Методическая разработка «Кирилл и Мефодий – просветители земли русской»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кокинская основная общеобразовательная школа»
Методическая разработка
«Кирилл и Мефодий – просветители земли русской»
Балобанова Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Кашира, 2015
Тема урока:  «Кирилл и Мефодий – просветители земли русской»
Цель урока:
1.Сформировать у учащихся представление о возникновении письменности у славянских народов, рассказать о жизни и деяниях равноапостольных Кирилле  и Мефодии – основателях славянской письменности2. Способствовать осознанию учащимися тесной связи русского языка с другими славянскими языками, знанию истории родного языка.3.Воспитание  уважительного отношения школьников к трудам христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку.
Задачи урока: 
1.Познакомить детей с деятельностью болгарских просветителей  Кирилла и Мефодия, историей праздника.
2.Способствовать воспитанию уважительного отношения к букве, алфавиту, слову.
3.Воспитывать потребность совершать добрые  поступки и сопоставлять их с деяниями святых.
Технологии: проблемное обучение, компьютерные технологии
 Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Методы: рассказ, беседа, метод иллюстраций, демонстраций, графические упражнения, просмотр
Виды деятельности учащихся: комментируют, обосновывают, выполняют упражнение, отвечают на вопросы, высказывают мнение, слушают,
Предметная область: культурологическая (русский язык, история, литература, мировая художественная культура)
Целевая аудитория: ученики 5-6 классов
Продолжительность: 45 минут
Оборудование:
Выставка книг на тему «Кирилл и Мефодий – учителя словенские»; презентация.
Ожидаемые результаты: повышение уровня мотивации учащихся 5-6 классов в изучении русского языка и культуры, воспитание интереса к истории, языку и традиции страны и народа.
Именно память помогает человечеству преодолевать время, она накапливает то, что называется культурой.Д. Лихачёв
                                                                                      Ход урока  1.Организация начала урока. Определение целей и задач урока- Ребята, посмотрите на эпиграф урока. Как вы понимаете слова Лихачева? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
(О культуре, о прошлом, о памяти…)- Сегодня мы будем говорить о том, как появилась и развивалась письменная культура Древней Руси.
2. Рассказ учителя с использованием презентации(Ученик читает стихотворение)Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом-
Слава им борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах,
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Н.КончаловскаяКаждый год 24 мая на Русскую землю приходит праздник весны – юный и древний – день славянской письменности и культуры. В России впервые этот день отметили в 1992 году. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию.
У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти.
С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия. Чем же они заслужили такую честь? Почему же два тысячелетия помнят о них народы?
Сегодня мы совершим путешествие в старину, познакомимся с истоками создания славянской азбуки и её создателями.
Письменность – одна из важнейших составных частей человеческой культуры.
Мы живем в мире надписей. Что было бы, если бы все надписи вдруг исчезли – сколько трудностей сразу возникло бы в нашей жизни!
Попробуем представить себе, какой была бы наша жизнь, если бы когда-то, тысячи лет назад, люди не изобрели письмо, не придумали, как записывать свои мысли, закреплять в документах все, что нужно запомнить. Мы жили бы без книг и газет. Весь накопленный людьми опыт передавался бы из поколения в поколение только устно.
Возникновение письменности относится к глубокой древности. Путь к ней был долгим и сложным. Не сразу появились те системы письма, которые существуют ныне. Одно из величайших сокровищ культуры — древнейшие письменные памятники — все, что записано на камнях и глине, на дереве и бересте, на пергаменте и на бумаге.
Современный алфавит — прямой потомок того, что был создан великими просветителями – братьями Кириллом и Мефодием.
«В городе Солуне в Македонии жил знатный и богатый вельможа, званием
воин-сотник, по имени Лев. Жену его звали Марией. Жил он благочестиво, исполняя все заповеди Божий... У него было семь сыновей: старшего звали Мефодием, а младшего Константином, в монашестве Кириллом». Так начинается «Житие Кирилла и Мефодия».
Константин был очень образованным для своего времени человеком. Ещё до поездки в Моравию он составил славянскую азбуку и начал переводить Евангелие на славянский язык. Так ещё в детстве он обручился с мудростью: для него знания, книги стали смыслом всей жизни.
О Мефодии известно, что он рано поступил на военную службу и в возрасте двадцати лет был назначен управителем одной из славяно-болгарских областей, подчиняющихся Византии. 10 лет был управителем одной из населённых славянами областей. Около 852 года он принял монашеский постриг, отказавшись от сана архиепископа, стал игуменом монастыря. Кирилл и Мефодий с группой своих учеников создали новую письменность, которая специально пpедназначалась  для записи славянской речи. Ею записаны переведенные ими с греческого на язык средневековых славян тексты христианской  литературы. Так появился новый для Европы книжно-литературный язык, называвшийся в ту пору славянским (словенским), а в наше время - старославянским.  Он же и стал прародителем русского литературного языка. Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил
его характерными для славянских языков шипящими — «Ж», «Ш», «Щ», «Ч» — и еще несколькими буквами. Некоторые из них сохранились и в современном алфавите: «Б», «Ь», «Ъ», «Ы». Другие давно вышли из употребления: «ять», «юс малый» и «юс большой», «ижица», «фита». Итак, первоначально славянский алфавит состоял из 43 букв.
(Показывает таблицу с кириллицей.)
Каждая имела свое название: «А» — «Аз», «Б» — «Буки», «В» — «Веди», «Г» — «Глаголь», «Д» — «Добро» и так далее. Буквы имели не только звуковое, но и цифровое значение: «А» — «1», «Б» — «2», «Р» — «100».
- А теперь поговорим о жизни славянской азбуки.
Жизнь славянской азбуки
В разных славянских странах получила распространение изобретенная Кириллом и Мефодием азбука –кириллица, составленная в конце 9 начале 10 века, у каждой буквы свое название аз”, “буки”, “веди”... “люди” ... “покой”... “ферт”... “ижица”...
Сидит ученик, читает по буквам: “мыслете-аз-мыслете-аз”. Что получилось? Оказывается - “мама”. Ох, трудно азбуку выучить!
При князе Игоре дошла она и до Руси. Славянский алфавит росуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.
Кириллица –название азбуки восходит к имени проповедника христианства у славян просветителя Кирилла.
3.Выполнение творческого задания.
- Тема происхождения письма вызывает огромный интерес. Но её нельзя преподать только рассказом: надо и пописать самим.
- Вам даны карточки, на которых изображены буквы древнего славянского алфавита, или древнерусского. Попытайтесь повторить изображение, можно проявить творчество и продемонстрировать свои варианты, близкие к оригиналу, или свой вариант, выражающий смысловое значение буквы.
(учащиеся выполняют задания, потом показывают, что у них получилось)
- Мы с вами сделаем книгу, которую назовем «Буквы древнего славянского алфавита»
- Работа в группах: разделитесь на 3 группы. Попробуйте расшифровать древнее писание. Сделайте это рядом с жирным шрифтом.
(Это задание можно выполнять так же с использованием карточек, после его выполнения, озвучить свои варианты.)
Аз Буки Веди 
Глаголь
Добро
 Добро Живите зело земля 
Како люди мыслите – наш он покой. 
Рцы слово твёрдо.
Вариант перевода:
Я знаю буквы.Письмо – это достояние.Трудитесь усердно, Земляне!Как подобает разумным людям.Постигайте мироздание.Несите слово убеждённо!Знание – дар Божий.Дерзайте, вникайте…Чтобы Сущего свет постичь!
Другая расшифровка:
Аз Буки Веди – Я Бога ведаю. Аз – основа, начало. Я – с меня начинается мой мир. Основа всему – знание Бога и предков своих, то есть родителей, корней своих.
Глаголь Добро – говори, делай добро. Глаголь – это и слово и дело одновременно. Говорю – значит делаю, и делаю добро.
Добро есть жизнь. Только добро создаёт жизнь.
Живите зело земля – живите землёю – она кормилица наша.
Како люди мыслите – наш он покой. Т.е. как вы, люди думаете, таков и ваш мир.
Рцы слово твёрдо – говори слово твёрдо. Сказал – сделал.
Другие варианты перевода:
Аз Буки Веди – я буквы знаю.
Глаголь Добро – утверждай – добро есть.
Како люди мыслите – как праведные думайте.
Рцы слово твёрдо – исповедуй веру неуклонно.
- А сейчас, дорогие ребята, проведем с вами небольшую викторину на тему нашей беседы. (фронтальная работа)
1.Кто создал славянскую азбуку?  (Кирилл и Мефодий)
2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела?   (863)
3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»?
(Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)
4.Какое имя в миру до монашеского пострига  носил Кирилл? (Константин)
5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)
6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)7.Какой язык является древнейшим литературным языком?   (Славянский)
8.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)
9. Вспомните пословицы про азбуку. («Азбука — к мудрости ступенька», «Азбуку учат — во всю избу кричат».)
10. Прочтите слова и назовите соответствующие буквы: «Глаголь», «Люди», «Покой». («Глаголь» — «Г», «Люди» — «Л», «Покой» — «П».)
11. Составьте слова из букв «Покой», «Рцы», «Иже», «Ша», «Люди», «Аз»; «Веди», «Есть» «Слово», «Наш», «Аз»; «Добро» «У'к», «Есть», «Твердо»; «Веди» , «Есть», «Твердо», «Есть», «Рцы». («Пришла весна, дует ветер».)
4. Подведение итогов.
- На этом позвольте закончить наше путешествие и знакомство со славянской письменностью.
(стихотворение читает ученик)
Молчат гробницы, мумии и кости, –Лишь слову жизнь дана:Из древней тьмы, на мировом погосте.Звучат лишь Письмена.И нет у нас иного достоянья!Умейте же беречьХоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь.
- Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: «Разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота». Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.
5. Д.З.
- С помощью письма мы можем окунуться в прошлое. Представьте, что у вас есть возможность перемещаться и во времени. Напишите письмо славянским просветителям – обращение от людей XXI века.
- Спасибо за внимание!