Литературная гостиная,посвященная 200-летию М.Ю.Лермонтова


Литературная гостиная, посвященная 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова.
«Не угаснет свет таланта…»
Ход мероприятия
На левой стороне сцены стоит небольшой столик, на нём подсвечник со свечой, томики стихов Лермонтова. На экране портрет М.Ю. Лермонтова. На фоне звучит спокойная мелодия.
Учитель: Здравствуйте. В каждой стране, у каждого народа есть свои любимые писатели. Их имена произносятся с гордостью. К таким писателям принадлежит М.Ю.Лермонтов. О чем бы ни писал поэт- о далеком прошлом или современности, природе или любви-его идеи и образы всегда насыщены чувством патриотизма и вольнолюбия. Мы с вами эту встречу посвятим М.Ю.Лермонтову, чьё творчество-одна из самых великих вершин русской и мировой литературы.
1 Ведущий (Панкова) 15 октября 2014 года исполнилось 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова.
2 Ведущий: (Романенко)
Наша литературная гостиная посвящена его памяти.
1 Ведущий: (Панкова) Жизнь М.Ю.Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Но, не дожив и до 27 лет, он прошел весь круг жизни со взлетами вдохновения и горечью разочарований.
На сцену выходит ученик и читает стихотворение: (Хмелева)
Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла;
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа уставшая моя;
Как ранний плод, лишенный сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия…
2 Ведущий: (Романенко) Родился Михаил Юрьевич в семье армейского капитана Юрия Петровича и Марии Михайловны Лермонтовых в городе Москва. Мамы у поэта не стало, когда малышу еще не исполнилось еще и 3 лет, но он хорошо запомнил колыбельные песни, которые она ему пела.
( на 2 слайде портреты родителей Лермонтова)
1 Ведущий: (Панкова) Детские годы Мишеля прошли в имении бабушки в Тарханах. Поэт был омрачен ранней смертью матери и затянувшейся распрей между отцом и бабушкой, которая закончилась только со смертью отца в 1831 году. (Слайд 3)
(На сцене появляется Поэт, подходит к столу, берёт книгу.)
Поэт.(Коломыцев в образе Лермонтова )
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!
Но ты свершил свой подвиг, мой отец,
Постигнут ты желанною кончиной;
Дай бог, чтобы, как твой,
спокоен был конец
Того, кто был всех мук твоих
причиной!
Но ты простишь мне!
Я ль виновнее в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь божественный
от самой колыбели
Горевший в ней,
оправданный творцом?
Однако ж тщетны были их желанья:
Мы не нашли вражды один в другом,
Хоть оба стали жертвою страданья!
2 Ведущий: (Романенко) Осенью 1827года Елизавета Алексеевна Арсеньева с внуком перебралась из Тархан в Москву и поселилась на Поварской улице, недалеко от Кремля.
1 Ведущий: (Панкова) 1 сентября 1828 года 13-летний Лермонтов был зачислен в 4 класс Московского университетского благородного пансиона. Он был зачислен полупансионером, т.е. должен был проводить там весь день, а ночь, так же как и выходные дни, - дома. (Слайд 4,5)
2 Ведущий: (Романенко) Лермонтов учился блестяще, отличался не только в гуманитарных науках, словесности и искусствах (он рисовал, играл на скрипке), но и в математике. При переходе из класса в класс он неизменно получал награды – обычно это была какая-нибудь книга или гравюра в рамке. (Слайд 5)
1 Ведущий: (Панкова) В августе 1830года М.Ю.Лермонтов подаёт прошение в правление Московского университета. Вот что он пишет…
Поэт: (Коломыцев) «Родом я из дворян, сын капитана Юрия Петровича Лермонтова; имею от роду 16лет; обучался в Университетском благородном пансионе разным языкам и наукам в старшем отделении высшего класса – ныне же желаю продолжить учение моё в императорском Московском университете».
2 Ведущий: (Романенко) В сентябре 1830года М.Ю.Лермонтов стал студентом университета. В эти же годы там учились В.Г.Белинский, А.И.Герцен, И.А.Гончаров, Н.П.Огарёв, Н.В.Станкевич и другие. Михаила Лермонтова больше всего интересовали лекции по истории и словесности.
1 Ведущий: (Панкова) В 1832году М.Ю.Лермонтов покидает Московский университет и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два года, проведённые там, поэт называл «страшными годами». Школа была настоящей казармой николаевского времени. Каждый шаг юнкеров определялся приказами, царила бессмысленная дисциплина. Книги, кроме учебников и уставов, читать запрещалось. Но даже в этих условиях М.Ю.Лермонтов продолжал заниматься литературой и писать. (Слайд 7)
Звучит аудиозапись «Белеет парус одинокий»???????В ноябре 1834года он был произведён в офицеры и определён в гусарский полк, который стоял в Царском Селе.
Звучит марш из музыки Свиридова к повести Пушкина “Метель”.?????2 Ведущий: (Романенко) Так писал Лермонтову его друг Алексей Лопухин в 1832 году: «Здравия желаю любезному гусару! Право, мой друг Мишель, я тебя удивлю, сказав, что не так еще огорчен твоим переходом, потому что с живым характером твоим ты бы соскучился в штатской службе…»
1 Ведущий: (Панкова) В 1835 – 1836 годах М.Ю.Лермонтов создаёт ряд прекрасных произведений: драму «Маскарад», поэму «Боярин Орша», повесть «Княгиня Лиговская», где впервые появляется Печорин, и ряд лирических стихотворений. (Заглушается свет, выстрел). (Слайд 8)
Ученик читает отрывок из стихотворения «Смерть поэта» (Хмелева)
Погиб поэт! - невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
2 Ведущий: (Романенко) 27 Января 1837 года на дуэли с Дантесом был смертельно ранен Пушкин. К моменту смерти Пушкина 29 января уже весь Петербург твердил наизусть строчки Лермонтова. Именно эти дни стали началом стремительного и рокового отсчета жизни Михаила Юрьевича Лермонтова. Ему оставалось прожить всего четыре с половиной года. За это время ему предстояло стать великим поэтом, достойным преемником Пушкина, сделаться легендой Кавказской войны и так же как Пушкин погибнуть на дуэли.
1 Ведущий: (Панкова) В 1837 году после смерти Пушкина шеф жандармов граф Бекендорф доложил императору Николаю I о чрезвычайном происшествии – распространении по столице возмутительных стихов Лермонтова, содержащих прямое обвинение в гибели поэта ближайших сподвижников русского царя.
(На фоне звучит «Лунная соната» Бетховена)?????????Поэт: (Коломыцев)
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под Сению закона,
Пред вами суд и правда – все молчи!
2 Ведущий: (Романенко) Лермонтов был арестован 18 февраля 1837 года. К нему пускали только камердинера, приносившего хлеб. Он просил заворачивать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, сажи и спички написал несколько стихотворений.
Поэт: (Коломыцев)
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноокую девицу,
Черногривого коня.
1 Ведущий: (Панкова) «Корнета Лермонтова за сочинение известных Вашему сиятельству стихов перевесть в Нижегородский драгунский полк., писал военный министр Чернышев графу Бекендорфу. Итак, он отправляется на Кавказ. Это была замаскированная ссылка. Ему остается жить всего 4 с половиной года!
Звучит аудиозапись стихотворения «Выхожу один я на дорогу»???????2 Ведущий: (Романенко) В апреле 1838 г. Благодаря неустанным хлопотам бабушки Лермонтов переведен в лейб-гвардии гусарский полк, расквартированный под Царским Селом. Период между двумя ссылками – самый плодотворный для Лермонтова. Он работает над «Героем нашего времени», написал «Мцыри», переработал «Демона», опубликовал «Песню про купца Калашникова», в которой выражена мысль о всесилии и несправедливости царя. (Слайд 9)
1 Ведущий: (Панкова) В апреле 1841 года Лермонтов был срочно выслан на Кавказ. Снова бои, ранения, награды, карты, вечера, ссоры. Все, как обычно. 13 июня на одном из вечеров произошла ссора Лермонтова с майором Мартыновым. 15 июля, между 6 и 7 часами вечера, во время грозы, у подножия горы Машук, состоялась дуэль, закончившаяся трагически.
(Слайд 10)
Звучит мелодия из «Ромео и Джульетта»????????Поэт: (КУоломыцев) (садится за стол и пишет письмо) Из письма бабушке: «Дорогая бабушка, пишу вам с того света. Когда вы получите это письмо, меня уже не будет в живых. Завтра у меня дуэль с Мартыновым. Сам виноват: не шути с дураком, нарвался на вызов. Стрелять я в него не стану, а он выстрелит и не промахнется. Я понял по его злобному взгляду»
Чтец: ( )
Боюсь не смерти я. О нет!
Боюсь исчезнуть совершенно,
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда-нибудь увидел свет…
2 Ведущий: (Романенко) Поэт погиб в расцвете творческих сил. Скорбя о нем, современники оплакивали и надежды, похищенные его смертью. В народной памяти Лермонтов живет как поэт-мятежник, поэт-бунтарь, пламенный защитник свободы и горячий патриот, чье сердце жаждало мудрого в своей простоте и наполненного духовностью счастья.
(Слайд 11)
1 Ведущий: (Панкова) Ираклий Андроников писал о Лермонтове: «Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, язвительного, мечтательного, насмешливого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта бессмертного и навсегда молодого».
Чтец
Он был источник дерзновенный
С чистейшим привкусом беды,
Необходимый для вселенной
Глоток живительной воды…
Чтец
И там, где жизнь полна созвучий.
Для вдохновений молодых,
Ты вдруг угас звездой падучей
На рубеже небес, родных небес…
Учитель: Ребята, мы с вами вспомнили сегодня очень многое о жизни М.Ю.Лермонтова. Я знаю, что каждый из вас подготовил сегодня своё любимое стихотворение, написанное Михаилом Юрьевичем. Давайте же послушаем. (ученики читают стихотворения Лермонтова)
Рефлексия
А сейчас мы выполним  упражнение «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.