Литературная гостиная, посвящённая 200-летию М. Ю. Лермонтова


Литературная гостиная, посвященная 200-летию М. Ю. Лермонтова
Цель мероприятия:
- образовательная – познакомить студентов с фактами из личной жизни М.Ю. Лермонтова, с любовной лирикой поэта;
- развивающая – развитие творческих способностей, коммуникативных навыков, навыков публичного выступления, развитие умения работать в коллективе, развитие художественного восприятия;
- воспитательная – воспитывать патриотическое отношение к поэту и его лирике, прививать интерес к биографии поэта, толерантность.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация.
Зал празднично украшен. Портреты М.Ю. Лермонтова и его современников, рисунки поэта, иллюстрации к произведениям.
Ход мероприятия:
Пролог. На фоне музыки В. А. Моцарта «Ангел и Демон»
Вступительное слово преподавателя.
Добрый день! Сегодня у нас литературный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова. Цель нашей встречи – как можно больше узнать о жизни гениального поэта.
Действительно, Лермонтов нам очень близок. Лермонтовым нельзя начитаться. Глубина мысли сочетается у него с великим совершенством выражения. Даже когда вспоминаешь стихи молча, они звучат в твоей памяти, словно прекрасная музыка.
Вальс – посвящается памяти поэта. Выступают студенты группы ИС 14а .Ведущий 1. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…». Именно этим стихотворением входит в наш мир Лермонтов. Входит и остаётся навсегда.
Входит Поэт (ролевая игра) и читает отрывок из стихотворения «Бородино» и стихотворение «Парус».
Ведущий 2. О, этот Лермонтов могучий, гордость и слава России! Аплодисменты.
Многие из великих оставили о нем свои воспоминания.
Ролевая игра. (Выходят студенты – исполняют роль великих людей)
1. Анна Ахматова.
Это было странное, загадочное существо. Он подражал в стихах Пушкину и Байрону, и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему!
2. 0льга БерггольцПервой моей сознательной любовью в поэзии был Лермонтов. Толстенькая книжка в сером переплете, с портретом грустного большеглазого гусара... лежала у меня под подушкой ночью, я не выпускала её из рук днем.
4. Ф.М.Достоевский:
Какое дарование!.. Все его стихи словно нежная, чудесная музыка. Произнося их, испытываешь даже как будто б физическое наслаждение. А какой запас творческих образов, мыслей, удивительных даже для мудреца.
5.В. Брюсов
Казался ты и сумрачным и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил,
Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,
Ты демонски - мятежное любил?
Ты никогда не мог быть безучастным,
От гимнов ты к проклятиям спешил,
И жизни верил всем мечтам напрасным
Ответа ждал от женщин и могил.
Но не было ответа.И угрюмо
Ты затаил, о чем молилась дума,
И вышел к нам с усмешкой на устах.
И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах!
Ведущий 1. Загадку Лермонтова разгадывает каждое поколение. Разгадываем её и мы.
1 часть
Видеофильм «М. Лермонтов – гордость и слава России!» (фрагмент 5 мин)
2 часть.
Литературно-музыкальная композиция «Адресаты лирики М. Ю. Лермонтова»
Ведущий 1:Сегодня наше внимание будет обращено к его любовной лирике и к тем женщинам, которые вдохновляли его на написание столь замечательных стихотворений. Поэт пытался найти спасение от трагического одиночества в любви, искал «душу родную» среди тех прекрасных женщин, которые его окружали.
Ведущий 2: Когда М.Ю. Лермонтову было 15 лет, в Москве, у своей кузины Сашеньки Верещагиной, он познакомился с Екатериной Александровной Сушковой. Она была двумя годами старше юного поэта, которого все называли просто Мишель. Лермонтов был по-мальчишески увлечён черноглазой кокеткой Катюшей Сушковой. Она была более развита и начитанна, чем девушки её круга. Этой самовлюблённой барышне нравилось быть окружённой поклонниками, кокетничала она и с мальчиком-поэтом, подтрунивала над ним и не относилась серьёзно к его чувствам. Дело было в Средникове, живописном подмосковном имении, где М.Ю. Лермонтов проводил лето. Катенька Сушкова часто гостила в Средникове. В кругу молодёжи было принято притворяться влюблённым в «мисс черноглазую». В конце лета, перед отъездом в Москву, затеяли инсценировку с пением и оркестром. Для этой шутки Лермонтов написал стихотворение, которое Е.А. Сушкова впоследствии опубликовала под названием «Черноокой»:
Чтец 1. Вблизи тебя до этих пор
Я не слыхал в груди огня,
Встречал ли твой прелестный взор –
Не билось сердце у меня.
И что ж? – разлуки первый звук
Меня заставил трепетать;
Нет, нет, он не предвестник мук;
Я не люблю – зачем скрывать!
Однако я хоть день, хоть час
Еще желал бы здесь пробыть,
Чтоб блеском этих чудных глаз
Души тревоги усмирить.
Ведущий 1: Много лет спустя Сушкова вспоминала о том, как они вместе с молодым Лермонтовым и его бабушкой в августе 1830 года пошли в Троице-Сергиеву лавру. Там на паперти к ним подошел слепой старик нищий со своей деревянной чашечкой. Когда компания щедро одарила его, он пожаловался на «шалунов – молодых господ», которые как-то на днях жестоко обидели его, насыпав полную чашечку камешков. Рассказ старика потряс Лермонтова, который увидел в нем своеобразную аналогию своих отношений с Сушковой. Вернувшись домой, он взял карандаш и тут же написал стихотворение, названное «Нищий»:
Чтец 2. У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
Ведущий 2: В 1831 году Лермонтов пережил пылкое увлечение дочерью известного московского драматурга, Натальей Фёдоровной Ивановой, девушкой необыкновенной красоты. Долгие годы биографы не знали имени женщины, скрытого под инициалами Н. Ф. И.; ей адресованы многие стихи Лермонтова. Внучка Н.Ф. Ивановой вспоминала: «М. Ю. Лермонтов был влюблён в мою бабушку, Наталью Фёдоровну Обрескову, урождённую Иванову. У Натальи Фёдоровны хранилась шкатулка с письмами М. Ю. Лермонтова и стихами, посвященными ей. Всё это сожжено было из ревности её мужем Николаем Михайловичем Обресковым».
Ведущий 1: Чувство горестного сожаления о напрасно растраченном жаре души охватывает юношу, но и после замужества Натальи Фёдоровны он продолжает бывать в их доме. К Н.Ф. Ивановой обращены стихи Лермонтова «Я не унижусь пред тобою»:
Чтец 3. Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней,
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслию небесной
И силой духа убежден
Я дал бы миру дар чудесный
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец?
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец?
Ведущий 2: Лермонтов начинает посещать московские гулянья, балы, маскарады. Он почти не бывает в университете, старается забыть о своём горе. Именно в таком состоянии однажды во время загородной прогулки он обратил внимание на милую, тихую Вареньку Лопухину, которую видел раньше, но как-то не замечал. Лопухины были в родстве с бабушкой Лермонтова, и поэт посещал их запросто.
Ведущий 1: Варенька – блондинка с чёрными глазами. Это придавало ей оригинальную прелесть. В ней была обаятельная простота, свойственная глубоким и цельным натурам. Варенька была всеобщей любимицей.
Варенька знала о недавнем глубоком чувстве Лермонтова к Наташе Ивановой и пыталась как-то утешить его. Не раз Лермонтов сравнивал Вареньку Лопухину с Натальей Фёдоровной, которой всё ещё не мог забыть, и всё больше понимал, как близка и дорога ему Варвара Александровна. Так возникло одно из первых петербургских стихотворений:
Чтец 4. «Она не гордой красотой…»
Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан её – не стан богини,
И грудь волною не встаёт,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все её движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
Фрагмент №1 из фильма «Лермонтов»
Ведущий 2: Весной 1835 года Варенька Лопухина, не дождавшись приезда Лермонтова в Москву, вышла замуж за Николая Фёдоровича Бахметева. Лермонтов тяжело воспринял это известие. Н.Ф. Бахметев был старше жены на семнадцать лет. Он оказался чёрствым и мелочным человеком. По его требованию Варваре Александровне пришлось уничтожить все письма Лермонтова, адресованные ей.
Романс «Я к вам пишу...» (видео «Посвящение М.Ю. Лермонтову»)
Ведущий 1: Последняя встреча Лермонтова с В.А. Лопухиной произошла в 1838 году в Петербурге. Варвара Александровна не нашла счастья в браке. Всю жизнь она оставалась верна своему глубокому чувству к поэту, пережила Лермонтова на 10 лет, много страдала и умерла в 1851 году 36-ти лет отроду.
Расставшись с Лопухиной, поэт всю жизнь тосковал по ней. До конца жизни он обращался к ней в стихах и не раз рисовал её портреты.
Ведущий 2: Осенью 1838 года, в Петербурге, Лермонтов знакомится с Софьей Николаевной Карамзиной, которая была старше его на 12 лет. Она была распорядительницей салона вдовы известного историка Н.М. Карамзина. Впечатлительный поэт, так часто чувствующий себя отчуждённо в светском обществе, был очарован душевной ясностью, непосредственностью и доброжелательностью Софьи Николаевны.
Ведущий 1: Поэт делился с Софьей Николаевной своими творческими замыслами и бывал у Карамзиных не только по вечерам как посетитель салона, но запросто, по-домашнему, в дневные часы. Здесь «смирялась души его тревога», здесь он чувствовал себя в родном доме.
На доверительную дружбу Лермонтова Софья Николаевна отвечала чем-то более глубоким и горячим.
Романс «Молитва»
Первое посвящение Софье Николаевне, написанное ей в альбом, Лермонтов сжёг на свече. Через некоторое время он пишет знаменитое стихотворение «Из альбома С.Н. Карамзиной», которое было напечатано вскоре после гибели поэта в конце 1841 года:
«Любил и я в былые годы…»
Любил и я в былые годы,
В невинности души моей,
И бури шумные природы,
И бури тайные страстей.
Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг,
И мне наскучил их несвязный
И оглушающий язык.
Люблю я больше год от году,
Желаньям мирным дав простор,
Поутру ясную погоду,
Под вечер тихий разговор…
Ведущий 2:
Мария Алексеевна Щербатова была несчастлива в браке. Она рано овдовела и вела в столице светский образ жизни. Но охотнее, чем на балах, она бывала в гостеприимном доме Карамзиных, где, видимо, познакомилась и с Лермонтовым. Образованная, умная, молодая женщина хорошо знала литературу, любила стихи и музыку и была очень хороша собой. Лермонтов говорил о ней своему родственнику Шах-Гирею, что она такая, «что ни в сказке сказать, ни пером описать», М.И. Глинка вспоминал, что Щербатова была «прелестна, хотя не красавица, видная, статная и чрезвычайно увлекательная женщина». М. Ю. Лермонтов посвятил М. А. Щербатовой стихотворение «Отчего…»:
Чтец 5. Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно… потому что весело тебе.
Ведущий 1:
Особенно ценил поэт смелость и независимость суждений Щербатовой, её внутреннюю силу и верность сердечным привязанностям.
Звучит музыка А. Хачатуряна к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад».
Ведущий 2:
В начале 1841 года Лермонтову удалось выхлопотать разрешение приехать в Петербург. На другой день после приезда он отправился на бал. Хозяйка дома,Александра Кирилловна Воронцова-Дашкова, урождённая Нарышкина, относилась к Лермонтову с большой приязнью. Графиня Воронцова-Дашкова была одной из самых заметных женщин светского Петербурга 30-х и начала 40-х годов. Александра Кирилловна отличалась необыкновенным остроумием. Кроме того, изящество и грация, присущие ей, соединялись с неподдельной весёлостью, живостью, почти мальчишеской проказливостью. Жизнь била в ней живым ключом.
Ведущий 1: Появление Лермонтова на балу у Воронцовых-Дашковых было дерзким и даже вызывающим. Хозяйка дома заступилась за опального поэта перед великим князем, присутствовавшим на балу, а в дальнейшем способствовала тому, чтобы уладить осложнение, грозившее Лермонтову немедленной высылкой из Петербурга. К портрету А.К. Воронцовой-Дашковой Лермонтов написал стихотворение «К портрету»:
Чтец 5. Как мальчик кудрявый, резва,
Нарядна, как бабочка летом;
Значенья пустого слова
В устах её полны приветом.
Ей нравиться долго нельзя:
Как цепь, ей несносна привычка,
Она ускользнёт, как змея,
Порхнёт и умчится, как птичка.
Таит молодое чело
По воле – и радость и горе,
В глазах – как на небе светло,
В душе её тёмно, как в море!
То истиной дышит в ней всё,
То всё в ней притворно и ложно!
Понять невозможно её,
Зато не любить невозможно.
Ведущий 2: С поэтессой графиней Евдокией Петровной Ростопчиной Лермонтов познакомился ещё в юности, в Москве, в начале 1830-х годов. Однако подружились и сблизились они значительно позднее, почти через 10 лет. Этому способствовала поэтическая настроенность обоих, их любовь к поэзии и некая общность судеб. И Лермонтов, и Ростопчина рано осиротели и росли без материнской ласки. Оба испытали в жизни разочарования и невзгоды.
Ведущий 1: В свой последний приезд в Петербург в 1841 году Лермонтов постоянно встречался с Ростопчиной у Карамзиных и других общих знакомых. Вскоре в конце этого трагического 1841 года Е.П. Ростопчина в стихотворении «Пустой альбом» вспоминала свои встречи с Лермонтовым и прощальный ужин. 13 апреля 1841 года Е.П. Ростопчина ужинала вместе с А.Н. Карамзиным и Лермонтовым. Поэт только и говорил об ожидающей его скорой смерти. Перед отъездом из Петербурга на Кавказ Лермонтов подарил Ростопчиной альбом, в котором записал стихотворение, ей посвящённое.
Чтец 6. «Я верю: под одной звездою»
Я верю: под одной звездою
Мы с вами были рождены;
Мы шли дорогою одною,
Нас обманули те же сны.
Но что ж! – от цели благородной
Оторван бурею страстей,
Я позабыл в борьбе бесплодной
Преданья юности моей.
Предвидя вечную разлуку,
Боюсь я сердцу волю дать;
Боюсь предательскому звуку
Мечту напрасную вверять…
Так две волны несутся дружно
Случайной, вольною четой.
В пустыне моря голубой
Их гонит вместе ветер южный;
Но их разрознит где-нибудь
Утёса каменная грудь…
И, полны холодом привычным,
Они несут брегам различным,
Без сожаленья и любви,
Свой ропот сладостный и томный,
Свой бурный шум, свой блеск заёмный
И ласки вечные свои.
Ведущий 2: Уже из Пятигорска, незадолго до своей трагической гибели, Лермонтов просил бабушку прислать ему книгу Е. П. Ростопчиной. На этой книге стихотворений автором была сделана дарственная надпись: «Михаилу Юрьевичу Лермонтову, в знак удивления к его таланту и дружбы искренней к нему самому, Петербург, 20-е апреля 1841 г.». Поэту не суждено было получить этот подарок.
Романс в исполнении А. Градского «Выхожу один я на дорогу»
Заключительное слово преподавателя:
Cегодня наше представление о жизни поэта расширилось. Он предстал перед нами в новом образе - в образе лирического героя, воспевающего любовь. Любовь для М. Ю. Лермонтова - чувство светлое, необходимое как воздух, чтобы жить и творить бесспорные шедевры в области литературы. Сила лермонтовского таланта, его кипучая, вечно молодая поэзия продолжают волновать и восхищать нас.
Спасибо за внимание!