Собственный ЭОР Урок русского языка в 5 классе Прилагательные качественные, относительные и притяжательные


Урок русского языка5 «а» классТема: «Прилагательные качественные, относительные и притяжательные»ГБОУ школа № 39 Невского района города Санкт-ПетербургаУчитель: Рокоссовская Вера Викторовна Заглядывать не бойся в словари: Не мертвый сумрак там – живые дали; Как садовод умелый собери, Плоды созревшие Гринченко, Даля. Не гневайся, когда совет дарят, И не ленись возделывать свой сад. М. Рыльский Тема урока: «Прилагательные качественные, относительные и притяжательные»Цели: закрепить знания по теме, совершенствовать речевую практику: пополнение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, развитие творческих способностей, дифференцированный подход при проверки знаний разрядов прилагательных, работа с орфографическим словарем как с дидактическим пособием. Проверка домашнего заданияТеоретические вопросы по темам «Имя прилагательное как часть речи», «Разряды прилагательных», а также повторение тем «Морфологические признаки имени существительного», « Глагол как часть речи» будут задаваться на протяжении всего урока. Работа по карточкам1 карточка – распределить прилагательные по трем разрядам.2 карточка – отметить знаком (+) в соответствующей колонке разряд имени прилагательного.3 карточка – в каком ряду все слова являются прилагательными Проверка работы по карточкамПервая группа: распределить по разрядам Разряды прилагательных{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Качественные относительныеПритяжательн.активныйкомпьютерныйсоловьиныйпунктуальныйпунктуационныйотцовскийпраздничныйавиамодельныйПтичий(дом)интересныйзолотой(из золотЗаячье(потомствзолотой(пер-хорПтичий(грипп)Медвежья цветастыйстиральный(берлога)веселыйЗаячья(шапка)Заячий(характергрибнойМедвежий(уголмосковскийУслуга)Медвежий(тулупцветочный Проверка второй группы Отметьте знаком (+) в соответствующей колонке разряд имени прилагательного{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Качеств.Относит.Притяж.Греческий язык + отн. яз. Мокрый пол + мокрееЛунный свет +Отн. к лунеВысокий рост +вышеВерблюжий горб + чей? Животн. Ночной город + отн. к месту Проверка третьей группыВ каком ряду все слова являются прилагательными?1) Веселый, большой, лисья \/к. к. п.2) Мамина, весь, полевые п. – о.3) Тот, где-то, деревянный - , - , о.4) Хорошо, непосредственный, смятый --, к., к. » Нужно обрабатывать свой сад. Вольтер. ЯзыкКак поросль виноградных нежных лоз,Язык храни. Упорно, неустанно Бурьян пропалывай. Прозрачней слезПускай язык пребудет. Постоянно Пускай тебе он будет подчинен,Хоть сам живет своею жизнью он.Прислушайся: как океан без краю-Народа речь; и гнев, и радость в ней,В ее живых раскатах. Я не знаюМудрейших, чем народ учителей.Его слова – как жемчуг; их значенье-И труд , и человек, и вдохновенье.Заглядывать не бойся в словари:Не мертвый сумрак там – живые дали;Как садовод умелый, собериПлоды созревшие Гринченко, Даля.Не гневайся, когда совет дарят,И не ленись возделывать свой сад. М. Рыльский Средства художественной выразительности в стихотворении «Язык» М. Рыльского:Эпитеты – Сравнения – Метафоры – Олицетворения - Эпитеты: нежных лозСравнения: как поросль виноградных лоз, язык храни; прозрачней слез язык пускай пребудет; как океан без краю – народа речь; его слова, как жемчугМетафоры: бурьян пропалывай, пускай тебе он будет подчинен, хоть и живет живою жизнью он; и гнев, и радость в ней/В ее живых раскатах; не мертвый сумрак там – живые дали; плоды созревшие М. Рыльский. «Две силы»Две силы на земле:Одна глядит в былое,Ей рабство – пьедесталИ ложь опора ей.Перед другой –Сады и небо голубое,И творческий прибой В потоке новых дней. Морфологический разборимен прилагательных1. Выписали предложение, в котором есть прилагательные.2. выписали прилагательные и разобрали их морфологически.Работа у доски. Проверка Перед другой – сады, И небо голубое, И творчества прибой В потоке новых дней. 1.Голубое – прил, обозн. призн. предм. и отв. на вопр. какое? 2. Н.ф. – голубой, пост. пр: кач.; непост. пр: ед. ч., ср.р., Им. п. 3. небо (какое?) голубое -определение 1. Новых – прил., обозн.призн. предм. и отв. на вопр. каких?. 2. Н. ф. – новый, пост. пр: качеств., непост. пр: полн. ф., мн. ч., р.п. 3. дней (каких) новых - определение Работа с орфографическим словарем. Буква «Л»Выписать в три колонки такие прилагательные, которые можно использовать при описании природы, распределяя их в три колонки по разрядам{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}качественныеотносительныепритяжательн. Прилагательные, которые можно использовать при описании природы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}качественныеотносительныепритяжательныелазоревыйлавровыйлебяжийлазурныйлекарственныйлисийлегкийлубянойлягушачийлиловыйлапчатыйлипкийледянойЛилово-синийлиственныйЛимонно-желтыйлучезарныйлупоглазый Составление синквейна, используя прилагательные из словаря. Тема «Природа»Темы в узком смысле – Растения, животные, явления природы. Подведение итога. Выставление оценок.1. Закрепление знаний о разрядах прилагательных.2. Знакомство с творчеством М. Рыльского.3. Повторение разных видов троп. 4.Повторение морфологических признаков имени прилагательного, имени существительного, глагола. 5. Работа с орфографическим словарем. 6. Составление синквейнов. 7. Д. з. выуч. правила по теме «Прилагательное», упр.797