Конспект группового занятия Калейдоскоп эмоций


Конспект занятий «Калейдоскоп эмоций»
Форма работы: групповая.
Группа участников: 5-9классы
Продолжительность занятия: 40-45 мин.
Цель: развитие эмоционального интеллекта.
Задача: научить детей понимать свои эмоции и распознавать эмоции другого человека.
Ход занятия:
Вступительная часть. Приветствие. Создание положительной мотивации к занятию.
Здравствуйте уважаемые ребята, гости, мне очень приятно видеть Вас на нашем занятии. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Калейдоскоп эмоций». Ребята, скажите, пожалуйста, что такое эмоции? (ответы детей)
Эмоции – это реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей.
Сейчас ребята, я предлагаю Вам выполнить упражнение, которое поможет разрядить обстановку и настроиться на рабочий лад, оно называется «Счет до десяти». Все встаем в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями. По моему сигналу Вы закрываете глаза. Задача группы — сосчитать до 10. Если несколько голосов произносят одну цифру, счет начинается сначала. Обсуждение. Было ли тяжело выполнять данное упражнение? С чем возникали трудности?
Упражнение "Спутанные цепочки" также поможет нам сплотиться и настроиться на работу. Встаем в круг, закрываем глаза и протягиваем перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем вытягиваем левые руки и снова ищем себе партнера. Я буду помогать Вам и следить за тем, чтобы руки соединились, и чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Откройте глаза. Вы должны распутаться, не разжимая рук. Чтобы не происходило вывихов рук в суставах, разрешается "проворачивание шарниров" – изменение положения кистей без расцепления рук. В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.
Основная часть. Осознание и понимание собственных эмоций, формирование умения понимать и передавать эмоциональные состояния других людей.
После веселой и интересной разминки я предлагаю Вам перейти к основной части нашего занятия, и первая игра в которую мы будем играть, называется «Изобрази чувство». Один участник выходит из комнаты. Ведущий называет ему какое-нибудь чувство. Задача этого участника — показать это чувство невербально. Группа отгадывает. Обсуждение: трудно ли было показывать чувства и эмоции невербально? С чем возникали трудности?
Вам всем известно, что эмоции присущи не только людям, но и животным.
В жизни ваше Я - эмоциональное меняется в зависимости от оценки вас другими (значимыми) людьми.
Упражнение «Спектр эмоций» поможет нам понять, то, что человек имеет право на любые эмоции. Что вы чувствуете, когда кто-то говорит вам следующие слова.(выберите ответ, обозначающий ваше состояние в этот момент, и объясните, посему вы это чувствуете в каждом случае.)
-«Работа выполнена отлично! Ты заслуживаешь пятёрку!»
-«Не задавай вопросов! Делай только то, что тебе говорят!»
-«Может быть, ты мне поможешь?»
-«Я не могу заняться тобой, я занят. Так что, пойди, погуляй»
-«Какой ты способный!»
-«Твоя работа сделана безобразно!» -«Посмотри, до чего ты докатился!»
-«Брось эту работу, тебе её всё равно не выполнить!»
-«Как ты сегодня хорошо выглядишь!» 
-«Если ещё раз принесёшь двойку – получишь, лентяй!»
Обсуждение: Человек имеет право на любую эмоцию. Но формы проявления эмоций должны быть человеческими, отвечать общепринятым правилам приличия. Упражнение «Чувства животных» поможет нам осознать и пережить различные эмоциональные состояния. Вам нужно поделиться на группы по три человека. В тройках договоритесь, кто станет первым игроком, кто – вторым, кто – третьим. Сейчас Вы получите инструкцию касательно собственного задания. Первый игрок должен задумать любое животное, третий – любую эмоцию. После этого они «на ушко» сообщают второму игроку задуманное. А тот должен пройти по аудитории так, как движется животное, переживающее эту эмоцию. Другим участникам игры нужно догадаться, что это за зверь и что он переживает. Обсуждение: ребята, трудно ли было изобразить эмоцию животного? Какие чувства Вы испытывали в данный момент?
Для выполнения следующего упражнения, которое называется «Чувство» нам будет необходимо написать на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа. Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств.
Обсуждение: тяжело ли было при помощи мимики и пантомимики изображать чувства. Возникали ли трудности?
Упражнение «Контур человека». Участникам предлагается поселить внутри силуэта человека чувства и эмоции. Для этого каждому чувству, каждой эмоции предлагается подобрать соответствующее место и закрасить, таким образом, весь силуэт. Обсуждение: участники рассаживаются по кругу и обмениваются впечатлениями, рассказывая о том, какие чувства они поселили внутри силуэта человека. Важно, чтобы каждый осознал свои доминирующие эмоции, чувства, переживания.
Заключительная часть. Подведение итогов, обсуждение занятия.
На протяжении всего занятия Вы узнавали что- то новое, делали для себя какие-то выводы. Сейчас каждому из вас будет дана возможность высказаться по этому поводу. А если кто-то разволнуется, то ему могут помочь вопросы. Можно выбрать, на какой из них Вам хочется ответить.
Вопросы для рефлексии.
Что понравилось?
Что было полезным? Какие выводы можно сделать для себя?