Леонид Николаевич Андреев «Кусака» 7 класс


Урок 33
Класс 7 В - 3урок, 7 Г – 4 урок
Дата 09.12.14.
Тема урока: Леонид Николаевич Андреев «Кусака»
Цели: познакомить с биографией писателя (1871–1919), его интересом к жизни простых обездоленных людей; отметить авторское сочувствие им, любовь ко всему живому, попытку раскрыть ценности, таящиеся внутри человека; раскрыть гуманистическую направленность рассказа; развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы; воспитывать чувства сопереживания, любви ко всему живому.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Изучение новой темы. Леонид Николаевич Андреев (1871–1919)
1. Слово учителя.
Сегодня – наше первое знакомство с писателем, который родился в России, в Орле, а умер в эмиграции в Финляндии в 1919 году.
Талант Андреева даже в самые ранние годы отмечали и Л. Н. Толстой, и А. П. Чехов, и В. Г. Короленко, и многие другие писатели.
Пронзительная, глубокая и ошеломляющая проза Леонида Андреева— невероятно популярного русского писателя начала XX века — погружает читателя в глубокие омуты вечных вопросов жизни и смерти, добра и зла, истины и заблуждения. Проблемы бытия, морали, соотношения сознательного и бессознательного в человеке освещались писателем остро и неоднозначно. Почти каждое произведение, созданное Леонидом Андреевым, становилось литературным и общественным событием не только в русской, но и в мировой литературе и драматургии.
Леонид Андреев выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных. Во многих произведениях отразились воспоминания детства и юности писателя.
2. Чтение рассказа «Кусака» учителем (I глава).
3. Беседа по вопросам.
– Как начинается рассказ «Кусака»? (О живом существе без крыши, без еды, без имени.)
– Что отличало ее от дворовых собак? (…Принадлежностью к дому», возможностью общения. Никакое живое существо не может вынести одиночества и ненужности, то есть собака должна иметь хозяина, должна иметь обязанности, быть нужной ему, служить ему.)– Как понимать: «Только один раз ее пожалели и приласкали»? (Измученная одиночеством и неприкаянностью, она, мучимая недоверием и страхом, виляя хвостом, поверила пьянице, который вдруг вспомнил обиды, нанесенные ему людьми. Жучка легла перед ним на спину, он же ткнул ее сапогом в бок. Писатель удивительно тонко подметил то, что должна чувствовать собака – обиду. И с тех пор она не доверяла людям.)4. Продолжение изучения рассказа. ( Гл.2- 4)
1. Рассказать о первом знакомстве девочки с собакой.
2. Беседа по вопросам.
– Почему она не оставила своего места, а осталась под террасой? («Люди… беспомощны и не страшны… А тревожных звуков было много…»)
– Что удерживало собаку на расстоянии от людей? (Страх, она боялась взмаха руки, бросающего ей хлеб, знала об этом опасном для нее движении по опыту. И вот она преодолела свой страх, перевернулась на спину и закрыла глаза, ожидая удара. Любое живое существо, в том числе и человек, с трудом отделывается от страха, испытанного от чего-то неприятного. Кусака тоже «вздрагивала…»)– Почему «расцвела Кусака»? («…она принадлежала людям и могла им служить».)
– Что изменилось в ее внешности? – Как она выражала свой восторг, любовь и благодарность людям?
Задание: зачитать начало IX главы; нарисовать устную картину осени, отметить ее признаки.
– Кто задумался о судьбе Кусаки? («Жалко», – повторила Леля, готовая заплакать», «Жалко», – повторила Леля, но не заплакала».– Чем отличаются эти фразы! (Ох, уж эти взрослые! Мама сумела погасить обещанием искорку жалости в душе дочери. Пока что погасить! Но постепенно мамины железные доводы по этому и другим вопросам погасят искры человечности. А потом мы вопрошаем, откуда в детях наших бесчувственность, безразличие и жестокость. А вот оно и доказательство этой жестокости!)Задание: зачитать конец IX главы.
(Будто бы из века в век кочует издевательство над теми, кто слабее. Беспричинно гоняют собаку, беспричинно издеваются те же люди над дурачком, вынуждая его цинично и грязно ругаться, научившись этому у тех же людей.)– Когда Кусака почувствовала беду? (Когда пришли незнакомые люди, Кусака убежала, «смутно предчувствуя беду». Предчувствие беды погнало ее на станцию, потом подняться на террасу, встав на задние лапы, «заглянуть в стеклянную дверь и поскрести когтями». «…в комнатах тоже было пусто…». Пусто стало и в душе собаки: она все поняла. Опять тоска, одиночество, ненужность. И Кусака завыла «ровно, настойчиво и безнадежно».
Тот, кто слышал этот вой, поторопился домой, где его ждали, к теплу, к любящему сердцу.)– В чем проявилось мастерство писателя при описании природы? (Природа импонирует душевному состоянию собаки. Частый дождь, надвигавшийся мрак осенней длинной ночи, неприветливое небо, борьба света с тьмой – все это обостряло чувство одиночества, усиливало безысходность и тоску.)Вывод. Л. Андреев – тонкий психолог не только человеческой души; он как бы пытается вразумить человека, что испытываемые им страдания не чужды живым существам, которых мы называем (как-то уж очень легковесно!) меньшими братьями, и эта фраза должна быть не только фразой, она должна быть подкреплена человеческими поступками.
IV. Подведение итогов урока.
– Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ «Кусака»?
– Можно ли сказать об авторском отношении к событиям?
Домашнее задание:
I группа – составить устный выборочный пересказ на тему «История Кусаки»;
II группа – подготовить диалог на тему «Разговор с другом о прочитанном рассказе «Кусака» Л. Андреева»;
III группа – написать отзыв о рассказе;
IV группа – подготовить иллюстрации к рассказу.