Профилактика жестокости и агрессивности в школьной среде


ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ И СПОСОБЫ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или – что в нашей культуре встречается крайне редко – учениками по отношению к учителю.Насилием является любое поведение, которое нарушает права другого.Насилие в школе Классификация различных видов насилия Физическое.Сексуальное насилие или совращение. Психическое (эмоциональное) насилие. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка.  Школьное насилие Эмоциональное насилиеФизическое насилиеНасмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей,отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой и пр. Применение физической силы по отношению к учащимся В условиях школы прямыми признаками психического насилия над учащимися считаются: угрозы в адрес обучающегося;  преднамеренная изоляция обучающегося;  предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;  оскорбление и унижение достоинства;  систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;  постоянная негативная характеристика обучающегося; демонстративно негативное отношение к обучающемуся. В условиях школы прямыми признаками физического насилия над учащимися считаются: Избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др. Основные факторы, провоцирующие жестокость в ученическом сообществевнутриличностная агрессивность учащихся, зависящая от индивидуальных особенностей;предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении; недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствие примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах; Агрессия-действие или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету. Агрессия может проявляться как физически (нанесение вреда здоровью людей, порча предметов), так и словесно (оскорбления, угрозы, унижения, преследования и др.)Для чего людям агрессия?Средство достижения какой-нибудь цели (отнять что-либо, принудить к чему-то)Способ самоутвержденияЗащитное поведение Формы реализации агрессии Социальная приемлемость проявления агрессии, способность индивида противостоять вредным для него воздействиям. Прямое, связанное с нарушением морально-этических норм проявление агрессии, разрушение и деформация отношений с окружающими, присутствуют делинквентные и криминальные компоненты поведения, а также существенную роль играют различные личностные расстройства.Низкий уровень социальной активности, недостаточное развитие поведенческих навыков, способствующих реализации агрессивных побуждений. «Конструктивная» форма «Деструктивная» форма «Дефицитарная» форма Типы агрессии у детей и способы построения отношений с ними 1. Гиперактивно-агрессивный ребенок.Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте у детей умение признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим - сверстникам, взрослым и ко всему живому. 2. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок. Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен. 3. Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением. Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям и знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так. Вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него. 4. Агрессивно-боязливый ребенок. Враждебность, подозрительность могут быть средством зашиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения». Работайте со страхами, моделируйте, то есть создавайте, опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее; при этом ситуация должна быть на грани приятного и неприятного с преобладанием приятного. 5. Агрессивно-бесчувственный ребенок. Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка. При этом ему трудно понять, что другому, то есть обиженному, плохо или больно. Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь. Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность - «отрабатывать» за свое агрессивное поведение («А теперь иди и извинись», «Погладь по голове», «Пожми руку», «Предложи игрушку обиженному тобой ребенку» и тому подобное). Практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.3. Контроль над собственными негативными эмоциями.4. Обсуждение проступка.5.Сохранение положительной репутации ребенка. 6. Демонстрация модели неагрессивного поведения. 7. Снижение напряжения ситуации.8. Работа восстановительного примирения. Чтобы быть успешным в обществе, человек должен научитьсядоговариваться,уступать,сдерживать свои эмоции, выражать их более приемлемым способом. Это нужно развивать с раннего детства, опираясь на реальные ситуации. Чем больше уделяется этому внимания в жизни малыша, тем легче будет подростку реализовать себя в будущем. Ведь умение находить компромисс, уважать мнение других людей – неотъемлемая составляющая любой профессиональной деятельности