Коррекционно-развивающие занятия по эмоционально-личностному развитию детей

Занятие . «Зачем нужно знать себя?»
Цель:
создание у учеников мотивации на самопознание.
способствование самопознанию и рефлексии учащихся.
Реквизиты: тетради, ручки, карандаши, разноцветная коробка с прорезями, обклеенная полосками из шести разных цветов, список качеств личности, аудиозапись.
Ход занятия
Упражнение 2. «Цвет настроения».
Каждый участник выбирает цвет своего настроения в данный момент и бросает картонный квадратик в прорезь той полоски на коробке, которая соответствует выбранному цвету. Психолог открывает коробку и сообщает (не называя детям обозначения цветов и не подсчитывая их точное количество),  с каким настроением пришли сегодня на занятие большинство ребят. Затем выясняет у участников, соответствует ли этот результат их настроению
Упражнение 3. «Я рад общаться с тобой».
Психолог. Сейчас выполните такое задание: протяните рядом стоящему руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому вы протянули руку, протянет ее следующему с этими же словами. Так «по цепочке» все берутся за руки и образуют круг.
Упражнение 4. Самоанализ «Кто я? Какой я?»
Психолог. Продолжите письменно предложения: Я думаю, что я... Другие считают, что я... Мне хочется быть... Для каждого предложения подберите от 5 до 10 определений из списка слов на плакате. Психолог вывешивает список слов, помогающих ученикам отвечать на вопросы.
Список слов: симпатичный, слабый, приятный, грубый, справедливый, хвастливый, трудолюбивый, скучный, остроумный, смелый, жадный, хитрый, смешной, терпеливый, надежный, неприятный, задумчивый, хороший, здоровый, вежливый, робкий, честный, глупый, одинокий, красивый, резкий, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный.
Упражнение 5. «Горячий стул».
Психолог. Сейчас каждый из вас сможет проверить, насколько совпадает представление о нем воспитанников с его собственным представлением о себе. Каждый (по очереди) будет занимать место на стуле в центре, и участники ответят на вопрос: «Какой он?» Для этого они должны подобрать одно или несколько определений из того же списка слов на плакате (см. выше). Сидящий в центре отмечает те слова, которые совпадают с его определением (Я думаю, что я...). Количество совпадений подсчитывается.
Упражнение 6. Рефлексия.
Психолог. Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки. Что понравилось? Какие испытывали трудности? Кого трудней оценивать себя или других?
Упражнение 7. «Я в лучах солнца».
Психолог. Работа в тетрадях Сделайте рисунок под названием «Я в лучах солнца». Нарисуйте круг и в центре напишите букву «Я». От границ круга нарисуйте лучи: их количество должно соответствовать отмеченным совпадениям в вашей характеристике. Совпадения положительных качеств нужно рисовать красным карандашом, а отрицательных синим.
Рефлексия
Количество лучей показывает, насколько хорошо вы знаете себя (много совпадений хорошо знаете).
Красными лучами отмечались положительные совпадения: ваши положительные качества словно «согревают» окружающих.
Отрицательные же (синие) действуют как «холод» и мешают общению.
В итоге обсуждения желательно подводим ребят к пониманию того, что в общении нужно проявлять свои положительные качества, тогда и конфликтов будет меньше
Упражнение 8 . «Прощание».
Дети встают в круг, плечом к плечу, держась друг за друга, с закрытыми глазами медленно раскачиваются. ( звучит медленная музыка по окончанию звучания) Когда открывают глаза, говорят друг другу «До свидания»


15