Развитие навыков сравнительного анализа на уроках литературы


Развитие навыков сравнительного анализа на уроках литературы.
Характеризуя основные требования к знаниям и умениям учащихся, программа отмечает, что школьники должны уметь «выделять эпизоды, устанавливать временную и причинно-следственную связь между событиями в изучаемом произведении».
Эти знания и умения можно формировать уже в 5 классе. Например, при изучении темы «Сказки».
Ребята откликаются на нестандартные вопросы, требующие размышления. Поэтому, например, перед изучением сказки Андерсена «Соловей» даю задание творческого характера:
Дома прочитать сказку, обратив внимание на описание соловья искусственного и настоящего.
Подобрать соответствующие цвета и краски, альбомный лист разделить карандашом пополам, сделать рисунок.
На уроке сначала выявляются самые внимательные читатели ( это те ученики, которые верно отметили детали в описании внешнего вида соловьев, их пения и т.п. Далее, сопоставляя соловья настоящего и искусственного, находим различия и общее.
Д Е Т А Л И
соловей настоящий соловей искусственный
серенькая птичкаключик
зеленая ветка дереваклетка
народ слушаетшелковая ленточка
чудные звукидрагоценные камни
На дом дети получают задание: написать мини-сочинение «Мои размышления после чтения сказки Андерсена «Соловей». Выполняя задание, дети обязательно коснуться сравнительного анализа, к тому же придут к пониманию смысла произведения.
Вот что написала в «Дневнике размышлений» Наташа М.:
«После чтения сказки Андерсена «Соловей» я поняла: Соловей отказался от наград, потому что главной наградой для него являлись слезы императора, когда он слушал его пение. Ведь главное для Соловья было не золото, а свобода. Если бы придворные узнали, что Соловей спас жизнь императору, то захотели бы иметь его у себя и поссорились бы между собой. Поэтому Соловей просил императора все сохранить в тайне.
Для придворных было главным не то, как поет Соловей, а то, сколько на нем украшений. Песни механического Соловья можно было запомнить, а песни живого – не выучишь просто так. Рыбаки знали жизнь, и поэтому для них пение живого Соловья было лучше, чем пение искусственного, несмотря на то, что это была маленькая серенькая птичка.
Автор относится к героям по-разному. Живого Соловья он очень любит за то, что хоть это и маленькая серая птичка, но поет так хорошо, что любой может заслушаться.
О придворных автор пишет не очень хорошо, потому что они не знают жизни и ценят людей не за их душу, а за внешний вид. Если человек одет богато, значит, с ним нужно обращаться вежливо, а если нет, придворные не обращают на него внимания.
Императору, который увидел золотую птицу, вначале она понравилась больше, чем настоящий Соловей. Но когда Соловей спас ему жизнь, он раскаялся в своем поведении и понял, что пение настоящего Соловья лучше».
Таким образом, «рисуя пение Соловья», можно проверить, как внимательно прочли дети текст; можно заметить, что пятиклассники умеют сравнивать (придворные – рыбаки, Соловей настоящий – Соловей искусственный); анализируя высказывания учащихся, можно повести разговор об истинных и мнимых ценностях.
Проникновение в тайны замысла.
Как объяснить пятиклассникам, что в стихах все взаимосвязано, что каждый образ у поэта внутренне обусловлен? Как зримо в этом убедиться? Нужно ли это?
Без анализа текста дать ответ нельзя. А какой анализ возможен? Не убьет ли он живую душу поэтического текста? В разных условиях по-разному, в каждом конкретном случае ищу ответы.
*Можно раздать детям стихотворение с пропусками.
В начале работы – установка на восприятие:
Злой волшебник унес из стихотворения важные слова. Нужно помочь найти их, поставить на место. Дети учатся чувствовать ритм стиха, метрические соответствия, внимательно вглядываясь в текст, находят слово.
У Е.А. Баратынского есть стихотворение «Водопад» (изучается в 8 классе).
Что притягивает поэта к водопаду, что его взволновало? Почему рев водопада поэт называет «мятежным»? Отвечая на эти вопросы, думая, вместе приходим к выводу: в лирическом произведении важен не только предмет изображения (первый план), но и то, что стоит за ним (второй план, подтекст).
Поэзия для Баратынского – мир фантазии, прекрасный, живой, но хрупкий. Она живет там, где нет власти человека, нет его холодной насмешки, презрительного слова. Вот почему в стихах Баратынского чато возникают грозные и величественные картины неподвластной человеку природы: море, водопад, дремучий лес, буря…
Всматриваясь в мир природы.
Человек должен быть внимательным и чутким к окружающему миру природы, не просто смотреть, а пристально вглядываться в этот мир, не просто слушать, а чутко прислушиваться к нему. Но происходит это тогда, когда он воспитан в гармонии с миром природы. Этот процесс должен происходить и на уроках литературы.
1-ый урок. Экскурсия в природу.
Задача: наметить пути, как проникнуть в замысел данного произведения, подготовить к наиболее полному и глубокому пониманию идейного содержания стихотворения.
Существуют различные точки зрения на анализ лирического стихотворения. Мы обязаны стремиться анализировать любой текст в единстве формы и содержания, в зависимости от возраста, фактических знаний учащихся, к этому стремимся как можно раньше. Если не производить филологический анализ, все разговоры об эстетической природе произведения останутся разговорами. Что? Для чего? Какими средствами? Ученик, как правило, чувствует, что хотел сказать автор, для чего и какими средствами, после тщательного разбора.
Ориентировочная схема анализа.
Время создания произведения. Общие сведения об авторе и его эпохе.
О чем стихотворение? (Тема).
Система образов. Образы центральные и вспомогательные. (Второй план).
Композиция, сюжет, фабула.
Лексика. (Если произведение поэтическое – обязательный анализ рифмы, одного из содержательных компонентов стиха. Если белый стих – анализ лексики в конце стихотворного ряда.)Тропы и фигуры. (Эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы, синтаксис.)
Ведущий художественный прием (например, прием контраста).
Какое настроение создает у читателя система образов и изобразительных средств?
К какому жанру относится произведение?
Как из системы образов и изобразительных средств, жанра и композиции вырастает идея произведения? Какова она? Определить в тексте места, фрагменты, фразы, в которых идея произведения проявляется наиболее полно.
2-ой урок. Анализ стихотворения о природе.
Цели урока:
Подготовить к восприятию главной мысли стихотворения.
Развивать навыки анализа стихотворения в единстве формы и содержания.
Воспитывать пристальное внимание к окружающему миру, чуткое отношение к природе, стремление понять и полюбить окружающую человека красоту.
Текст у каждого на парте (детская книжка, на листочке).
I этап урока. Слово об авторе.
II этап. Подготовка к восприятию материала, объявление темы и задач урока; выразительное чтение стихотворение учителем.
III этап. Анализ текста.
О чем это стихотворение?
Как узнали, что оно о природе, ее красоте и богатстве? Подчеркните слова, в которых представлен мир природы?
Какой частью речи являются слова, живописующие мир природы?
Сколько строк в стихотворении?
Нравится ли вам это стихотворение? Красивое оно? Какими средствами достигается красота?
Чьими глазами поэт смотрит на мир?
Найти строчку, во имя которой написано стихотворение?
IV этап. Домашнее задание:
выучить стихотворение наизусть;
принести альбомный лист бумаги, цветные карандаши и т.п.
3-ий урок. Мы рисуем стихотворение (весну, осень, зиму, лето).
Прекрасна родная природа в любую
пору. Прекрасен человек, способный
увидеть, передать нам эту красоту и
чувство щемящей любви к родине.
Задача: передать с помощью красок картины, нарисованные поэтом, угадать настроение, переданное словом автора, запечатлеть художественные образы.
Учитель раздает каждому ученику листочек, на котором текст стихотворения Тютчева, Фета, Плещеева, Майкова, Есенина и др. В течение урока дети рисуют (под музыку Чайковского, Вивальди), в конце урока устраивается выставка, в дальнейшем можно обсудить, как каждый справился с задачей.
В литературной гостиной.
Одной из серьезных проблем последних лет стала культура общения. Не умеют общаться взрослые, не учат, не прививают навыков общения в семье и школе. Если собирается компания, о чем говорить, как говорить, что обсуждать, что и зачем слушать? Не знают и не умеют.
Цель гостиной:
стремление воспитать у учащихся потребность в общении друг с другом, со старшим товарищем, учителем, с родителями, общению в неформальной обстановке;
формировать творческую активность школьников (небольшой коллектив, если заинтересовать, каждому найти дело по душе, увлечь, пробудить интерес, способен на многое.)
приобщить к работе с различными по содержанию и назначению книгами.
Вместе с учащимися разработаны и показаны в литературной гостиной:
«И песня нам подругою была» (литературно-музыкальная композиция);
«Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева;
«Адресаты любовной лирики А. Блока» (литературная композиция);
«Любовь – поэзия и солнце жизни» (литературно-музыкальная композиция);
«Только любовью держится и движется жизнь» (литературно-музыкальная композиция по стихотворениям в прозе И.С. Тургенева).