Презентация — выступление на методическом совете для учителей географии по теме: Системно — деятельностный подход как основа формирования связей в условиях ФГОС


Системно - деятельностный подход как основа формирования связей в условиях ФГОС МБОУ СОШ №42 п. Решетиха Кузина Ирина Владимировна – учитель географии и экономики Основные задачи образования Не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» (Б. Шоу) Системно-деятельностный подход Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому,и я научусь. Задача системы образования Состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией. * Системно-деятельностный подход организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Подходы к образованию * традиционный (ЗУНовский) компетентностный системно - деятельностный 1.     Принцип деятельности (ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам: «когда я делаю сам, я получаю опыт и знания»)2.     Принцип непрерывности (преемственность между темами, разделами, курсами…)3.     Принцип целостного представления о мире (обобщенное, целостное представление о мире, о себе, о роли и месте каждой науки в системе наук)4.     Принцип минимакса (школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне (государственного стандарта знаний: «даем больше, требуем стандарт, возьми сколько можешь»)5.     Принцип психологической комфортности (снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, доброжелательная атмосфера)6.   Принцип вариативности (развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.  7. Принцип творчества (ситуация успеха, настрой на творческое дело) Система дидактических принципов,обеспечивающих системно – деятельностный подход:  Моделирование и анализ жизненных ситуаций.Использование активных и интерактивных методик.Участие в проектной деятельности. Владение приёмами  исследовательской деятельности.Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную и проектную  деятельность. Деятельностный   подход   на  уроках осуществляется через: личностно-ориентированное обучениепроблемное обучениепроектная деятельностьисследовательское обучениеинформационно-коммуникативное обучениекейс-технологиииспользование ситуационных задачтехнология критического мышления Системно-деятельностный подход в образовании – это не только совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это еще и своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях. Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе , другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. * Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях * Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов * Системно-деятельностный подход “Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого”. Д.Писарев 1. Систематизировать знания об активизации деятельности учащихся, накопленные в различных подходах(традиционном, развивающем обучении).2. «Увидеть» в предложенной новой системе обучения свой собственный педагогический опыт.3. Переходить к новому способу обучения поэтапно, в соответствии со своими возможностями.4. Уже на первых этапах перехода повысить качество образования в соответствии с существующими сегодня измерителями (в том числе и ЕГЭ), которые мотивируют его к дальнейшему развитию. 5. Работать в условиях любых учебников федерального перечня.6. Включаться в инновационный процесс на посильном для себя уровне.Обеспечить достаточную полноту и качество формирования общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций.7. Вырасти профессионально и подготовиться к новым госстандартам образования. Системно – деятельностный подход даёт учителю: 1. Подтвердил ли своей деятельностью Р.Скотт сказанные им же слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться»? 2. «Представьте себе, что мы отправляемся в опасное путешествие на Южный полюс. И нам необходимо выбрать надежное снаряжение». Проблемные ситуации к проекту: «Открытие и исследование Антарктиды» Задание: используя дневники экспедиций Рауля Амундсена и Роберта Скота, нужно составить таблицу причин успеха одной экспедиции и гибели другой, анализируя состав команд, опыт руководителей, выбор маршрута и снаряжение. Работа в группах: 2 группа 1 группа 3 группа 4 группа Нужно снабдить экспедицию необходимым продовольствием ( предлагаем учащимся картинки продуктов: хлеб, сахар, парное молоко, рыбные и мясные консервы, халву, лимонад, сухофрукты и т.д.). Нужно подобрать для экспедиции необходимое снаряжение (предлагаем учащимся картинки: рюкзак вместительный, палатка, спальный мешок, зонтик, дамскую сумку и т.д.). Нужно подобрать современные средства связи ( стационарный компьютер, рупор, сотовый телефон, ноутбук на сотовых батарейках для общения, спутниковая навигация, спутниковый телефон и т.д.). обеспечить команду современными средствами передвижения (упряжка ездовых собак, снегоход, коньки, лошади- маньчжурские пони, гусеничный дизель, современные пластиковые лыжи, современный скоростной автомобиль и т.д.). обеспечить членов экспедиции обувью и одеждой (учащимся предлагаются картинки: валенки, шубу из натурального меха, туфли на высоком каблуке, пуховая длинная куртка, солнцезащитные очки, ботинки влагоустойчивые). 5 группа