ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Выступление на районном практико-ориентированном семинаре «Инновационные подходу к организации коррекционно-развивающей логопедической работы в общеобразовательном учреждении» в рамках реализации плана опорной школы

Практикум
учителя-логопеда Кузьминых Людмилы Николаевны



Целевые установки
к индивидуальному коррекционно-развивающему занятию
с ученицей 3 класса компенсирующего обучения
по теме «Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания методом БОС»

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию будет представлено занятие с ученицей 3 класса в компенсирующего обучения Д И... На диагностике при поступлении в первый класс И показала полиморфное нарушение звукопроизношения (сигматизм свистящих, шипящих, ротоцизм), недоразвитие фонематической системы, несформированность лексико-грамматического строя речи. Девочка была зачислена на логопункт с логопедическим заключением: ОНР с III уровнем речевого развития, стертая форма псевдобульбарной дизартрии. В ходе коррекционной работы показала хорошую динамику развития устной и письменной речи, через полтора года была выпущена из логопункта с незначительными остаточными проявлениями фонематической дисграфии.
При увеличении в третьем классе объема учебного материала и речевой нагрузки начали проявляться вторичные нарушения в письменной речи. При достаточной сформированности устной речи в письменных работах появились ошибки, обусловленные недоразвитием фонематического анализа и синтеза. Но особенно большие затруднения вызывает беглое чтение. Это проявляется в искажениях звуко-слоговой структуры слов, особенно состоящих из большого количества слогов, слогов со стечением согласных. Чтение становится замедленным не выразительным, без паузации. Это послужило основой для продолжения коррекции письменной речи, но уже с использованием нового метода. С ней на настоящий момент уже проведено 5 занятий. Сейчас мы находимся на 2 этапе коррекции речи по методу БОС.
Главной целью на этом этапе является формирование навыка диафрагмального релаксационного дыхания.
В процессе занятия совместно с И попытаемся продемонстрировать, как будет происходить:
Освоение навыков мышечной релаксации.
Обучение пониманию связи физиологических процессов, происходящих в организме, и сигналов, поступающих на экран монитора.
Выработка навыка самоконтроля за дыхательными движениями грудной клетки и передней брюшной стенки.
Формирование навыка диафрагмального вдоха и удлиненного равномерного плавного выдоха на фоне ДРД с максимальной ДАС.
Устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения.

Индивидуальное коррекционно-развивающее
логопедическое занятие с ученицей 3 класса

Тема: «Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания методом БОС».
Цель: формирование навыка диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) по методу биологической обратной связи (БОС) как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма с использованием сюжетов компьютерной программы «Cardio 2.1. Logo».
Задачи:
Освоение навыков мышечной релаксации.
Обучение пониманию связи физиологических процессов, происходящих в организме, и сигналов, поступающих на экран монитора.
Выработка навыка самоконтроля за дыхательными движениями грудной клетки и передней брюшной стенки.
Формирование навыка диафрагмального вдоха и удлиненного равномерного плавного выдоха на фоне ДРД с максимальной ДАС.
Устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения.
Развитие волевых качеств личности: активности, усидчивости, целеустремленности.
Оборудование:
Портативный прибор биологической обратной связи ПБС, предназначенный для выработки диафрагмально-релаксационного типа дыхания с использованием в качестве параметра регистрации и управления частоты сердечных сокращений (ЧСС).
Компьютерный комплекс.
Компьютерная программа «Cardio 2.1. Logo».
Медиапроектор и экран.
Ход занятия:

Деятельность учителя-логопеда
Деятельность учащихся

Подготовительная часть.

I. Мобилизирующий этап.
Задача: эмоциональный настрой.
Даются указания.
Добрый день! Ирина, поздоровайся с нашими гостями.
II. Вводный в тему.
Задача: сообщение темы, постановка перед ученицей задач.
Ира, сегодня мы с тобой продолжим наши занятия на новом оборудовании. Давай покажем, как мы работаем с новым прибором, как учимся правильному диафрагмальному дыханию, которое поможет тебе четко говорить и сохранить свое здоровье.
Ира, это у нас с тобой не первое занятие. Вспомни, чему мы с тобой учились?



Ученица здоровается с гостями.




Внимательно слушает.

Правильно дышать, расслабляться.


Основная часть.

I этап.
Релаксационные упражнения:
Задача: снятие психоэмоционального и мышечного напряжения.
Итак, давай начнем занятие.
Для того чтобы научиться правильно дышать надо научиться расслабляться. Сейчас ты будешь выполнять упражнение «Соберись как камушек, растекись как вода».
В каком состоянии тебе комфортно, в образе камушка или воды?
Правильно, расслабление приятно.
Сядь ровно, опусти плечи, поставь ноги на полную ступню. Закрой глаза и представь что-нибудь приятное, отвлекись от всех мыслей.
Послушай приятную музыку и расслабься.
«Тихая музыка, расслабление, покой».
Дыши животом.
Представь себя в весеннем лесу.
Ты долго гуляла, теперь устала.
Ручку можно положить на животик.
Сделай легкий вдох, как будто вдыхаешь аромат цветов (под счет 1– 2).
А теперь выдох. Длинный, плавный. Отдай все напряжение с легкостью, без напряжения (под счет 1–2–3–4). Ты видишь весенний лес, слышишь пение птиц, ты спокойна, расслабленна. Тебе хорошо, приятно. Тихонечко посиди и посмотри в себя. Расслабь плечики, ручки, ножки.
А теперь найди тропиночку и возвратись в зал. Я сосчитаю до трех, и ты вернешься в зал. (1– 2– 3). Молодец. Ты хорошо отдохнула.
Упражнение на развитие диафрагмально-релаксационного дыхания без контроля БОС.
Займи, пожалуйста, удобное положение, вытяни ноги вперед, руки расслабь и положи на колени. Ты чувствуешь себя комфортно. Положи одну руку на живот, другую на грудь, постарайся, чтобы дышал только животик, а грудь оставалась неподвижной.
Упражнение на развитие диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем БОС.
Сейчас ты будешь выполнять сюжет «Столбик», помни, на вдох – столбик заполняется краской, на выдох – становится прозрачным. Старайся делать вдох легким через нос и плавный выдох через чуть разомкнутые губы. Напоминаю, начинай вдох, как только столбик достигнет нижней границы и начнет подниматься. Начинай выдох, как только столбик коснется верхней границы и пойдет вниз.
Вдох легкий, комфортный (под счет 1– 2).
Выдох спокойный, плавный (под счет 1–2–3–4).
Период отдыха.
Теперь следует период отдыха, отдохни немножко, посмотри сказку.
Знакомство с оборудованием.
С помощью приборов мы можем увидеть, как работает наш организм. Датчики, расположенные на теле, считывают показания работы твоего сердца, на мониторе это отображено в рабочей строке программы в виде коричневых столбиков и красного сердечка в правом углу. На вдохе пульс повышается, на выдохе - снижается.
Датчик дыхания одет поверх одежды, на мониторе он отображен, в виде синей линии, если ты дышишь правильно, линия напоминает плавную волну, если неправильно - линия становится рваной, прерывистой.
Упражнение на развитие диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем БОС.
Перед нами следующий сюжет «Забор». Ты видишь картинку в инее, тебе необходимо своим дыханием согреть и открыть картинку. Когда ты делаешь вдох, полоса открывается наверх, когда выдох – опускается вниз. Старайся дышать через нос, делай плавный выдох. Продолжай дышать спокойно, ровно, старайся, чтобы картинка открылась полностью.
Вдох через нос, (под счет 1– 2) быстрый, бесшумный.
Выдох губы приоткрыты (под счет 1–2–3–4) выдох замедленный, плавный.
Период отдыха.
Отдохни. Досмотри сказку.
Упражнение на развитие диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем БОС.
Следующий сюжет «Анимация». Ты сможешь помочь пчеле заполнить свой улей медом. На вдохе пчелка летит к цветку за нектаром, на выдохе несет его в улей.
Ты делаешь быстрый вдох, через нос, (под счет 1– 2) пчелка летит к цветку. Замедленный выдох (под счет 1– 2–3–4) губы приоткрыты - пчелка возвращается назад в улей.
Релаксация.
Как ты себя чувствуешь?

Садится прямо, сильно напрягает все тело, руки внизу, сжимает в кулаки.
Расслабляется всем телом, руки расслабленно лежат вдоль тела.
Рассуждает.

Садится комфортно, закрывает глаза.

Слушает музыку, расслабляется.



Старается дышать диафрагмой.

Для самоконтроля кладет руку на живот.
Делает легкий вдох, выдох.



Расслабляется.


Открывает глаза.


Садится комфортно.


Для самоконтроля кладет руку на живот. Дышит.


Внимательно слушает инструкцию.


Старается дышать с помощью диафрагмы на сюжете «Столбик».


Отдыхает.



Смотрит на монитор, где расположены значения пульса и частоты сердечных сокращений, анализирует показания.



Наблюдает, старается дышать правильно.




Старается дышать с помощью диафрагмы на сюжете «Забор».








Досматривает сказку, отдыхает.

Старается дышать с помощью диафрагмы на сюжете «Анимация».





Отвечает.

Заключительная часть.

I этап.
Задача: подвести итог занятия, обобщить полученные умения ДРД.
Посмотри на меня, тебе понравилось занятие? Что запомнилось больше всего? Давайте вспомним, какую сказку ты сегодня смотрела? Какова мораль этой сказки?
Чему учились сегодня на занятии?
Что не совсем получилось?
Подведение итога этапа.
II этап.
Домашнее задание.
Дома тренируйся дышать правильно по 10 минут 2 раза в день.
Подведение итога всего занятия, оценивание успешности, работоспособности, старательности ученицы, рекомендации и пожелания.
Спасибо тебе за занятие, иди в класс.


Я смотрела сказку «Муха», мораль этой сказки, что у хвастунов товарищей не бывает.
Обобщает знания о ДРД.
Не получился сюжет «Анимация», пчелка меня не слушалась.
 


Слушает домашнее задание.
Рефлексия.