Профориентационная игра Многообразие мира профессий (7 класс)

Профориентационная игра «Многообразие мира профессий» в 7 классе
Цель: обобщить знания о профессиях, формировать интерес учащихся к осознанному выбору профессии.
Задачи:
Формирование интереса к профессиям.
Расширение знаний о профессиональном выборе.
Развитие коммуникативных способностей при работе в группах.
Стимулирование познавательной, творческой деятельности учащихся;

Место проведения: классный кабинет
Оборудование: классная доска, проектор, компьютер, карточки с заданиями, карандаши, бумага.
В игре принимают участие две команды, каждая из которых выбирает капитана и придумывает название.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!
Сегодня мы собрались, чтобы провести профориентационную игру «Многообразие мира профессий» (слайд 1). Через некоторое время вам придётся выбирать свой путь в жизни. Поднимите руки, кто уже знает, кем хочет быть? А кому нравится несколько профессий? Кто еще не думал о выборе?
Из ваших ответов ясно, что выбрать профессию бывает трудно. Кто из вас знает, сколько профессий существует в мире? (слайд 2) Более 40 тысяч. И прежде чем найти любимую работу, нужно хорошо ориентироваться в этом многообразии. Сегодня мы будем это делать в форме соревнования. Для этого необходимо разделиться на две команды и в течение 5 минут придумать название команде и выбрать капитана.
Ведущий представляет команды, состав жюри, объявляет первое задание.
1. Разминка «Угадай профессию» (3 слайд). За каждый правильный ответ команде дается балл. Балл засчитывается команде, первой назвавшей правильный ответ.
1.   Кто горит на работе?(Пожарные.) 2.   Какой водитель смотрит на землю свысока (парит в облаках)?( Лётчик) 3.   Кто работает играючи?(Актёры, музыканты.) 4.   Кто живёт и работает припеваючи?(Певцы.) 5.  Человек, работающий с напряжением, – это ...?(Электрик.) 6.   Мастер «топорной работы» – это... ?(Дровосек, лесоруб.) 7.   «Профессор кислых щей» – это ?(Повар.) 8. Кто познаётся в беде?(Спасатели.) 9. Кто может взять в тиски?(Столяр.) 10. Кто стружку снимает?(Столяр, плотник рубанком с доски.)
11. Кто выносит сор из избы?(Уборщица, техничка.) 12. Какие работники транспорта обладают волчьим нюхом в охоте на «зайцев»?(Контролёр.) 13. Самый сладкий мастер – это... ?(Кондитер.) 14. «Зверский» доктор – это ?(Ветеринар.)
15. Клёвый профессионал – это ?(Рыбак.)
16. Ухажер за деревьями – это ?(Садовод, садовник.)

Ведущий: Вы успешно справились с разминкой, так как хорошо ориентируетесь в мире таких распространенных сегодня профессий, как инженер, педагог, продавец, парикмахер и т.д. А можно ли сказать, что они пользуются спросом на рынке труда? Кто из вас считает необходимым при выборе профессии учитывать это?
2.Профессий много, давайте попробуем разбить их на группы, выделив следующие:1. Самая зеленая; 2. Самая сладкая; 3. Самая денежная; 4. Самая красивая; 5. Самая денежная; 6. Самая смешная; 7. Самая железная. Итак, следующее задание называется «Самая-самая» (4 слайд)(каждой команде выдается бланк, в котором необходимо в течение 5 минут записать наибольшее количество профессий по указанному признаку. Максимальное количество баллов за данное задание 5. Затем выполненные задания отдаются жюри).
Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы, давайте составим для себя «памятку», что необходимо сделать для правильного выбора профессии (перечисленные ребятами пункты ведущий записывает на доске):
1. Изучить профессии;
2. Определить свой интерес к определенной профессии/профессиям;
3. Выявить спрос этой профессии на рынке труда;
Ребята, а нужно ли учитывать свои способности и личные качества при выборе профессии? Или достаточно того, что профессия пользуется спросом? Итак, добавляем пункт:
4. Соотнести профессию со своими способностями, склонностями, личными качествами.
В следующем задании вы потренируете свои творческие способности.
2. «Пантомима» (5 слайд). Каждая команда сейчас должна изобразить указанную профессию с помощью жестов, мимики, движений. Карточки с названиями профессий получают капитаны команд. Время на подготовку – 5 минут. Команды выступают по очереди друг перед другом. Загадывающая команда спрашивает: «Вам работники нужны?» В ответ её спрашивают: «А что вы умеете делать?» Участник загадывающей команды начинает изображать задуманное: действия, которые выполняют люди этой профессии. Противоположная - отгадывает задуманное. Оценивается показ и правильное название профессии. Максимальное количество баллов - 5.
3. Ведущий: Конкурс показал, что вы можете понятно изобразить профессию без слов. А сейчас попробуем разобраться в словах, имеющих два значения, одно из которых – название профессии. Конкурс называется «Омонимы-профессионалы» (6, 7 слайд, 8 слайд - ответы). (Командам раздаются листы с определениями понятий, которые имеют два значения. За каждый правильный ответ команда получает балл. Дополнительный балл - за быстроту. Правильные ответы на задания: проводник, дворник, детектив, ударник, дипломат, конструктор).
4.Какие названия профессий из угаданных вами имеют «иностранное» происхождение? Верно, это маркер, детектив, дипломат, конструктор. Много иностранных слов приходят к нам вместе с рекламой товаров, не так ли? Реклама имеет свой знак – яркую эмблему и слоган - короткую запоминающуюся фразу, которая говорит о преимуществах товара. Давайте попробуем прорекламировать профессии. Название конкурса «Реклама профессии» (9, 10 слайд) (командам выдаются карточки с названиями профессий «проводник» и «осмотрщик вагонов», бумага и карандаши/фломастеры). В течение 7 минут участники придумывают знак и слоган, а затем представляют свою рекламу. Максимальный балл – 5. За слоган в стихах - дополнительный балл).
Ведущий: Ребята, вы творчески подошли к заданию. Скажите, а где в нашем городе можно увидеть «рекламу» профессий (слайд 11). (Центр занятости, сайты учебных заведений города, Дни открытых дверей и т.д.)
Добавим следующий пункт для правильного выбора профессии:
5. Изучить возможности приобретения выбранной профессии.
Ребята, а как вы можете уже сейчас пробовать свои силы, развивать свои способности для будущей профессии?
6. Посещать кружки по интересам, секции, факультативы.
Ну а сейчас Конкурс капитанов (12 слайд): команды поддержат своих капитанов в последнем конкурсе. Вопросы посвящены героям сказок: их профессиям, личным качествам, которые они используют в профессиях, а также профессиональным инструментам (капитаны отвечают по очереди на вопросы. В случае неверного ответа право ответа переходит к сопернику.)

1. Молодой специалист по выращиванию деревьев с золотыми монетами (Буратино)
2. Эта девушка обладала большим трудолюбием и добротой, что помогло ей несмотря на козни родственников найти свое счастье. (Золушка)
3. Этот инструмент служил своей хозяйке помимо своей основной функции средством передвижения на дальние расстояния. (Метла Бабы-Яги)
4. Благодаря своему личному качеству ей удалось быстро улучшить свои жилищные условия и добиться карьерного роста от жены рыбака до царицы. Назовите персонаж и личное качество (Старуха из сказки о золотой рыбке, жадность)
Директор кукольного театра, отличавшийся жестоким обращением с артистами. В результате чего труппа разбежалась, а директор разорился. (Карабас-Барабас)
Транспортное средство этого персонажа по своему прямому назначению служит устройством для отапливания помещения. (Печь, на которой передвигался Емеля)
Вместо того чтобы получить профессию и пойти работать, эти два персонажа занимались попрошайничеством. А также были замечены в попытке кражи обманным путем у несовершенного лица денежных средств. (Лиса Алиса и Кот Базилио).
Ведущий: На этом наша игра завершается. Пока жюри подводит итоги, выскажите ваше мнение о проведенном занятии, используя предложения, данные на экране (слайд 13).
Ведущий объявляет победителя, вручает командам грамоты.
15