Урок по литературному чтению на тему:Рассказ Е.Чарушина Страшный рассказ.

Автор урока: Бокунова Валентина Михайловна, учитель начальных классов
Класс: 3 класс
Тема урока: Рассказ Е.Чарушина «Страшный рассказ».

Цель: пробудить у детей интерес к чтению произведений о животных, познакомить с творчеством Е.Чарушина.

Задачи урока:
совершенствовать способ чтения целыми словами,
формирование умения сознательного и выразительного чтения,
формирование первичных исследовательских навыков,
работать над качествами чтения (беглость, правильность, сознательность, выразительность),
работать над лексическим значением слов,
воспитание внимательного и бережного отношения к окружающей природе: людям, животным.

Оборудование: Ноутбук, интерактивная доска, выставка книг по теме, портрет писателя.
Ход урока.
I. Организационный момент.

Учитель: Ну, а вам не надоело,
Не наскучило читать?
Дети: Нет!
Тому, кто занят делом,
Просто некогда скучать.

II. Речевая гимнастика.
Чтение слоговой таблицы (снизу вверх).


А
Е
И
О
У
Ы
Ю
Я

бак
без
бид
боч
бум
бык
бюр
бяз

вар
вес
виз
вол
вук
выг
вюс
вял

гал
гер
гиб
гок
гус
гым
гюм
гян


дап
дем
див
дос
дор
дол
дюк
дяп


III. Проверка домашнего задания.

- С каким произведением уже познакомились и кто его автор?
- Кто может кратко рассказать, о чем рассказ?
А вот как вы внимательно читали произведение, мы сейчас проверим. Допишите нужные буквы: (группы взаимопроверка)
Мать отлете.,    немного и, когда  ребя..   ушли, броси        
спас...    своих   сын           и  доч        По своему она им что-то
быстро сказ...  и  побе        к овсяному полю. За ней побеж...
ут... - пя..     штук.
И так по овеян...   по..    , в обх ..    дерев.., семь,    продолж...
своё   путешес           к озе..  .
- Прочитайте выразительно отрывок. О чем в нем говорится?
(О том, как мать уточка беспокоилась о своих утятах).

- Что можно сказать о ребятах?
- О человеке от имени, которого ведется рассказ?
Вместе (обсудите друг с другом) поступок человека от имени, которого ведется рассказ.
(Понимал, что путешествие утят к озеру было нелегкое, и мать - уточка за них сильно переживала).

Вывод по рассказу.

Слова на доске:

Самое главное видеть, чувствовать и любить все живое, только так
можно вырастить в сердце доброту. С.В.Образцов.
Я надеюсь, что работа над произведением М.Пришвина «Ребята и утята»
помогла нам понять, что у каждого живого существа есть семья и разрушать
её нельзя.
А сейчас проведём разминку и познакомимся ещё с одним писателем – знатаком живого мира, добрым человеком. iV. Разминка:
- дыхательная: «понюхай цветок», «задуй свечу», «сдуй пылинку», - звуковая: артикуляция звуков а, о, у, ы, э, - Ребята, давайте мы с вами разгадаем кроссворд.













2
П


5
Д






Р


Е






И


Т






Р


Ё

7
Н




О


Н
6
Ё
Е




Д

4
Х
Ы
Ж
Ж



1
Ч
А
3
Р
У
Ш
И
Н



У

А
Д
И
К
О



В

С
О


С



С

С
Ж


Т



Т

К
Н


Ь



В

А
И






А

З
К






Вопросы для кроссворда:
- С помощью чего человек передает свои эмоции, настроение, любовь? (Чувства).
- Что изображено на картине? (Природа).
- Как называется жанр произведения, в котором автор описывает реальные события? (Рассказ).
- Как называется человек, который пишет картины? (Художник).
- Как по-другому называют маленьких зверят? (Детёныши).
- Не ёлка, а в иголках (Ёжик).
- С каким чувством вы обращаетесь к маме? (Нежность).
- Посмотрите, чья фамилия высветилась жирными буквами? (Чарушин).

- Поставьте цели урока. (Познакомиться с автором, его произведениями).

- Прежде, чем знакомиться с рассказом, давайте поближе познакомимся с автором.
Показ автобиографии Е.И. Чарушина через презентацию.
Рассматривание выставки с произведениями данного автора.
Прочитаем стихотворение, которое поможет узнать, кто является главным героем следующего рассказа. (Стихотворение записано на доске, при его чтении используются следующие виды чтения, названия которых также записаны на доске: тихо, медленно, с ударением на каждом слове, вопрос с недоверием, ответ с оправданием, быстро, наизусть)
-Что ж ты, ёж, такой колючий? -Это я на всякий случай: Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи. -Так кто же будет главным героем рассказа? -Ёж.,
-Посмотрите на сканер и найдите название рассказа. с т р а ш н ы й к ч р а с с к а з з ь а
Сегодня вы прочитаете рассказ Е.Чарушина «Страшный рассказ». Признаюсь, что прочитав название, я немного испугалась, но потом...., А что потом узнаем сами.
Давайте сделаем прогноз.
     
V. Прогноз: на доске запись: Шура и Петя остались одни; у самого леса; ни папы, ни мамы; темно; не страшно, не боялся; кто-то топает; закрылись с головой; прижались друг к другу; пришли (родители); зажгли; ежик - Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк? /страх, радость, облегчение/ /2 человека делают свой прогноз/
VI. Чтение рассказа: - Оправдался ли прогноз? - Объясните название рассказа. - Было ли с вами такое? - Словарная работа: чулан – подсобное помещение; сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом.

VII. Физкультминутка:
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
VIII. Самостоятельное чтение. Задание: на доске расположены карточки с фразеологизмами, надо установить лексическое значение и расположить в той последовательности, в которой развиваются события: /Дети читают. Коллективная работа с комментированием и аргументацией./ - У страха глаза велики. /преувеличивать/ - Совсем одни. /родители ушли/ - Брать под свое крылышко. /окружить заботой, вниманием/ - Сердце в пятки ушло. /испугались/ - В мгновение ока. /быстро залез под одеяло/ - Слава Богу. /облегчение, радость/ - Вот тебе и раз. /удивление/
IX. Анализ содержания по вопросам. - Можно ли детей назвать смелыми? Почему? - Что сказано про мальчиков в начале рассказа? /зачитать/ - Подберите прилагательные для описания их характера. /аккуратные, послушные, самостоятельные, дружные/ - Предположите, сколько им лет? Обоснуйте свой ответ. /говорили «не пыхчи», «не пыхтю»/ - Как правильно следует говорить? /не пыхти, не пыхчу/ - Зачитайте из текста фрагмент, в котором происходит переломный момент в событиях. - Подберите в тексте и зачитайте строки к иллюстрации. - Почему еж свернулся шариком? - Подумайте, для чего ежик в доме? - Где настоящий дом ежа?

X. Работа над содержанием текста.
Задание 1:
Разбить текст на смысловые части.
Составить план.
- Остались одни.
- Испугались.
- Да это ёжик.
Задание 2:
Выписать из текста глаголы, показывающие действия главных героев.
Ёж – ползёт, шуршит, пыхтит, топает, шлепает, пробежал, свернулся, забрался;
Мальчики – умылись, разделись, легли спать, лежат, молчат, разговаривают, испугались.

XI. Составление коллективного «Синквейна»:
ёжик маленький, колючий пыхтит, шуршит, топает Еж уничтожает мелких грызунов. Зверек XII. Подведение итога урока.
- Итог урока мы подведем, выполняя обложку к данному произведению.
                                                
Страшный рассказ
Е.И. Чарушин

Жанр – рассказ о детях.
                                                 Главные герои: Шура, Петя, ёжик
Герои: мама, папа.
Вывод (чему учит рассказ): не бояться, взаимоподдержке, бережному отношению к животным.

XIII. Домашнее задание:
- Читать, пересказывать текст. – Научиться читать «выше нормы». – Подготовить краткий пересказ.
– Составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту.
– Подобрать к прочитанному тексту пословицы, загадки.
– Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа.



ЂЂ
type="text/javascript" src="%D0%90%D0%A2%D0%A2%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF%20%208%20%20%D1%84%D0%B5%D0%B2._files/share.js" charset="windows-1251"ЂЂ

15