Презентация к исследовательской работе по теме Языковой портрет учителя (на примере художественных произведений)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» ЯЗЫКОВОЙ ПОРТРЕТУЧИТЕЛЯ(на материалехудожественныхпроизведений)г. Братск - 2012 Выполнил работу Бжевский Антон,ученик 9 «А» класса Руководитель: Татарникова Ольга Анатольевна,учитель русского языка и литературы « Из всех живых существ только человек одарён речью»Аристотель Гипотеза: Если речь учителя точная, логически построенная, выразительная парадигма общения, то это говорит об обладании достаточно ёмким по содержанию языковым материалом и именно учитель является речевой личностью и коммуникативным лидером. Объект исследования - профессиональная речь учителя в художественных произведениях А. В. Зверева «Жили-были учителя», «В дальней школе», «Пантелей» В. Г. Распутина «Уроки французского». Предмет исследования – лексическая и синтаксическая структура речи учителя. Цель работы – исследовать языковой портрет учителя, его профессиональную речь с точки зрения лексической и синтаксической структуры. Задачи: обозначить круг теоретических вопросов, относящихся к теме исследования;описать лексическую и синтаксическую структуру речи учителя;создать языковой портрет учителя на основании тех конструкций, которые были зафиксированы в письменных текстах, отражающих речь педагогов. Методы исследовательской работы: теоретический – предполагает теоретический анализ речи учителя;описательный метод – предполагает лингвистическое описание языкового портрета учителя;метод классификации – предполагает распределение материала по лексическим и синтаксическим группам. Новизна исследования заключается в том, что в работе предпринята попытка более глубоко проанализировать языковой материал, опираясь на вербальные (языковые) способы общения, о которых мы можем узнать с помощью диалогического общения между учителями (коллегами), а также учениками. На вопрос: является ли учитель – речевой личностью и коммуникативным лидером, нам предстоит ответить. Практическая значимость. Работа может быть полезна студенту при изучении раздела «Культура речи», учителю при изучении в школе раздела «Лексика» и «Синтаксис», а также при изучении профессиональных слов в теме «Лексика. Культура речи». Содержание: ВведениеРаздел 1. Языковая характеристика личности учителя.Раздел 2. Лексическая и синтаксическая структура речи учителя.Вывод По словам Ю. Н. Караулова: «Языковая личность – закреплённый в языке (преимущественно в лексике и синтаксисе) базовый национально-культурный прототип носителя определённого языка, составляющий различные части структуры личности».Культура речи языковой личности (человека):- характеристика устной и письменной речи;- филологическая дисциплина Культура речи учителя – дисциплина не только профессионально, но и этически ориентированная. Если культура речи –принципиальная характеристика общей языковой личности (человека), то культура речи учителя – характеристика общей культуры, состояния и социальных перспектив всей нации. Язык и речь – основные понятия культуры речи. Лингвистика последовательно разделяет язык и речь: речь, в отличие от языка, остаётся в душе говорящих, как модель дальнейших логических операций; язык исключительно психичен, речь – совокупность психического и функционального. Функции языка: информативная (сообщение)экспрессивная (оценка)коммуникативная (общение) Диалог является основной формой содержания языка. И языковой портрет учителя создан нами на основании тех конструкций, которые были зафиксированы в письменных текстах, отражающих речь педагогов в форме диалогического единства. «Тут Игнат Иванович выразил удивление, покачал головой и, успокоившись, приготовился говорить долго и обстоятельно.Эх, скажу я Вам, Елизавета Сергеевна, лучше занизить, чем завысить оценку.Зачем же так, Игнат Иванович?Позвольте, надо так. Наше время требует от школы качества и качества…Разумеется, разумеется, но зачем же крайность, - сказала инспекторша. Они говорили долго – всю большую перемену»[Зверев, 267] Лексическая характеристика речи учителя: Словарный состав языка (лексика) определяет возможности для выражения различных понятий или предметов мысли, для их точного и выразительного обозначения. Структура речи учителя, использование им профессиональных слов также может являться объектом изучения в разделе «Лексика». Многозначные слова, употребляемые учителем – своеобразный яркий штрих в профессиональной речи. - Следующим по расписанию будет урок математики, а у вас – окно, - сообщил директор Сане. – Я специально так переставил, чтобы у Вас было время подготовиться к открытому уроку Синонимы – слова с одинаковым предметным значением, служащие для обозначения одних и тех же понятий, отличающиеся только дополнительными оттенками. Речь учителя – непременный эталон для любой педагогической ситуации, поэтому следует выбирать из синонимического ряда то, что ей наиболее соответствует.Забежала Клавдия Сергеевна. - Обиделся, Александр Иванович? Открытый урок, что поделаешь. Как ты рассказываешь стихи, ах, как декламируешь, Саня! Артист![Зверев, 225] Забежала Клавдия Сергеевна. - Обиделся, Александр Иванович? Открытый урок, что поделаешь. Как ты рассказываешь стихи, ах, как декламируешь, Саня! Артист![Зверев, 225] В материалах слово «учитель» встречается 30 раз, «урок» – 21, «школа» – 20, «класс» – 14, «кабинет директора» – 7, «расписание уроков» – 5, «кустовое совещание» - 2. Антонимы – слова с противоположным значением Наблюдаемые в речи учителя антонимы говорят об образности речи, её особенной организации. - Сегодня на уроке я то радовалась успехам своих учеников, то печалилась, что не все задания им понятны, сказала Оля, немного смущаясь.[Зверев, 412] Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, они не производятся, а воспроизводятся (из запасов языковой памяти). Использование фразеологизмов в речи учителя говорит о её экспрессивной окраске.Строго огляди класс. Впейся глазами в Ваньку, в Гошку и этак: «Кого в классе нет? Почему нет?» - советовала Оля.[Зверев, 235] Уместное и грамотное употребление в речи аббревиатур, сложносоставных и сложносокращённых слов говорит о грамотности речи учителя. Что такое? – спросил Саня настораживаясь. - В нашей ШКМ вводится новый предмет – сельское хозяйство. Мы и вспомним – в Устьевке учитель агрономом работал. Ночь плохо спал и сюда. Давай соглашайся. Ведь всё-таки ШКМ – не это горе, - сказал завуч.[Зверев, 217]Завуч Уякской школы – Таран Игнат Иванович. Я к вам прибыл, Александр Иванович. А лучше сказать, за вашей душой, - проговорил человек.[Зверев, 123] Синтаксическая характеристика речи учителя: Наиболее часто в речи учителя встречаются предложения:- односоставные определённо-личные предложенияСтрого огляди класс, - советовала Оля.[Зверев, 101]односоставные безличные предложения- Его не было в классе, - ответили ребята.[Зверев, 253]односоставные инфинитивные предложенияА где вас набраться? Кого за тебя поставить? [Не идут учителя в село], - говорит завроно.[Зверев, 120] В речи учителя также преобладают предложения двусоставные (состоят из главных членов предложения – подлежащего и сказуемого) , простые, полные, распространённые. Урок будет вторым после математики, - сказал директор.Ну, как в расписании, - говорит Саня и улыбается.[Зверев, 42]-Я Куркутова выгнал и больше не пущу в класс! – прогудел Таран горлом-трубой, не глядя на Саню и принимая его за кого-то другого.[Зверев, 111] Бессоюзные сложные предложения прежде всего характерны для разговорной речи. Отсутствие союзной связи придают речи характер живости, естественной разговорности и эмоциональности. А ты слушай, я тебе на той перемене реваншик закачу, - обратился Беруляй к своему партнёру.[Зверев, 61]Кстати, из Уяка звонили – завтра кустовое совещание. Вот и познакомишься с учителями, – сказала Оля.[Зверев, 139] Наличие сложноподчинённых предложений в речи учителя свидетельствуют о том, что речь учителя – грамотная, логически построенная, выразительная, что говорит об уровне образованности педагогов. Ну просто, ты прости меня, уверен был, что согласишься на урок, - прервал Санины размышления Таран.[Зверев, 126] Вывод: Материал нашего исследования подтверждает, что именно лексикон и частое употребление определённых синтаксических структур с императивно-побудительным значением, выражающих в речи учителя, прежде всего, не приказ, а просьбу, указывают на принадлежность к педагогическому социуму, свидетельствуют об уровне образованности. Речь учителя точная, логически построенная, выразительная парадигма общения. Что говорит об обладании достаточно ёмким по содержанию языковым материалом.