Разработка открытого урока : Леонид Андреев «Кусака». Образ собаки. Человек и природа.


Разработка открытого урока
Манякина Е. В.
Школа – гимназия № 118.
Город Алматы.
Тема: Леонид Андреев «Кусака». Образ собаки. Человек и природа.
Цель и задачи:
1)Познакомить учащихся с произведением Л.Андреева «Кусака»;
2) Научить учащихся через обращение к личному опыту предсказывать цели и задачи урока, через чтение с остановками следить, предсказывать повороты в сюжете произведения, навыки работы в группе; навыки создания «Древа предсказаний», написание творческой работы; развитие критического мышления;
3) Воспитание любви к животным и природе.
Ход работы:
Орг. момент (2 мин)
Учащиеся слушают музыку (скорбящую, щемящую)
-Какое настроение возникло у вас?
-Почему?
2) Стадия вызова (2 мин)
1)Беседа
-Есть ли у вас собака? Расскажите о ней
- За что вы её любите?
-Как она к вам попала?
-Кто из писателей в литературе создал образ собаки?
2)Пятистишие ( 3 мин+2 мин чтение)
Собака
_____________ _____________ 2 прил.
______________ ___________ ______________ 3 глаг.
_______________________ 1 предложение
______________1 слово-ассоциация
3)Мозговой штурм (3 мин)
-О ком мы сегодня с вами будем говорить?
-Кто будет являться главным героем произведения?
-Как вы думаете, о чём это произведение? (О жизни собаки, о любви и предательстве, о жестокости по отношению к животным)
-Чем кличка «Кусака» отличается от привычных нами собачьих кличек?
3)Осмысление прочитанного ( 3 мин)
Работа с эпиграфом
Посмотрите, какой эпиграф написан на доске.
- О чём он?
Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака - друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
Эдуард Асадов.
Работа в группах (1 мин)
А ) Учащиеся получают номерки, выбирают любой, все номера 1 садятся за первый стол, 2 – за второй, 3 – за третий, 4 – за четвертый и т. д. ( 5 групп)
Б ) Каждой группе раздаётся свой отрывок текста ( 5 мин)
В ) Группа готовит презентацию команды ( выразительное чтение отрывка + рисунок ( кластер, концептуальную таблицу и т. д.)
Г ) Выступает группа № 1 ( 3 мин)
-Устная оценка группе.
Д) Напишите продолжение рассказа( 2 мин)
- Как вы думаете что будет дальше?
( Буквально 2 предложения) ( Звучит продолжение мелодии) (Пишут все кроме, команды 2 - они эксперты)
Е) Ребята сегодня мы с вами будем создавать «Древо предсказаний».
Один участник команды собирает предсказания, те, которые не читали, и вывешивает на дерево.
Ж) Выступает команда № 2 ( 3 мин)
З) Продолжение рассказа ( 2 мин)
И) Выступает команда № 3 ( 3 мин)
К) Продолжение рассказа (2 мин)
Л) Выступает команда №4 ( 3 мин)
М) Продолжение рассказа ( 2мин)
Н) Выступает команда № 5 ( 3 мин)
3) «Древо предсказаний» (1 мин)
-Посмотрите, ребята, на наше «Древо предсказаний», оно всё увешено листочками. Сегодня мы вместе с автором попытались проникнуть в тонкую собачью душу.
4)Итоговые вопросы( 2 мин)
- О чём этот рассказ?
- Почему героем является собака?
- Сможет ли Кусака ещё раз довериться людям?
-Какие чувства вызвали у вас рассказ?
- К чему призывает автор?
4)Рефлексия (1 мин)
- Сегодня на уроке я вдруг понял(а)….
-Особенно запомнилось мысль…
5) Домашнее задание: творческая работа (1 мин)( по выбору)
1)Письмо Лёле
2)Допишите рассказ
3)О чём меня заставил задуматься рассказ Л. Андреева «Кусака»?
Отзыв об открытом уроке.
05.02.2013 года в рамках методической недели «Мое оригинальное начало урока» Манякиной Еленой Валерьевной учителем русского языка и литературы Школы- гимназии № 118 города Алматы в 7 «В» классе был проведен открытый урок «Л. Андреев «Кусака». Образ собаки. Человек и природа».
Данная разработка урока может быть полезна учителям, применяющим в своей работе методику «Критического мышления». На уроке учитель помогал учащимся через обращение к личному опыту предсказывать цели и задачи урока, через чтение с остановками следить, предсказывать повороты в сюжете произведения, развивал навыки работы в группе; навыки создания «Древа предсказаний», учил написанию творческой работы; развивал критическое мышление.
Урок получился интересным, учащиеся активно работали, слушали друг друга, давали оценку себе и другим командам. К концу занятия «Древо предсказаний» было все увешано листочками. В соавторстве и сотрудничестве получилось глубокое проникновение в тему произведения, всколыхнувшего и не оставившего никого равнодушным. Дети попытались проникнуть в тонкую собачью душу, задуматься над судьбами животных.