Конспект урока литературы в 11 классе Он сердцем пел… по творчеству В.С.Высоцкого


Урок литературы
Тема: «Он сердцем пел…»: жизнь и творчество В.С.Высоцкого.
Целевая аудитория: 11 класс.
Используемая технология: социально – культурный проект.
Тема проекта: «Он сердцем пел... ».
Форма проведения: коллективное творческое дело.
Цели:
Формировать знания о творчестве известного поэта, певца, композитора, актёра В.С.Высоцкого.
Формировать компетентности в сфере творческой, познавательной и организаторской деятельности; развитие коммуникативных качеств посредством работы в группе.
Формировать чувство прекрасного; ощущение сопричастности с судьбой великого соотечественника, воспитывать любовь к художественному слову, к поэзии, музыке.
Прогнозируемый результат:
Понимание сути творчества и личности В.С.Высоцкого, его места в русской культуре.
Позитивное отношение к сотрудничеству и помощи.
Осмысление ценности для человечества таланта и души великого поэта.
Освоение навыков работы с поэтическим и публицистическим текстом, с видео- и аудиоматериалами.
Умение работать в команде, представлять результаты своего труда.
Творческий подход к работе.
Формируемые УУД:
Личностные: гуманистическое отношение к окружающему миру; освоение, усвоение и присвоение общечеловеческих ценностей.
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные: умение принимать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Время проведения: 08.30. – 09.10.
Место проведения: МБОУ «СОШ № 4».
Оснащение:
Презентация по теме.
Мультимедийный проектор.
Печатный материал (биография В.С.Высоцкого, стихи В.С.Высоцкого и о нём).
Компьютер.
Раздаточный материал (сердечки из цветной бумаги, маркеры).
Магниты.
Оргмомент.
- Здравствуйте. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Вы на нём будете не просто учениками, а побываете в других ролях. Согласны?
Мотивационный момент (вступительное слово учителя).
Слово учителя:
- Я предлагаю прослушать песню, слова которой можно считать жизненным кредо её автора. Подумайте и скажите потом, чего не приемлет в жизни этот человек.
СЛАЙД 3 – КЛИП «Я не люблю…» - 2 мин. 17 сек.
Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
когда весёлых песен не пою.
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще -
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или - когда все время против шерсти,
Или - когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза!
Досадно мне, коль слово "честь" забыто,
И коль в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья -
Нет жалости во мне и неспроста.
Я не люблю насилье и бессилье,
Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю,
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.
- Вы узнали исполнителя? СЛАЙД 4 Портрет В.Выс.
- Да, это поэт, певец, актёр театра и кино Владимир Семёнович Высоцкий.
- Ответьте, пожалуйста, против чего выступает здесь поэт? (ПРОТИВ УНЫНИЯ, ЦИНИЗМА, ПРЕДАТЕЛЬСТВА, СПЛЕТЕН, МЕЩАНСТВА,НАСИЛИЯ И СЛАБОСТИ, ТРУСОСТИ, РАВНОДУШИЯ. ОН – ЗА ЧЕСТНОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ИСКРЕННОСТЬ, ДЕЛИКАТНОСТЬ).- Однажды он написал: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа и ранят в кровь свои босые души …».
- А ради чего, как вы думаете?
- Можно ли сказать, что, наверное, ради того, чтобы сделать наш мир чище, справедливее, прекраснее?
- 25 января 2014 года Владимиру Высоцкому исполнилось бы 76 лет… О нём можно бесконечно много говорить, спорить… Я предлагаю, чтобы вы сами сегодня узнали об этом человеке то, что вам покажется важным, волнующим… Скажу лишь следующее: под строчками стихов и песен Высоцкого подписались бы миллионы людей, как сказал Михаил Боярский: «Нам всем сейчас не хватает Высоцкого, он – наша совесть, он – душа нашего времени!»
- Давайте вместе попробуем узнать о нём как о поэте, певце, актёре и просто как о Человеке!
3. Постановка цели и задач.
- Итак, сегодня мы работаем над творческим проектом. В процессе урока мы также постараемся разрешить проблемы (КАРТОЧКИ С ВОПРОСАМИ – НА ДОСКУ)
1.Чем творчество Высоцкого близко и дорого нам сегодня?
2.Что оставил нам Высоцкий в наследство?
3. Какие человеческие качества являются основой личности поэта?
- Итогом вашей работы должна стать программа о Владимире Семёновиче Высоцком в форме литературно-музыкальной композиции на тему «Он сердцем пел…».
- Создаём рабочую группу. Условно обозначим следующие роли:
Корреспонденты – Валя, Катя и Вася - отбираете необходимый, на ваш взгляд, материал для композиции, - пожалуйста, вот ваше рабочее место.
Клипмейкер - Севинч – подбирает клипы или аудиозаписи с песнями Высоцкого или о нём; твоё рабочее место – за столом с компьютерем, на рабочем столе здесь имеется папка с материалами.
Режиссёры – Лиза и Вова – обеспечиваете руководство проектом, связь между группами и в итоге монтируете сценарий и организуете совместное творческое выступление.
Актёры-чтецы– вы все вместе – и клипмейкер – представляете результаты своей работы в виде литературно-музыкальной композиции о жизни и творчестве Владимира Высоцкого.
- А я помогаю вам всем. На работу нам отведено 10 минут.
4. Теоретическая часть: выполнение творческого проекта - сценария. 10 минут.
5. Презентация проекта: музыкально-литературная композиция.10 минут.
6. Итог.
- Спасибо вам всем! Получилось очень трогательно, познавательно и красиво.
- Вы сегодня окунулись в мир красоты поэтического слова, музыки, артистизма, величия души и таланта поэта, истоков любви в разных её проявлениях…
- Какие же ответы вы дадите на вопросы? (1.В ЕГО СТИХАХ И ПЕСНЯХ – САМА ЖИЗНЬ, ОНИ АКТУАЛЬНЫ И СЕГОДНЯ, ТАК КАК ОН ПИШЕТ О ВЕЧНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ: ЛЮБВИ, ПАТРИОТИЗМЕ, МУЖЕСТВЕ. 2.ОН ОСТАВИЛ НАМ ПРЕКРАСНЫЕ ПЕСНИ, РОЛИ В ФИЛЬМАХ И СПЕКТАКЛЯХ. 3.ЧЕСТНОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ЛЮБОВЬ К ЛЮДЯМ, ТРУДОЛЮБИЕ, ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ, АКТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ.)- Именем Владимира Высоцкого названа далёкая и прекрасная звезда… А ещё – вершина одной из высоких гор… Его жизнь оказалась коротка… Как комета на небосводе… Но Высоцкий своим пылающим сердцем сумел зажечь свет в сердцах людей – свет любви, поиска, взлёта души, стремление к гармонии и красоте мира!
7. Рефлексия. 2 минуты.
- Я прошу вас написать на бумажных сердечках одним словом, что ПРИВЛЕКЛО ВАС В ТВОРЧЕСТВЕ В.ВЫСОЦКОГО, о чём заставило вас задуматься соприкосновение с ТАЙНИКАМИ ДУШИ ЭТОГО ТАЛАНТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА , Поэта с большой буквы… Возможно, первое, что сейчас возникает в ваших чувствах, впечатлении, ощущениях… Что осталось в вашей душе?... Отзыв на нашу сегодняшнюю работу…Буквально 1 минута на это – и можно прикрепить сердечки на доску, можно просто отдать мне.
- Спасибо вам за ТВОРЧЕСТВО, ОТЗЫВЧИВОСТЬ. Всем желаю гармонии, удачи, добра!