Конспект урока физики в 8 классе Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда

Урок на тему:

Электрический заряд.
Закон сохранения электрического заряда.

Цели урока:
Образовательная. Учащиеся должны усвоить следующие суждения:
-при натирании тел происходит электризация этих тел.
-в электризации участвуют два тела.
-электрический заряд делим, существует двух видов, он есть во всех телах.
Развивающая.Учащиеся должны овладеть следующими видами действий:
-распознавать среди различных явлений электрические.
-научиться объяснять электрические явления основываясь на новые знания.
Воспитательная. Учащиеся должны убедиться в том, что :
-для объяснения многих явлений необходимо знать очень много сведений о строении вещества.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метод урока: беседа с применением демонстраций


Ход урока.

Мотивационный этап.

Учитель: Здравствуйте, садитесь. С сегодняшнего дня мы начинаем изучать очень сложную тему:"Электродинамика". Ее мы будем изучать в 10 и 11 классах. Этох теме уделяется столько времени потому, что электричество и другие явления с ней связаны очень тесно с нашей сегодняшней жизнью. И теперь трудно представить как мы будем жить без электричества. А кто может сказать, что такое электричество.
Ученик: (множество вариантов)
Учитель:Да, вы говорите верно. Однако не будем торопиться и изучим это более подробно.Наверное многие из вас видели большие бензовозы.
Ученик: Да.
Учитель: Тогда, вы наверное видели и цепь прикрепленую одним концом к бензовозу, а другим скользящим по земле.
Ученик: Да.
Учитель: А знаете ли вы зачем нужна эта цепь?
Ученик: (различные мнения)
Учитель: А на этот вопрос мы ответим в конце нашего урока.

Этап создания нового знания.

Учитель: Наверное, многие, если не все придя домой вечером снимая шерстенную или синтетическую одежду слышали потрескивания. Но не все наверное задумывались какое явление лежит в основе этого. Почему именно происходит это потрескивание когда снимаешь.
Потом, если вдруг вы какого-нибудь задели, то его может ударить чем?
Ученик: Электрическим током.
Учитель: Правильно, но мы так говорим потому что нам так объясняли наши родители, но они не объясняли вам что такое электрический ток. Просто мы привыкли к тому, что вокруг нас всегда существует электрический ток, что даже не вникали в смысл данного понятия.
Именно с сегодняшнего дня мы и начнем изучение темы, которая позволяет нам разобраться в этом, что такое электричество. Откройте тетради и запишите тему урока: Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда.
Что произошло со свитером когда мы его снимали?
Ученик: Он наэлектризовался.
Учитель: А что это за понятие электризация и когда она происходит?
Ученик: Не знаем.
Учитель: Проделаю следующий опыт: возьму стеклянную палочку и лоскуток шерсти. Что мне необходимо с ними сделать , чтобы наэлектризовать палочку?
Ученик: Потереть друг о друга.
Учитель: Верно, так и сделаем. Натираем их, и как же мне проверить что она наэлектризовалась?
Ученик: Поднести к чему-нибудь, например к бумажке.
Учитель: Так и сделаю. Бумажки притягиваются к палочке. Так когда происходит электризация тел?
Ученик: Когда мы натираем их друг о друга.
Учитель: Проделаем такой же опыт, но теперь вместо бумажек будем использовать в качестве индикатора неэлектризованности другой пробор. Он называется " электрометр"
(Рассказываю устройство электрометра).
Так же как и в первом опыте возьмем стеклянную палочку и бумажку, натираем их друг о друга и соприкоснемся с шариком электрометра палочкой. Что произошло со стрелкой электрометра?
Ученик: Отклонилась.
Учитель: При натирании палочки о кусочек шерсти, палочка наэлектризовалась т.е. приобрела некоторое свойство, которое мы пока будем называть электрический заряд. При соприкосновении с электрометром, его стрелка отклонилась, показывая что тело имеет некоторый заряд. Теперь возьмем второй электрометр и прикоснемся к нему лоскуточком шерсти. Что произошло с электрометром?
Ученик: Стрелка отклонилась.
Учитель: Верно. Так как вывод можно сделать из этого опыта?
Ученик: То что при натирании тел друг о друга происходит электризация обоих тел.
Учитель:Верно, таким образом при трении тел друг о друга они электризуются, т.е. приобретают электрический заряд. Однако мы не знаем из-за чего происходит электризация тел или кто-нибудь знает и может нам объяснить?
Ученик: Не знаем.
Учитель: Для того чтобы объяснить, проникнем внутрь тела. Из чего оно состоит?
Ученик: Из молекул и атомов.
Учитель: Правильно, а из чего состоят атомы?
Ученик: Из ядра и электронов.
Учитель: Верно. Мы уже знаем что ядро и электроны заряжены. Как они заряжены?
Ученик: Ядра положительно, а электроны отрицательно.
Учитель: Как заряжен сам атом?
Ученик: Он электрически нейтрален.
Учитель: Верно, атом в обычном состоянии электрически нейтрален, т.е. суммарный заряд электронов равен заряду ядра. Так почему же когда мы натираем два тела происходит их электризация.
Ученик: Видимо заряд с одного тела переходит на другое.
Учитель: Верно. Мы знаем что электроны в некоторых атомах связаны с ядром слабо, а другие наоборот очень сильно. Так что же происходит тогда когда мы соприкасаем два тела.
Ученик: Электроны с этого тела, у которого сила притяжения слабее, переходят на те тела , у которых сила притяжения ядра сильнее.
Учитель:Правильно, следовательно на одном теле возникает избыток электронов, а на другом недостаток. И при этом одно тело заряжается положительно, а другое отрицательно.
Теперь вернемся к нашему опыту. Один электрометр мы зарядили от эбонитовой палочки, а другой кусочком шерсти. На обоих электрометрах стрелка отклонилась. Сравните, как отклонились стрелки, на какую величину?
Ученик: Одинаково.
Учитель: Таким образом ,на опыте мы показали, что когда тела заряжаются, то они заряжаются на одинаковую величину, потому что сколько электронов перешло на одно тело, столько же и убыло на другом теле
Электрический заряд имеет величину. Электрический заряд принято обозначать буквой Q.

Мотивационный этап.

Учитель: Мы узнали, что тела электризуются при натирании друг о друга, причем электризуются оба тела. При этом электрический заряд обоих тел имеет одинаковую величину.
Как вы думаете, что произойдет, если мы оба электрометра соеденим проводником?
Ученик: Наверное, они разрядятся.
Учитель: Посмотрим. Так и случилось , они разрядились. Как вы думаете почему это произошло?
Ученик: Электроны с тела, где они в избытке, через проводник перебрались на то тело, в котром их не хватает.

Этап создания нового знания.

Учитель: Обратите внимание на то,что оба электрометра разрядились полностью .Давайте вспомним, был ли заряд на телах до их соприкосновения друг с другом?
Ученик: Нет.
Учитель: Из этого опыта делаем еще один вывод:
В замкнутой системе алгебраическая сумма зарядов всех частиц остается неизменной.
Этот закон называется законом сохранения электрического заряда и записывается:
13 EMBED Equation.3 1415
Запишите это в тетрадях.
А теперь для того чтобы до конча выяснить, что такое электрический заряд, рассмотрим его свойства.
Давайте проделаем такой опыт: Возьмем эбонитовую палочку, потерем ее кусочком шерсти и дотронемся до электрометра. Мы видим что, они разрядились и при этом стрелка отклонилась на некоторую величину. На сколько делений отклонилась стрелка?
Ученик: Шесть.
Учитель: Как вы думаете, что произойдет, если я соеденю заряженный электрометр с не заряженным?
Ученик: Они разрядятся.
Учитель: Помотрим.
Ученик: Они оба разряжены.
Учитель: Обратите внимание, на сколько отклонились обе стрелки.
Ученик: На три. Они поделились.
Учитель: Верно, заряд разделился на две равные части. Теперь давайте снова разрядим один из электрометров и соеденим его с другим.
Ученик: Они опять разделились поровну.
Учитель: Правильно. Таким образом, какой можно сделать вывод?
Ученик: Заряд делим, Он делиться поровну между телами.
Учитель: Правильно, запишите это свойство у себя в тетрадях. Давайте перейдем теперь к закону сохранения электрического заряда. Мы сказали что заряд имеет величину и бывает как положительным ,так и отрицательным. Запишите это.
Теперь вернемся к нашему опыту. Как вы думаете,что произойдет, если дольше будем делить электрический заряд.
Ученик: Дойдет до того, что он уже не сможет делиться.
Учитель: Верно, электроны переходят от одного тела на другое. Следовательно, электрический заряд будет равен заряду электрона. А если мы будем продолжать делить заряд, то на одном теле может остаться один электрон и тогда он либо перейдет на другое тело, либо останется на прежнем, но он уже не сможет разделиться пополам. Таким образом существует некоторый заряд , который не делиться и этот заряд называют элементарным, он равен заряду электрона, запишите:
13 EMBED Equation.3 1415
Итак, давайте применим наши знания на практике. А сначала запишем домашнее задание.



Этап применения нового знания.

Учитель: Нам даны два заряда q и 4q, эти заряды соприкоснули. Чему будет равна величина каждрго зарядда после соприкосновения?
Ученик: Из закона сохранения заряда: 13 EMBED Equation.3 1415
Учитель: А теперь объясни.
Ученик: Так как заряды делятся пополам, то мы разделим на 2.
Учитель: Правильно. На этом наш урок закончен, спасибо за внимание, досвидание.