Сценарий мероприятия по духовному краеведению Духовные просветители.


Сценарий выступления на семинаре по теме духовно-нравственное воспитание в семье, духовные просветители.
По произведению Светланы Копыловой – «Царская баллада»
Цель:
обучающая - познакомить детей с творчеством Светланы Копыловой; рассказать историю семьи последнего русского царя в эмоциональной, доступной форме;
развивающая - способствовать развитию сценического мастерства, навыка выразительного чтения у выступающих, сплоченности коллектива через совместную подготовку к исполнению сценария и навыков «слушания», восприятия;
воспитательная – вызвать эмоциональный отклик на факты русской истории, способствовать формированию активной жизненной позиции, воспитанию патриотизма и гуманного отношения к людям, внутренней свободы и независимости.
Оборудование: проектор, презентация.
Методические приемы: речь ведущих, исполнение баллады по ролям.
Оформление. На экране – презентация. В продолжение выступления на экран проецируются портреты царя Николая II, царицы Александры Федоровны, царских детей. Ведущие в национальных русских костюмах, исполнители – в стилизованных под 19 век.Вед.1: Вот уже 10 веков прошло с тех пор, как Владимир Красно солнышко крестил Русь. Идут годы, меняются времена. Для просвещения сограждан требуются новые подходы в донесении старых, канонических нравственных истин. По воле Божией, такие проповедники появляются и в наше время.
Вед. 2: Одна из них - Светлана Копылова – российская певица и поэтесса, исполнительница авторской православной песни, первооткрыватель жанра песни-притчи.
Вед. 3: По словам протоирея Артемия Владимирова, она «получила от Бога дар детской, истинной и искренней веры. Любимые герои Светланы – праведный отрок Артемий, блаженная Матрона Анемнясевская, преподобномученица Елизавета, человек Божий Алексий… Смиренные, кроткие, любящие, молчаливые, молящиеся, страдающие, умирающие и побеждающие…»Вед. 2: О Царственных страстотерпцах рассказывает Копылова в стихотворении «Царская баллада».
На каждый куплет выходит ученик в образе с горящей свечой (с 1 по 7), свечи ставят на подсвечник.
В некотором Царстве-Государстве
Николай Второй стоял у власти
И с Принцессой Гессенской навечно
Был в любви и верности повенчан.
Александра или просто Аликс —
Так Императрица величалась,
А Царя, отца Княжон Великих,
Аликс называла просто Ники.
Старшая Княжна — их дочерь Ольга-
Красотой блистала, и не только:
Добротой, умом была богата
И имела множество талантов.
Дочь вторая, что звалась Татьяной, —
Не чета сестре на фортепиано,
Но умела покорить любого
И была любимицей Царёвой.
Третья дочь — красавица Мария —
Та любила рисовать Россию…
И глаза её, что синь впитали,
«Мариины блюдца» называли.
Младшая Княжна Анастасия
Вся была в сестёр: умна, красива,
И её, смешливую девчонку,
Во дворце все звали «пострелёнком».
Но Престолу нужен был Наследник,
Кто же знал, что будет Царь последним?
И душой болея за Россию,
Вымолила Аликс Алексия.
Он родился крепким, златовласым,
И за счастьем удалось не сразу
Распознать, что страшною болезнью
Наделён единственный Наследник.
Он терпел мучительные боли,
Для Царицы это было горем,
Ни в одном на свете государстве
От болезни не было лекарства.
За бедой пришла беда другая:
Грянула война тут Мировая.
Царь ушёл на фронт спасать Россию:
Он был смелый, мужественный, сильный…
А Царица, с ей присущим пылом,
В госпиталь дворец преобразила,
И солдат, что кровью истекали,
Бинтовала царскими руками.
Сёстры милосердия — Царевны —
Помогали матери бессменно,
И бойцы о боли забывали,
Даже смерть с улыбкою встречали.
Одолеть Россию невозможно
Во главе с Помазанником Божьим,
И враги, чтоб завладеть державой,
На Монарха выпустили жало.
Так, через предателей-агентов,
Поползли по всей стране легенды:
Дескать, Царь — тиран и кровопийца,
Спаивает, мол, его Царица,
А сама делами управляет
И врагам германским помогает.
И народ, доверчивый до прессы,
Западным поверил интересам.
Царь мешал любителям свободы
Завладеть страной и жить без Бога:
Он был слишком набожным и правильным;
И тогда пошла игра без правил.
Скоро разрушители России
От Царя избавиться решили,
А пока, чтоб было всё пристойно, —
Вынудить его сойти с Престола.
Только Царь был Господом помазан,
Значит, никаким земным указом
Не отнять помазания Христова,
Даже если Царь сойдёт с Престола!
Но закон безбожникам не писан,
И Царю позорный брошен вызов.
Флаг кровавый над страной подняли,
Царский флаг ногами затоптали
И в Сибирь Царя со всем Семейством
Выслали немедля под арестом.
Там, стяжав высокое смиренье,
Узники томились в заключении:
Царь с Царицей, дочерьми и сыном
Под охранным оком неусыпным.
Стражники, Царице зубы скаля,
Папиросный дым в лицо пускали
И изображали вдохновенно
Непотребства разные на стенах.
Иногда Семья, по Божьей воле,
Церковь посещала под конвоем,
И простой народ в благоговении
Падал перед ними на колени.
И привычным стало заключенье:
Дети продолжали обученье,
Царь колол дрова, а вечерами
Вслух читал им прозу со стихами.
Но однажды, только все уснули
(Это было за полночь, в июле),
Сон нарушив и не дав умыться,
Их в подвал заставили спуститься.
Ноги у Царевича болели,
Царь его взял на руки с постели
И в подвал Ипатьевского дома
Снёс, как обещали, ненадолго.
А внизу, одной минутой позже,
Объявили приговор безбожный:
Нынче, по приказу власти новой,
Расстрелять Семейство всё Царёво.
Государь был главною мишенью…
В страхе обхватив отца за шею,
Алексий прижался хрупким тельцем
К милому, ещё живому сердцу.
Грянул выстрел. И второй, и третий…
Падали, как скошенные, дети,
И свинцом пронзённая Царица
Не успела и перекреститься…
Раздавались стоны Алексия,
И была жива Анастасия…
Их легко «избавили» от боли —
Заживо штыками закололи.
Был подвал освобождён от пленных,
Только кровь кругом и дыры в стенах…
На одной из них — четыре кряду
Знака, как в мистическом обряде.
И гласила надпись каббалистов:
В жертву принесён был Царь Российский
Здесь по приказанью тайной силы
И для разрушения России.
А у ямы Ганиной убийцы
Скрыть хотели злостное убийство,
Выбрав место вдалеке от люда,
Позабыв, что Бог увидит всюду.
Долго сладкий дым стоял над лесом,
Весело справляли тризну бесы,
И от зверства страшного такого
В храмах кровью плакали иконы.
Дом тот, как свидетель страшной смерти,
В ночь был стёрт спустя десятилетья.
И Россию нам за все деянья
Не отмыть теперь без покаянья.
Песня протоирея Андрея «Мне иного счастья не надо».
Уважаемые коллеги, считаю необходимым познакомить наших учеников с творчеством Светланы Копыловой – певицы, актрисы, композитора, барда, красивой женщины. Тематика её произведений – православная, язык – простой, понятный любому и одновременно богатый, ёмкий.
«Редкий стихотворный жанр баллады избран нашей поэтессой не случайно: он достаточно пространен, чтобы вобрать в себя историческую трагедию целого народа, показать семейную драму в её развитии, а вместе с тем позволяет, в силу своей камерности и лиричности,отразить сокровенные переживания человеческого сердца». Такие проникновенные слова о работах С. Копыловой сказал протоирей Артемий Владимиров. Призываю вас прислушаться к ним и открыть для себя и учащихся ещё одну страничку из великого наследия литературного процесса и музыкальной культуры страны.