ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ. ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Евразийская ассоциация университетов
Координационный научно-методический Центр кафедр
физического воспитания университетов
Департамент физической культуры и спорта Ульяновской области
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГОИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССОВ
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Сборник научных трудов
Ульяновск УлГТУ2014
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ. ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Коробкова Т.А., специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 17, Абакан, Россия
Целью нашего исследования явилось определить влияние игровой технологии на двигательную подготовленность детей с ограниченными возможностями на уроках физической культуры.
Наиболее ценным и перспективным в свете обозначенных проблем представляется использование уроков физической культуры. Однако есть основания считать, что воспитательный и развивающий потенциал игровых занятий все еще полностью не раскрыт. Так до настоящего времени остаются не исследованными проблемы использования игровой технологии как метода обучения в физической культуре. Это объясняется, в первую очередь, недостаточной разработанностью новых подходов к формированию содержания уроков игрового характера, а также отсутствием научноразработанной игровой технологии как метода обучения.
На базе муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №17 г. Абакана - была открыта инновационная площадка в 2011г, в которой мы апробировали разработанную нами структуру игровой технологии (И.Т.) с детьми 10-12 лет. И.Т. включает два блока. Второй блок используется для управления процессом обучения и воспитания, а первый - для построения такой технологии.
Первый блок включает: а) приоритетную цель; б) исходящие из нее задачи; в) организационно-педагогические условия; г) функции ИТ: д I результат применения ИТ.
Второй блок составляет: а) моделирование содержания; б) новые подходы к обучению; в) организационно-методическую основу обучения игровым упражнениям; г) творческую направленность педагогического процесса; д) виды игровых заданий. Все компоненты блоков взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Одним из компонентов технологии является моделирование содержания уроков, которое мы рассматриваем как процесс исследования объектов познания на их моделях. Разработанные различные игровые модели «Познайка». «Поиграйка» и «Всезнайка» построены на реально существующих предметах и явлениях, каждая из которых имеет свое назначение, задачи, содержание, технологию обучения, форму обратной связи, методическое обеспечение. Игровые модели построены с учетом физиологических закономерностей этапов формирования двигательных навыков. Игровые задания систематизированы и имеют свою нумерацию и иллюстративный материал. Содержание модели «Познайка» составляют теоретические сведения о ценностях физической культуры и спорта, здоровом образе жизни, о строении тела человека, о гигиене и др. В основу модели «Поиграйка» заложена базовая школа движений. Модель «Всезнайка» способствует комплексному развитию детей.
В основу игровой технологии в ее игровое пространство мы поместили комплексные, творческие и самостоятельные задания. Они включают: игры-задания, которые основаны на групповом двигательном решении, развивающие сообразительность и творчество на уроке; использование карточек-заданий; составление «классификационного древа», направлено на развитие логического мышления. Оно позволяло наглядно представить родо-видовую иерархию понятий. Применение комбинированных заданий и игротеки способствовало развитию двигательных функций. Наши исследования подтверждают, что использование игровой технологии направлено на развитие физических и умственных способностей у детей. Наблюдения за детьми в процессе занятий дали возможность педагогу уяснить индивидуально-типологические особенности детей, учитывать показатели силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. В качестве показателей силы учитывали уровень физической и умственной работоспособности после утомления: способность преодолевать трудности; скорость овладения двигательными навыками и др. Как показатель уравновешенности - настроение детей, спокойное поведение при конфликтах, равномерность в протекании игровой деятельности.
Проведенная опытно-экспериментальная работа исследования показала свою эффективность. Создание и реализация игровой технологии и ее игровых моделей на уроках позволяют статистически достоверно улучшать в экспериментальной группе следующие характеристики: функциональные показатели (р<0,05-0,001); двигательную подготовленность (р<0,01-0.001): сформированность навыков владения отдельными игровыми элементами (р<0.05).
ЛИТЕРАТУРА
1.Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов /М.: Академия. 2007.
2.Швалева Т.А. Игра. Творчество. Ребенок, учебное пособие для студентов /Т.А Швалева.- Абакан: Изд-во ХГУ им.Н.Ф. Катанова - 2007 - 118с.
3.Швалева Т.А. Теория игры и игрового метода, учебное пособие длястудентов Т.А. Швалева.- Абакан: Изд-во ХГУ им.Н.Ф. Катанова. -2007.-93с.