Приданое казачки — это целый мир

Общепризнано, что рождение мальчика в казачьей семье вызывало радость. А почему же тогда мать, качая колыбель сына, роняла слёзы. Наверное, она плакала, думая о том, что сына ждут военные походы и сражения, в которых он мог сложить голову или остаться изувеченным. Конечно, радости было больше, оттого что будет продолжение рода, да и атаман, узнав о рождение казака, уже написал бумагу на полный земельный пай.
А отношение казаков к рождению девочки очень хорошо характеризуют слова казачьей байки: «А детей то у мене нет, одни девки» Но радость всё же была, но была она иной. Тихой, овеянной молитвами. Мать волновалась и молилась за дочь, не меньше, чем за сына: «Придёт время, отдай кровинушку в чужую семью, да какая ещё свекровь попадётся, да лишь бы муж руку не поднимал» С желанием обеспечить девочке безбедную жизнь связан шутливый казачий обряд. На первое купание приглашали крёстную, мамок, нянек, которые с прибаутками «смывали с дочушки заботы», а отец в это время ел специально приготовленную кашу, пересоленную, подгорелую, под шутки женщин он съедал её до донышка, чтобы дочери досталось меньше горького в жизни. Девочка воспитывалась в атмосфере добра. Но слепой любви не было, так же как и не было изнеженности и потакания. Сызмальства в ней развивали женственность, хозяйственность, терпение и отзывчивость. С очень раннего возраста девочка начинала работать, вместе с подругами обшивала и обвязывала кукол (кукол в то время не было, их шили сами из тряпок, набивали соломой или сухими листьями) чуть повзрослев, маленькая казачка под присмотром бабушки стирала, мыла полы, ставила заплатки и пришивала пуговицы, стряпала. С пяти лет девочку начинали постоянно учить различным рукоделиям: вязать на спицах, крючком, плести кружево, вышивать. Воспитание её полностью подчинялось мысли, что она будущая мать и хозяйка.
Всё это хорошо, но это было в прошлом. После революции было дано распоряжение: «Казаков стереть с лица земли!» Как будто и не было никогда этого удивительного непокорённого народа!
Встаёт вопрос: «Нужно ли возрождать казачество?! А может, правы были тогда большевики?» (Национальностью больше, национальностью меньше. Подумаешь!)
Если да, то как?! В последнее время много идёт споров на эту тему.
А в нашей школе не сомневаются в том, что у казачества есть великое прошлое, что молодому поколению есть чему учиться и с кого брать пример.
В нашем школьном музее «История хутора» многое делается для сохранения и развития казачьей культуры. Можно было бы ни один час говорить о материалах и экспонатах музея, ведь для нас это не просто музейные ценности, для нас всё, что хранится в музейных закромах - это семейные реликвии, повествующие о фамильных корнях. Сейчас хотелось бы рассказать о группе экспонатов, хранящихся в нашем музее, посвящённых значительному событию в жизни казачки – ЗАМУЖЕСТВУ.
Когда девочка становилась девушкой, то об этом событии бабушка тайком сообщала деду, который покупал серебряное колечко и дарил его внучке, приговаривая: «Таперича ты не дитё, а барышня, на тебе женихи глядять, не балуй!» С момента получения серебряного колечка девушка начинала готовить себе приданое. Приданое казачка хранила в сундуке. Есть эта утварь и у нас в музее. Подарила нам его Берлименко Анастасия Фёдоровна. Он из дерева, окован железом. Она уже и не помнит сколько ему лет, но мастерил его её дедуня.
Откроем его. Чего здесь только и нет, ведь невеста должна была внести в дом жениха полную справу для своей горницы: кровать с периной, четыре подушки, тёплое стёганное одеяло, два летних байковых, простыни да подзорники, скатерть на стол и занавески на окна. Наш сундук хранит творения рук многих безымянских казачек (трудно представить, что в былые времена каждая девушка – казачка готовила себе подобное приданое сама, своими руками), а по воспоминаниям Берлименко Анастасии Фёдоровны, в сундуке хранилось гораздо больше добра
Добро из сундука - это экскурсия по казачьей горнице У порога коврик. На такой и ступить жалко: это же произведение искусства. В переднем углу непременно образа, украшенные самым нарядным, самым праздничным рушником. На окошках занавески с узором, которого нет ни у одной другой. «Пусть все завидують!» А кровать сама притягивает к себе взгляд, как бы говорит: «Смотрите: какая умелица моя хозяйка!» Подушки с пером, а на наволочке снова вышивка. По низу кровати белый накрахмаленный подзорник. По всей хате салфеточки, вышитые гладью и крестиком, связанные крючком. А теперь добро пожаловать всем к столу, покрытому белой скатертью, связанной крючком.
Любой узор, будь он на рушнике или салфетке, или на каком другом рукоделии, обладал в древности оберегающим смыслом, содержал священные изображения и магические символы. Попробуйте прочитать, что хотела сказать казачка начала прошлого века. Поняли?! Думаю, что далеко не всё. Но это тема другого исследования
Как бережно хранила казачка добро в своём сундуке, также бережно и мы будем восстанавливать и беречь культурно – бытовые традиции и обычаи казачества.
Спасибо за внимание! С удовольствием отвечу на ваши вопросы.
15