Создание ситуации успеха в классах коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР


Автор: Емельянова Наталья Владиславовна,
учитель истории и обществознания,
МБУ «Школа№71», г.о. Тольятти,
Самарской обл.
Создание ситуации успеха в классах
коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР

«Успех в учении – единственный источник
внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей,
желания учиться».
В.А. Сухомлинский.
 Одной из наиболее острых проблем современной педагогики остаётся проблема неуспеваемости и трудностей школьной адаптации у школьников 5 классов. Среди учащихся, испытывающих стойкие трудности в обучении и адаптации к школе, особое место занимают дети, не имеющие выраженных сенсорных отклонений, а также грубых нарушений интеллектуального и речевого развития – дети с «задержкой психического развития».
Определение «задержка психического развития» говорит о замедленном индивидуальном темпе развития ребенка, а это значит, что только в правильно организованных условиях обучения он сможет реализовать имеющиеся интеллектуальные возможности.
Эффективное овладение материалом возможно лишь при умелой организации учебных форм сотрудничества детей и учета особенностей через создание во всех видах деятельности ситуации успеха для детей с ЗПР.
Ситуация успеха – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.
Учебно-воспитательный процесс предполагает создание каждому ученику, и с ЗПР, включительно, ситуации успеха на уроке и во внеурочное время. Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха.
Главный смысл деятельности классного руководителя состоит в том, чтобы создать и поддерживать для каждого ребёнка ситуацию успеха на всех ступенях деятельности и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.
Способы создания ситуации успеха:
Установление  психологического контакта, создание атмосферы доверия: 
улыбка, обращение по имени, поглаживание, сопереживание ученику.
Снятие чувства страха.
Четкая инструкция. Совет, как выполнить планируемое.
Авансирование личности, провозглашение ее достоинств.
Использование приема положительного подкрепления: переключение внимание ребенка с себя на дело путем усиления его социальной значимости.
Интерпретирование недостатка, как достоинства.
Педагогическое внушение (через интонацию, пластику, мимику) – передает веру в успех и  дает импульсы к действию.
Педагогическая оценка результата: оценивание не человека, а деятельности, отношение ребенка к ней.
Вселение веры ребенку в его будущие успехи.
Одним из путей для создания ситуации успеха для детей с ЗПР  является дифференцированный  подход в обучении. На уроках нашими учителями создаются условия для максимально возможного развития способностей ребенка, формирования внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах.
Задачей классного руководителя является создание в классе такой атмосферы, чтобы дети чувствовали себя уверенно и защищено. Если ребенка лишить  веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.
Создание ситуации успеха в условиях становления субъектной позиции стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения.