Выступление по теме Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании школьников в условиях ФГОС

Выступление
на районном семинаре по теме:
«Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании школьников в условиях ФГОС»
16.10.2015 г.
Таникеева В.Д. - учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие.
Цель: совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в обучении
Задачи:
1. Обсудить деятельность педагогического коллектива в условиях обновления системы образования;
2. Обобщить и систематизировать теоретические положения о системно-деятельностном подходе в обучении;
3. Выявить опыт работы педагогов по применению системно-деятельностного подхода в обучении.

Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю”.
Китайская мудрость.
В основу Федерального государственного стандарта второго поколения положен системно - деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Внедрение системного подхода в УД школьников преобразует его в системно-деятельностный, то есть у учащихся формируется система знаний по предмету. Новые знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе учебного исследования под руководством учителя.
Усвоение происходит только через собственную деятельность, но она сама должна быть сформирована, а, следовательно, и организована.
как организовать учебную деятельность учащихся;
как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
какие методы и средства обучения выбрать;
как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Базовые технологии системно-деятельностного подхода.
Технология проблемного обучения
Технология критического мышления
Обучение на основе учебных ситуаций
Технология проектной деятельности
Уровневая дифференциация
Информационные и коммуникационные технологии
Технология «Дебаты»
Технология исследовательской деятельности
Методы и приемы.
Проблемный диалог,
Побуждающий диалог,
Подводящий диалог,
Выдвижение гипотезы,
Синквейн,
Кластер
Система дидактических принципов
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.
Условия обучения:
- есть возможности для двигательной активности.
-много практических упражнений, лабораторных  работ, действий с предметами, моделями, макетами.
-учебный материал предполагает связь с актуальными проблемами жизни учащихся.
-на уроке обеспечена частая смена деятельности.
Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или е совпадать. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие – я умею! У меня получится! Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то. (формирование мировоззрения)
Т.о. учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели.
В школе традиционно каждый год проводим проектно- исследовательскую работу. Выявляем самые лучшие работы. Восемь учеников приняли участие во Всероссийской олимпиаде сочинений, из них два победителя. Почти все ученики принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников.
Следует заметить, что социальное проектирование играет ведущую роль в воспитании «порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»,  выпускника, способного самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». Это доказывает необходимость в   использовании во внеурочной деятельности.   В проектировании  ребенок может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет. Ученики составляют проекты: «Мой школьный двор», «Борьба против мусора».
Вот во всем этом велика роль учителя, который во главу угла ставит задачу развития самодеятельности учащихся, благодаря которой человек впоследствии станет распорядителем своей судьбы

Т.О. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это есть главная задача новых образовательных стандартов.










Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Базовый уровень подхода: урок открытия нового знания (ОНЗ).
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Так, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменятся в зависимости от возрастного этапа обучения и типа урока.
Структура урока ОНЗ и распределение времени на уроке ОНЗ
(Продолжительность этапов урока «открытия» нового знания в минутах)






























Компоненты овладения знаниями при СДП:
Восприятие информации
Анализ полученной информации
Запоминание (создание образа)
Самооценка .
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира в специально организованных условиях.
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – у меня получится! Я умею!


Действие учителя
Действие ученика

1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации.
1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения.

2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах.
2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля.

3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организует самостоятельное выполнение учащимися заданий, организует самопроверку уч-ся своих решений.
3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий.

4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.
4 этап: применение полученных ЗУН на практике,

5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний.
5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.

Алгоритм конструирования урока « открытия» нового знания
Выделить и сформулировать новое знание.
Смоделировать способ открытия нового знания.
Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
Определить необходимые ЗУН ы и способы их повторения.
Подобрать упражнения для этапа актуализации ( согласно необходимых ЗУН и мыслительных операций).
Смоделировать затруднение и способ его фиксации.
Смоделировать диалог или проблемную ситуацию.
Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.
Определить приёмы организации первичного закрепления.
Подобрать задания на этап повторения по уровням:
А) . Новое знание + 1 знание
Б) новое знание + знание
11. Провести анализ урока по конспекту.
12. Внести коррективы в план – конспект.

Системно-деятельностный подход
обеспечивает включение детей в деятельность: целеполагание и мотивация осуществляется на этапе постановки учебной задачи;
прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний. 
учебные действия детей - на этапе "открытия" нового знания;
действия самоконтроля и самооценки - в ходе выпол-нения самостоятельной работы, которую дети прове-ряют здесь же в классе.
создает благоприятные условия для разноуровне-вого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода. 

Системно - деятельностный подход –методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения

Рефлексия. (творческий итог по докладу)










Составьте синквейн
Первая строка – существительное, тема синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, описывающих тему.
Третья строка – три глагола: действия, которые производит существительное.
Четвертая строка – фраза из 3-4-х слов, передающая ваше отношение к существительному.
Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

Синквейны по теме: "Системно-деятельностный подход"

1.деятельностный подход
2. интригующий, трудоемкий
3. озадачить, взаимодействовать, сотрудничать
4. Изменяет мое отношение к ученикам.
5. сотрудничество
1. подход
2. системный и деятельностный
3. самообучаемся, саморазвиваемся, самовоспитываемся
4. Образование становится эффективным.
5. Школа будущего
1.деятельностный подход
2. познавательный, вариативный
3. развивает, научает, обогащает
4. Выше потенциал каждого ребенка
5. открытие
1.деятельностный подход
2. актуальный, интересный
3. организовывает, развивает, направляет
4. Стремление к самооценке, самовоспитанию, самообразованию.
5. результат
1.деятельностный подход
2. творческий, познавательный
3. развивающий, осмысляющий, обучающий
4. Через тернии к звездам
5. открытие
1.деятельностный подход
2. развивающий, актуальный
3. познавать, изучать, применять
4. Хочу уметь применять на уроках
5. метод




Диаграмма 4 Заголовок 2 Заголовок 515