Песня оружие в борьбе


Разработка урока музыки 6 класс 2 четверть
«Песня оружие в борьбе»
Цель: Понять и оценить значение музыки в жизни людей.
Задачи: 1. учить ребят слышать в музыке частицу жизни.
2познакомить с историко-культурным и музыкальным наследием Греции.
3.воспитать чувство патриотизма, любви к Родине, к миру, эстетической восприимчивости.
Методы: слушание, анализ, беседа, сравнение, диалог, импровизация.
Материал: магнитофон, портреты композиторов, набор детских инструментов, раздаточный материал.
План: 1. Организационный момент
2. Музыкальное приветствие
3. Тест
6 симфония П.И. Чайковского – слушание
«На побережье тайном»- слушание
«Я - фронт» - слушание
«Я - фронт» разучивание
«Нам мир завешено беречь» муз. Чичкова, сл. ПляцковскогоХод урока: Организационный момент и музыкальное приветствие.
-Здравствуйте, ребята! /1-2-3-4-5/
-Здравствуйте! /1-3-5/
-У вас на партах, ребята, лежат тестовые задания. Вы должны правильно ответить на все вопросы, и из получившихся букв сложить слово. Это и будет ключом. Кто первый, тот получает «5»
/ Приложение 1/
-Какое слово у вас получилось? ГЕРОЙ
-Какое отношение имеет это слово к нашему уроку?
/Вспомним о теме четверти «Преобразующая сила музыки»/
/ответы детей/
-Музыка способна рождать те или иные чувства и мысли, менять отношение к жизни, укреплять силу воли, под влиянием музыки может возрастать или падать трудовая энергия, толкать людей на безумные поступки или вести к подвигу.
-Приведите свои примеры влияния музыки на человека, из вашей жизни.
/ответы детей/
-Правильно, Этот случай, когда хирургу перед операциями помогала музыка П. И. Чайковского ( 6 симфония) сосредоточиться, успокоиться, собраться с мыслями. Давайте еще раз послушаем его, и вы мне скажете какое воздействие, оказала музыка на вас? Что вы переживали во время слушания?
Так же музыка может возбуждать в человеке смелость, воспитывать в нем благородство, мужество, патриотизм, любовь к Родине, желание защищать ее. Сегодня на уроке я приведу такой пример, когда песни стали оружием в борьбе за Родину, за свободу.
Когда в Греции, солнечной Элладе, создавшей, в давние времена светлую, гуманистическую культуру, прекрасное, полное жизни искусство, - произошел фашистский переворот, и власть захватили в свои руки враги греческого народа, фашистские полковники ( это было не так давно , в 1967 году) страну покрыли черные тучи. Лучшие люди Греции встали на защиту своей Родины. В первых рядах бойцов – антифашистов был музыкант –композитор Ми кис Теодоракис. Его оружием стали его песни, воспевающие Родину, призывающие к борьбе за свободу. Ми кис был арестован , заточен в тюрьму, а исполнение его песен было запрещено, так же как ношение оружия, - под угрозой суда военного трибунала.
Но на окраине Афин ( столицы Греции) в маленьком кабачке собирались любители песен и единомышленники Теодоракиса. Каждый вечер старый певец, аккомпанируя себе на гитаре, пел разные песни – такие, которые можно было услышать и по радио и по TV. Почему же приходило сюда столько народу? Чего они так терпеливо ждали?
Каждый вечер наступала минута, когда старый музыкант переставал петь, клал гитару на колени и замолкал. И по выражению его глаз все понимали, что он «молчит» песни Теодоракиса. И вместе с нам все тоже «молчали» песни своего любимого композитора. Как вы себе представляете «молчать песни»?
/ответы детей/
Это, значит, петь их про себя. Сегодня на уроке мы послушаем две песни М. Теодоракиса. Подумайте, похожи ли эти песни? Как, по-вашему, о чем в них поется?
/ «На побережье тайном» - слушание./
Какой характер песни? Как звучала?
В этой песне поется о том ,с какой любовью могли жить люди на земле, и как были бы счастливы, если бы был мир. Мы не знаем греческого языка, но по самой музыке и по ее использованию почувствовали человечность этой песни, глубокую любовь к Родине.
Какие инструменты вы услышали?
/ответы детей/
Народный струнный инструмент «бузуки», гитара, рояль, и ударные. Когда этот ансамбль вместе с 19ти летней греческой певицей Марией Фарандури был в Москве и записывал песни М. Тенодоракиса, сам композитор находился в фашистской тюрьме.
Похожа ли следующая песня на предыдущую? Как она будет звучать?
/ «Я - фронт» - слушание/
Песня мужественная, смелая, патриотичная, призывная, маршевая.
Она написана на его собственный текст. Микис ее назвал «Я – Фронт» как призыв к своим соотечественникам с призывом «Все патриоты встаньте в строй».
Вот какие песни молчали патриоты в тяжелые годы своей Родины. Эти песни стали оружием в борьбе.
Давайте разучим песню «Я – фронт».
Определите характер песни. Как мы должны исполнять эту песню? – Сдержанно, сурово, четко. Разучиваем по фразам 1 и 2 куплеты. Работать над четким, утрированным произношением текста, окончания, согласные, округлый звук.
/ «Нам этот мир завещано беречь»- повторение/
Какой характер этой песни? О чем поется? Как будем исполнять?
Прохлопать ритмически сложные места. Обратить внимание на точные вступления, окончания, проследить фразировку.
Д/З выучить песню.
Итак, какой вывод можно сделать из сегодняшнего разговора, из приведенных на уроке примеров? Только ли развлекать, способна музыка?
/ ответы детей/
Нет, она помогает пережить жизненные трудности, воспитывает самые лучшие качества человека, такие как: мужество, уверенность, силу воли, патриотизм и любовь к Родине, готовность защитить ее от врагов, а также быть оружием в борьбе.

Тест
Как называется танец Ж. Бреля, который можно танцевать на 2па, 3па, 4па, 100па…
А. танго
Е. Вальс
Ж. Полька
Какой из перечисленных инструментов не относится к башкирским?
Б. кубыз В. курай Г. балалайка
Чьи песни слушал Ю. Гагарин в полете?
Й. Утесова
З. Киркорова К. Кобзона
Кто написал оперу «Иван Сусанин»?
Л. Бородин
М. Чайковский
Р. Глинка
Какое произведение не относится к сочинениям С. Прокофьева?
Н. «Петя и волк»
П. Опера «Повесть о настоящем человеке»
О. Цикл для фортепиано «Картинки с выставки»