
3 чтец:
Память о войне во мне осталась, И ничем ее не отскрести. Все при мне, что в детстве мне досталось Перевидеть и перенести. Хлебные едва увижу крошки — Вспомню, как в лихие времена Мать, собрав, глотала их с ладошки, Будто целовала их она. Я теперь и сам уже не молод, Но и нынче, в мирной тишине, Зимний холод, мимолетный голод Мне напоминают о войне. Вспоминаю все, что за плечами, Все, что было пройдено в былом: Как пришлось рыбацкими ночами Мне, мальчишке, действовать веслом. И с ладоней давние мозоли Не сошли — укрылись в глубине, И в спине внезапный приступ боли — Это тоже память о войне. Много лет прошло, но если ныне Женский плач услышу в стороне, — По какой бы ни был он причине, Он напоминает о войне. Но еще сильнее год от года, С той поры звучащая во мне, Вера в несгибаемость народа — Это тоже память о войне! (Роман Ругин)
1 чтец: В  годы  войны  формировались  оленно-транспортные  отряды,  которые  за  время  боевых  действий  доставили  на  фронт  и  через  линию  фронта  8000  воинов  и  партизан,  эвакуировали  с  поля  боя  10142  раненых,  перевезли  17000  тон  военных  грузов.  По  количеству  оленей  Ямало-Ненецкий  автономный  округ  занимал  в  годы  войны  второе  место  среди  национальных  округов  Севера,  уступая  только  Чукотскому  округу.
2 чтец :…В те давние года, когда война трубила над страною, Ямал не слышал грохотанья бомб, И тундра не качалась под ногами. Но голод сколотил свой бастион, И люди побывали в тех сраженьях, Где выжить было – как шагнуть в бессмертье, Ох, счастье это выпало не всем… Трудом своим победу приближая, Шли, падали и поднимались ненцы,И на ветру от голода качались их словно невесомые тела,И в явь мою, и в сны вошла навечно та женщина… Как веха на пути, как памятник на пьедестале тундры она стояла.И рука была протянута ко мне торчащей веткой,А губы двигались едва – едва…. (Леонид Лапцуй)
1 ведущий: В военное время перед школами стали новые задачи – они должны были взять на себя часть обязанностей, которые раньше выполняла семья. У большинства детей отцы были на фронте, матери заняты на работе. К тому же учителям приходилось заботиться не только об успеваемости и поведении учеников, но об одежде и обуви многих из них. Например, Салехардская средняя школа в 1942-1943 году тридцати двум учащимся отпускала бесплатное завтраки, 200 ученикам бесплатно выдали пальто.
Были организованы тимуровские команды, они пилили дрова семьям воинов, для малышей носили молоко с молочной кухни.
2 ведущий- При недостатке кадров учителя имели большую преподавательскую нагрузку, они же с учениками заготавливали топливо, ремонтировали школы, помогали семьям воинов, а, кроме того, участвовали в рыбодобыче, на многих общественных субботниках, проводили массово-политическую работу среди населения.
Война не остановила работу по повышению культурного уровня населения. Количество культурно-просветительных учреждений увеличилось. В военные годы в Салехарде был создан театр, основу труппы которого составили артисты Николаевского театра. Он носил название «Драматический театр Крайнего Севера» и существовал более трёх лет. Постановки шли почти ежедневно
6 чтец :Явственно доныне помнится и мне, Как влетел в посёлок вестник на коне. Как сошлись, волнуясь, наши старики,Парень с костылями, парень без руки Слабые …Больные… Вдовы…Ребятня… Всё равно не помню радостнее дня! Был я мал в ту пору, не был на войне, Только День Победы помнится и мне.Было мне впервые ощутить дано,Сколько значит слово мощное одно: “Победа!” (Роман Ругин)
2 ведущий : Наши Ямальцы, защищая Родину, совершали подвиги, проявляли отвагу, стойкость и мужество. А те из них, кому суждено было отдать жизнь во имя народа, навечно останутся в памяти потомков. Все погибшие солдаты были молоды и мечтали о прекрасном будущем. Вечная им память!
5 чтец :Нам эта вера помогала жить…А вечерами с наступленьем тьмы…И молча сына вспоминая…70 лет прошло, а сердцу больно…На могилу робко положила горсть родной земли…Сколько вас полегло, земляки, в той войне…В руках моих мальчишеских был хлеб…Ямал не слышал грохотанья бомб, но…Вспомним всех поименно…
.