Интеллектуально-познавательная игра Калейдоскоп по русскому языку

Интеллектуально – познавательная игра «Калейдоскоп»
по русскому языку
Цели:
- формировать  познавательного интереса учащихся к русскому языку,
- развивать навыки работы в группе,
- воспитывать ответственность за свой вклад в общее дело, чувство товарищества и взаимопомощи.
Игра рассчитана на учащихся 5-9 классов. В игре принимают участие 2 команды
по 5 человек, а остальные могут быть зрителями –болельщиками. Чтобы разнообразить игру, заранее можно приготовить приветствие. Каждая команда имеет свое название, девиз, песню. Жюри оценивает выступление команд.
Ведущий знакомит присутствующих с командами, представляет жюри, объясняет условия игры.
План проведения игры
1. Разминка. «Любознательные»
2. Игра со зрителями. «Кто быстрее?»
3. Станция «Знатоки»
4. Игра со зрителями «Скороговорки»
5. Станция «Эрудит»
6. Игра со зрителями «Занимательная грамматика»

Разминка. «Любознательные»
Команды по очереди отгадывают загадки. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1.На траве блестит роса, Вышла девица – краса, Траву режет и кладет, Все вперед-назад плывет. (коса) 2.Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый – краса! А зовут ее  (лиса) 3.Я и туча, и туман, и ручей, и океан, И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)
4.Запорошила дорожки, разукрасила окошки, Радость детям подарила и на санках прокатила.(зима)
5.То я в клетку, то в линейку, Написать по мне сумей-ка, Можешь и нарисовать Называюсь я  (тетрадь) 6.В беленьких платьях, желтые глазки Ты назовешь их без всякой подсказки. (ромашки) 7.Вот бочонок с шапочкой, с дерева упал. Год прошел – и деревцем маленьким он стал. (желудь)
8.Что за звездочки такие На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, А возьмешь – вода в руке. (снежинки) 9.Летит орлица по синему небу, Крылья распластала, солнышко застлала. (туча) 10.Спереди - пятачок, сзади – крючок. Посередине спинка, а на ней щетинка. (свинья) 11.Из-под снега расцветает, Раньше всех весну встречает. (подснежник) 12.Хвост во дворе, нос в конуре. Кто хвост повернет, тот и в дом войдет. (ключ) 13. Непоседа птица эта Одного с березой цвета.(Сорока) 14.Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей.  Взад-вперед по пашне вскачь. А зовется птица (грач) 15.В поле родился, На заводе варился, В стакане растворился (сахар) 16.Закутан ребенок в сто пеленок. (капуста) 17.День и ночь стучит оно, будто бы заведено. Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук. (сердце) 18.В воде купался, сух остался. (гусь) 19.Всем, кто придет, И всем, кто уйдет, Она ручку подает. (дверь) 20.Что за дерево растет? Снег в июне нам несет. Снег же тот не тает, в воздухе летает. (тополь)
2. Игра со зрителями. «Кто быстрее?»
Заполнить свободные клетки таблиц, подобрав слова, начинающиеся с указанных букв (только существительные). Побеждает та команда, чьи болельщики быстро и безошибочно заполнят клетки.

К




О




Н




К




У




Р




С





З




Н




А




Ю




Щ




И




Х





3. Станция «Знатоки»

А. Найти неправильное суждение.
1.Неологизмы – новые слова.
2. Фразеология – словарный состав языка.
3.Фразеологизмы –устойчивые сочетания слов.

Б. Указать предложение, в котором неверно определено подлежащее.
1.Липа растет в саду.
2.Мальчик нашёл гриб.
3.Пропасть перепрыгнул альпинист.

В. В каком слове нет приставки?
1. Обход
2.Облако
3.Обломить

Г.С каким глаголом НЕ пишется слитно?
1.(Не)пишет
2.(Не)навидит
3.(Не)боится


Д.Укажите строчку, в которой все числительные написаны правильно.
1.Десять,шестсот,триста
2.Девять,одиннадцать,девяносто
3.Пятьдесять,шесть,сто

Игра со зрителями. «Скороговорки»
Желающий произносит скороговорку и получает за каждую 1 балл.

Наш Полкан попал в капкан.
Ткет ткач ткани на платок Тане.
На дворе трава, на траве дрова. Не коли дрова на траве двора.
От топота копыт пыль по полю летит.
Около кола колокола, около ворот коловорот.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Карлик лекарь Карл у карлицы Клары кораллы украл.
Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Мыши шуршат и шарахаются в шалаше, как только слышат шаги на шоссе.

Станция «Эрудит»
1. Подберите антонимы к словам:
Белый-
Смелость –
Разрешить –
Вопрос –
Мягкий –
Низко –
2. Определите слова по данным звукам
1. глухая пара [ г]
2.безударная [ а]
3. [м ]
4. ударная[а ]
5. [ н]
6. звонкая пара[ т]
7. безударная[ а]

1. глухая пара [б ]
2. безударная[а ]
3. звонкая пара[п ]
4. безударная[иэ ]
5. звонкая пара[ т]
6. ударная[ и]
7. глухая пара[д ]

3. Сколько окончаний у слова пятьсот?

4. Даны словосочетания на шугнанском языке и их переводы на русский язык. (Шугнанский язык – один из памирских языков. Он относится к иранской группе индоевропейских языков)
- кузаа хац - кувшин воды
- чалак зимаадь - ведро земли
- бииг дююнаа - горшок зерна
- беечора зимаадь – земля бедняка

Переведите с русского языка на шугнанский следующих словосочетаний:
- ведро воды (чалак хац)
- зерно бедняка (беечора дююнаа)

Игра со зрителями «Занимательная грамматика»

1. Возьмите приставку от слова сдача
корень от слова пряжа
суффикс и окончание от слова растение
2. Первое нота,
Второе тоже,
А целое растение,
На горох похоже.
3. Как из банки получить животное?
4. При одном порядке букв – это транспорт прошлого, при другом – транспорт будущего.

Итог. Награждение победителей.




15