Статья к знаменским чтениям Балалайка — Русская душа


ДОКЛАД НА КОНФЕРЕНЦИИ «Церковь и искусство»ЕЛЕНЫ ИВАНОВНЫ ДЮЖЕВОЙ
Всем нам известно, что то, о чем нельзя сказать словами можно передать музыкой. Сегодня, в XXI веке – веке компьютерной и электронной музыки, хочется достучаться до души ребенка, отвлечь его от сотового телефона и рассказать о весне и любви, о радости и горе.
Как это сделать в современной школе на уроке музыки?
Однажды ко мне на урок ученик девятого класса принес балалайку и сказал: «Можно я вам расскажу о балалайке?» и заиграл. Вот этот ученик –Константин Иваничко. Послушаем в его исполнении ???? МУЗЫКА
Душа и сердце замерли. Ученики в классе затихли, глаза их засветились… Балалайка – русский народный инструмент, один из символов России – под балалайку пели частушки, танцевали танцы и просто наслаждались её голосом.
МУЗЫКА
Три струны – и целый огромный музыкальный мир…
( 3 ) Вспомним известные факты об истории балалайки. Первое упоминание относится к 1688 году, в документе под названием «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ».
( 4 ) С 1886 года балалайка начинает появляться на концертной площадке. В этом – историческая заслуга Василия Васильевича Андреева, русского дворянина, музыканта, первым осознавшего значение этого инструмента. Вскоре после первого выступления он создаёт «Кружок любителей игры на балалайке» ( 5 ), а после первых удачных выступлений, с 1888 года начинается не только творческая деятельность этого коллектива, немногим позже преобразованного в балалаечный оркестр ( 6 ), но и триумфальное шествие уже даже не по России, а по всей Европе и даже Америке. Началось всемирное признание балалайки в 1889 году, со Всемирной выставки в Париже (символом которой стала построенная к открытию этого события Эйфелева башня). Триумф их был необычайным.
Всю свою, к сожалению недолгую жизнь, Василий Васильевич постоянно её усовершенствует (7), вместе с музыкальным мастером С. И. Налимовым.
В 1902 году на Парижской и петербургской выставках «Музыкальный мир» 1906–1907 годах, инструменты, сделанные Налимовым по чертежам и эскизам Андреева, получили Большие золотые медали ( 8 ). И до наших дней инструментальные мастера пользуются этими же эскизами. Чтобы сделать балалайку, нужно немало хлопот: древесину для корпуса сушат по 20–40 лет, затем каждую часть вырезают подетально и склеивают, покрывают несколькими слоями лака и вставляют лады.
( 9 ) Все балалайки разные. Они различны по толщине грифа, форме краёв, размерам, по звучанию и каждая индивидуальна. Каждый балалаечник должен «подружиться» со своим инструментом. Также этот инструмент идёт в такт со временем и сейчас мы можем встретить очень разные балалайки: (10)
Как многогранна и прекрасна душа русского человека – так прекрасна и многогранна душа русского народного инструмента под названием «балалайка». Музыка, создаваемая музыкантами, передает слушателю всю боль и страдания русского человека, красоту российских просторов, силу духа и веры в Бога русского народа! И в радости, и в горе балалайка, как верная подруга согревала сердца и звала к жизни, не давала унывать русскому духу. Георгий Васильевич Свиридов любил этот инструмент и не зря называл его «душой русского народа».
МУЗЫКА