Технологическая карта урока по теме Историческое развитие растительного мира на Земле

Ф. И. О. учителя: Хромова Татьяна Михайловна.
Должность: учитель биологии.
Образовательная организация: МБОУ – лицей №28 г. Орла им. дважды Героя Советского Союза Г. М. Паршина


Технологическая карта урока
Тема: «Историческое развитие растительного мира на Земле
(эволюция мира растений)»

Тип урока: изучение нового материала
Цели:
обучающие: формирование представлений о постепенном усложнении растительных организмов в процессе исторического развития под действием естественного отбора;
развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу, ставить вопросы и выдвигать гипотезы, объяснять различные явления, структурировать материал, делать выводы и защищать свои идеи.
воспитывающие: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной деятельности.

Планируемые результаты учебного занятия:
предметные:
знать – определение понятия «эволюция»;
уметь – называть главную причину эволюции растений и на элементарном уровне объяснять ее механизмы, приводить доказательств эволюции растительного мира.
метапредметные:
регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, анализировать результаты своей работы на уроке.
коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы;
познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение процессов. Навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
личностные: представление о постепенности эволюционных преобразований в мире растений; понимание роли естественного отбора в процессе исторического развития растений.



Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

Организационный этап (1 мин)

Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к уроку.
Приветствие учителя.

личностные:  умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (3-5 мин)

Создать благоприятный психологический настрой на работу
Беседа об эволюции. Краткая история учения об эволюции. Эволюция планеты как основа для эволюции всего живого.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Познавательные УУД: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.

Этап целеполагания (1 мин)

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока
Предложение учащимся самостоятельно сформулировать тему, цели урока; спланировать работу на уроке для достижения поставленных целей.
Формулирование темы и целей урока, планирование работы.
Личностные УУД: 
умение мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность.
Регулятивные УУД:
умение ставить цель, планировать деятельность

Этап актуализации и пробного учебного действия (3 мин)

Актуализация опорных знаний и способов действий
Работа с понятием «Эволюция»: «Эволюция Что это такое в вашем понимании?». «Существует ли она на самом деле? Если нет, то почему вы так думает? Если да, то таковы причины этого явления?». «Вы знаете, что растения делятся на высшие и низшие. Можно ли сказать, что в основе этой классификации лежит именно эволюция растений? Почему вы так считаете?». «На прошлом уроке вы познакомились с понятием «искусственный отбор», а на сегодняшнем занятии поговорим об отборе естественном. Как вы думаете, в чём отличия и кто или что является субъектом, производящим отбор?»
Воспроизведение имеющихся знаний об известных им культурных растениях и их значении.


Познавательные УУД: умение приводить доказательства фактов.
Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.

Этап первичного усвоения новых знаний (5 мин)

Включение учащихся в целенаправленную деятельность
Организация деятельности учащихся: изучение материала в учебнике.
Ответы на вопросы учащихся во время работы.
Работа с текстом, выделение основных понятий, работа с терминами.

Основные термины:
эволюция; естественный отбор
Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение; выполнение учебно-практической задачи; работа по алгоритму
Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (5 мин)

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы
Построение кластера «Эволюция растительного мира».
Объяснение принципов построения кластеров
Работа с текстом, его критическое осмысление, подготовка к заполнению кластера
Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать.
Коммуникативное УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов; умение работы в паре (общение).

Этап самостоятельной работы с самопроверкой (15-20 мин)

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков
Работа со схемами.
Построение кластера «Эволюция растительного мира». Контроль самостоятельной работы учащихся





Работа с текстом с применением графической формы организации информации - кластером «Эволюция растительного мира» (выделение смысловых единиц, их фиксирование в виде схемы с обозначением связей между понятиями, явлениями и их причинами).
Познавательные УУД: умение анализировать полученную информацию, подводить итоги.
Регулятивные УУД: умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности.
Коммуникативное УУД: умение работы в паре (общение).


Этап включения в систему знаний и повторения (2 мин)

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся 
Коррекция ошибок, допущенных в предыдущем этапе.
Осуществляют самопроверку
Познавательные УУД: умение работать не только по алгоритму, но и системно: обобщать, анализировать полученную информацию, подводить итоги.
Регулятивные УУД: умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности.
Коммуникативные УУД: умение работы  в паре (общение), владение устной и письменной речью.

Информация о домашнем задании (1-2 мин)

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Домашнее задание учащимся: подготовить параграф, подготовка кратких сообщений или проектов.
Д/з: §48, работа со схемой
Запись в дневник домашнего задания, вопросы учителю по пройденному материалу.


Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (2 мин)

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе
Организация рефлексии.
Обсуждение с учащимися выставленных ими оценок и коррекция оценок учащихся.

Объявление выставленной ими оценки, вопросы учителю.
Личностные УУД: готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, задавать вопросы.
Регулятивные УУД:
умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.


Пример оформления кластера «Эволюция растительного мира»

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Предок растений

Факторы эволюции и условия среды

Факторы эволюции и условия среды

Факторы эволюции и условия среды

Факторы эволюции и условия среды

Предок растений

Факторы эволюции и условия среды

Факторы эволюции и условия среды

Факторы эволюции и условия среды

Факторы эволюции и условия среды



15