Дополнительная общеобразовательная обще развивающая программа по внеурочной деятельности в рамках ФГОС художественной направленности Вышивка лентами


-608330-49784000
Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вышивка лентами» имеет художественную направленность.
Данная программа ориентирована на формирование устойчивых знаний, трудовых умений и навыков, а также предусматривает расширение кругозора детей в декоративно-прикладном искусстве, а именно по вышивке лентами.
На занятиях учащиеся получают знания, умения и навыки вышивальщицы, знакомятся с историей развития ленточной вышивки, с народными традициями в данной области, красотой и неповторимостью вышитых изделий.
Вышивка лентами является одним из самых древних видов народного рукоделия. В настоящие время она является главным атрибутом в оформлении торжественных церемоний и праздников: лентами и рюшами расшивается свадебное платье невесты, сумочки, носовые платки, салфетки и скатерти на столах, декорируют картины, подушки и многое другое.
Актуальность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вышивка лентами» разработана на основе:
«Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ», разработанных Минобрнауки РФ совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования «Открытое образование», направленных письмом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 02.12.2015 №10-Исх-12700.
Положения ЛГ МАОУ ДО «ДШИ» о структуре, порядке разработки, утверждения и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 31.08.2016 №188.
Программа по вышивки лентами в пространстве дополнительного образования целенаправленно способствует воспитанию трудолюбия, развитию художественной эстетики, формированию творческой личности.
В настоящие время проблема сохранения культуры, исторических ценностей очень актуальна в связи с этим данная программа расширит знания учащихся, позволит детям познакомиться с интереснейшей эпохой «рококо» и стилем жизни французского двора короля Людовика 14, даст возможность проследить развитие искусства вышивки лентами в России, особенно в период после второй мировой войны.Программа «Вышивка лентами» является прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами и техниками вышивки шёлковыми лентами. Занятия по данной программе способствуют развитию интеллектуального и духовного потенциала личности ребёнка, его художественных творческих способностей, развивает его познавательную активность в процессе практической деятельности. Программа позволяет учащимся самореализоваться в исполнении индивидуальных творческих композиций в технике вышивки шёлковыми лентами.
В процессе реализации программы прослеживаются межпредметные связи: математика – подсчет стежков, литература – выразительный рассказ, рисование – зарисовка эскиза, окружающий мир.
Адресат программы
Занятия посещают дети в возрасте 7-10 лет. В группе количество детей составляет от 12 до 15 человек.
Объем программы
Программа по вышивке лентами рассчитана на 1 год обучения.
Для учащихся 1 классов: 1, 2 мастерская по 16 часов на каждую мастерскую;
3, 4 мастерская по 18 часов на каждую мастерскую.
Для учащихся: 2-3классов – 34 недели по 2 часа, итого 68 часов.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа.
После 25 минутной работы учащимся 1 классов, 35 минут учащимся 2-3 классов предоставляется 10 минутный перерыв для отдыха.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для развития личности ребенка, способного к творческому самовыражению в области художественного творчества: вышивки лентами.
Задачи:
Обучающие:
Создать условия для знакомства с историей возникновения вышивки шёлковыми лентами.
Познакомить с областью применения вышивки в современном творчестве.
Обучить приёмами и способами работы по технологии вышивки шёлковыми лентами.
Познакомить с основными инструментами, оборудованием для вышивки шелковыми лентами.
Развивающие:
1. Развивать композиционные умения по созданию декоративной салфетки.
2. Развивать художественный вкус учащихся.
З. Расширять кругозор учащихся: знакомство с такими профессиями как дизайнер интерьера, дизайнер одежды, художник-декоратор.
Воспитательные:
1. Воспитывать добросовестное отношение к труду, потребность в нем, ответственность и чувство долга.
2. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим: доброжелательность, чувство товарищества и т.д.
3. Формировать культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни.
Учебный план
для учащихся 1 классов
1, 2 мастерская.
№ Перечень разделов Количество часов Формы аттестации/контроля
Всего Теория Практика 1 Вводное занятие. Инструктаж. 2 2 - Устный опрос учащихся.
2 Азбука вышивки лентами, основные элементы, история возникновения. 12 4 10 Самостоятельная работа, конкурсы.
3 Заключительное занятие. Выставка. 2 - 2 Выставка работ.
Итого: 16 6 12 Для учащихся 1 классов
3, 4 мастерская.
№ Перечень разделов Количество часов Формы аттестации/контроля
Всего Теория Практика 1 Вводное занятие. Инструктаж. 2 2 - Устный опрос учащихся.
2 Азбука вышивки лентами, основные элементы, история возникновения. 14 4 10 Самостоятельная работа, конкурсы.
3 Заключительное занятие. Выставка. 2 - 2 Выставка работ.
Итого: 18 6 12 Содержание курса – на 16ч.
Раздел 1: Вводное занятие. Инструктаж – 2часа
Теория:
Общие сведения об образовательном учреждении.
Правила безопасного поведения и пребывания в ЛГ МАОУ ДО "ДШИ", многопрофильное отделение "Радуга".
Правила дорожного движения.
Правила поведения по пожарной безопасности.
Правила поведения при угрозе террористического акта.
Правила поведения в детском объединении.
Расписание занятий, режим работы учреждения.
Знакомство с программным содержанием на новый учебный год.
Организационные вопросы.
Практика:
Отработка приемов работы с простейшими инструментами и приспособлениями.
Раздел 2: Азбука вышивки лентами, основные элементы, история возникновения – 12часов
Теория.
Краткие сведения из истории вышивки лентами с древних времен до сегодняшних дней. Беседа о декоративно-прикладном искусстве, распространении вышивки на территории
России.
Применение вышивки в народном и современном костюме, в интерьере, в быту.
Материалы, необходимые для вышивки ленточками: ленты (шелковые, сатиновые, двухцветные и меланжевые, из синтетических материалов), иглы, пяльцы, ткань для основы.Беседа: виды основных швов, стежков; виды закрепок.
Приемы заправки изделия в пяльцы.
Способы закрепления ленты на ткани в начале и по окончании вышивки.
Технология выполнения основных швов.
Практика
Подбор материала в зависимости от выбранного изделия.
Заправка изделия в пяльцы.
Отработка технологии выполнения основных швов: вперед иголку, стебельчатый, петельный, тамбурный, петля с прекрепком, полу петля с прекрепком, длинный стежок, длинный стежок с завитком. Выполнение цветка ромашки.
Раздел 3: Заключительное занятие – 2 часа
Теория
Обзор знаний о вышивке лентами, профессиях, связанных с отделкой швейных изделий в технике «Вышивка лентами».
Практика
Подготовка, оформление выставки работ учащихся, презентация и поощрение работ.
Содержание курса – на 18 ч.
Раздел 1: Вводное занятие. Инструктаж – 2часа
Теория:
Общие сведения об образовательном учреждении.
Правила безопасного поведения и пребывания в ЛГ МАОУ ДО "ДШИ", многопрофильное отделение "Радуга".
Правила дорожного движения.
Правила поведения по пожарной безопасности.
Правила поведения при угрозе террористического акта.
Правила поведения в детском объединении.
Расписание занятий, режим работы учреждения.
Знакомство с программным содержанием на новый учебный год.
Организационные вопросы.
Практика:
Отработка приемов работы с простейшими инструментами и приспособлениями.
Раздел 2: Азбука вышивки лентами, основные элементы, история возникновения – 14 часов
Теория.
Краткие сведения из истории вышивки лентами с древних времен до сегодняшних дней. Беседа о декоративно-прикладном искусстве, распространении вышивки на территории
России.
Применение вышивки в народном и современном костюме, в интерьере, в быту.
Материалы, необходимые для вышивки ленточками: ленты (шелковые, сатиновые, двухцветные и меланжевые, из синтетических материалов), иглы, пяльцы, ткань для основы.Беседа: виды основных швов, стежков; виды закрепок.
Приемы заправки изделия в пяльцы.
Способы закрепления ленты на ткани в начале и по окончании вышивки.
Технология выполнения основных швов.
Практика
Подбор материала в зависимости от выбранного изделия.
Заправка изделия в пяльцы.
Отработка технологии выполнения основных швов: вперед иголку, стебельчатый, петельный, тамбурный, петля с прекрепком, полу петля с прекрепком, длинный стежок, длинный стежок с завитком. Выполнение цветка ромашки.
Раздел 3: Заключительное занятие – 2 часа
Теория
Обзор знаний о вышивке лентами, профессиях, связанных с отделкой швейных изделий в технике «Вышивка лентами».
Практика
Подготовка, оформление выставки работ учащихся, презентация и поощрение работ.
Планируемые результаты и способы их определения
Предметные:
Должны знать:
1. Историю зарождения вышивки лентами как вида декоративно-прикладного творчества.
2. Правила безопасности и личной гигиены при работе с различными материалами и оборудованием.
3. Технологию подготовки к работе вышивки лентами.
4. Способы и приемы вышивки швов, цветов.
5. Знать терминологию, название швов.
Учащиеся должны уметь:
Закреплять ленты на ткани, заправлять ткань в пяльцы.
Выполнять основные виды швов, элементов вышивки лентами и использование в композиции изделия.
Вышивать узоры на салфетках.
Уметь выполнять простейшие швы.
Учащиеся должны владеть:
1. Навыками работы с инструментами и приспособлениями.
2. Навыками выполнения основных приемов вышивки лентами.
3. Владеть инструментами и приспособлениями для вышивания лентами
Метапредметные:
Регулятивные:
1. Организовывать рабочее место.
2. Осуществлять самоконтроль.
3. Выполнять разметку на ткани.
Познавательные:
1. Знать терминологию по вышивке лентами;
2. Понимать информацию, представленную виде рисунков, схем.
Коммуникативные:
1. Соблюдать нормы речевого этикета.
2. Вступать в диалог.
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении задания.
Личностные компетенции
1. Проявлять уважение к семье: ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
2. Проявлять взаимоподдержку и взаимопомощь.
3. Адекватно воспринимать оценку учителя.
Учебный план
для 2-3 классов
Перечень разделов Количество часов Формы аттестации/контроля
Всего Теория Практика 1 Вводное занятие. Инструктаж. 4 1 3 Устный опрос учащихся.
2 Декоративно-прикладное искусство. История вышивки лентами. 2 1 1 Устный опрос учащихся.
3 Материаловедение.
Азбука вышивки лентами (основные стежки и техника вышивки) 10 2 8 Самостоятельная работа, конкурсы.
4 Дополнительные элементы вышивки лентами 18 2 16 Самостоятельная работа, конкурсы, собеседование.
5 Сувениры. Панно.
30 4 26 Самостоятельная работа, конкурсы, устный опрос.
6 Заключительное занятие.
4 - 4 Выставка работ.
Итого за год: 68 10 58 Содержание курса
Раздел 1:Вводное занятие. Инструктаж.
Теория:
Общие сведения об образовательном учреждении.
Правила безопасного поведения и пребывания в ЛГ МАОУ ДО"ДШИ", многопрофильное отделение "Радуга".
Правила дорожного движения.
Правила поведения по пожарной безопасности.
Правила поведения при угрозе террористического акта.
Правила поведения в детском объединении.
Расписание занятий, режим работы учреждения.
Знакомство с программным содержанием на новый учебный год.
Организационные вопросы.
Практика:
Отработка приемов работы с простейшими инструментами и приспособлениями.
Раздел 2: Декоративно-прикладное искусство. История вышивки лентами .Теория
Краткие сведения из истории вышивки лентами с древних времен до сегодняшних дней. Беседа о декоративно-прикладном искусстве, распространении вышивки на территории России.
Применение вышивки в народном и современном костюме, в интерьере, в быту.
Практика
Выполнение эскизы панно, сувениров с использованием элементов вышивки лентами.
Раздел 3: Материаловедение. Азбука вышивки лентами.
Теория.
 Материалы, необходимые для вышивки ленточками: ленты (шелковые, сатиновые, двухцветные и меланжевые, из синтетических материалов), иглы, пяльцы, ткань для основы.Беседа: виды основных швов, стежков; виды закрепок.
Приемы заправки изделия в пяльцы.
Способы закрепления ленты на ткани в начале и по окончании вышивки.
Технология выполнения основных швов.
Законы цветовой гармонии в вышивке лентами, цветовой круг, основные и дополнительные цвета.
Практика
Подбор материала в зависимости от выбранного изделия.
Заправка изделия в пяльцы.
Отработка технологии выполнения основных швов: вперед иголку, стебельчатый, петельный, тамбурный, петля с прекрепком, полупетля с прекрепком, длинный стежок, длинный стежок с завитком.
Раздел 4:Основные элементы вышивки лентами.
Теория
Беседа: различные цветы, их строение.
Цветовой круг: холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета.
Технология увеличения и уменьшения рисунка; копировка рисунка при помощи переводного листа (копирка). Технология переноса рисунка на ткань.
Технология дополнительных элементов вышивки лентами: узелки, стежки, «цепочка», «воздушная петля», ленточный, прямой стежок, «козлик», сетка, «трилистник», «веточка».  Последовательность наложения лент с учетом строения цветов.
 Практика
Увеличение и уменьшение рисунка; копировка рисунка при помощи переводного листа (копирка). Перенос рисунка на ткань.
Подбор цветовой гаммы для выполнения элементов вышивки лентами с учетом строения цветового круга.
Выполнения дополнительных элементов вышивки лентами: узелки, стежки, «цепочка», «воздушная петля», ленточный, прямой стежок, «козлик», сетка, «трилистник», «веточка».  Раздел 5: Сувениры. Панно.
Теория
Беседа: панно, сувениры. Виды полевых цветов. Роль и значение цветов в жизни человека.
Понятие: композиция, композиционный центр, ритм, орнамент, раппорт в вышивке.
Знакомство с условными обозначениями и рисунками стежков, строчек, швов, узлов, применяемых в вышивке лентами.
  Ознакомление учащихся с процессом выполнения панно, сувениров, салфеток, декоративных подушек в технике вышивки ленами.
Практика
Выбор изделий вышивки лентами по собственному замыслу.
Составления эскиза, копировка рисунка на ткань.
Выполнения изделия.
Обработка края изделий. Подбор рамок для панно. Оформление готовых изделий.
Раздел 6: Заключительное занятие.
Теория
Обзор знаний о вышивке лентами, профессиях, связанных с отделкой швейных изделий в технике «Вышивка лентами».
Практика
Подготовка, оформление выставки работ учащихся, презентация и поощрение работ.
Планируемые результаты и способы их определения
Предметные:
Должны знать:
1. Историю зарождения вышивки лентами, как вида декоративно-прикладного творчества.
2.Способы переноса рисунка на ткань.
3. Законы цветовой гармонии в вышивке лентами, цветовой круг, основные и дополнительные цвета.
4. Правила безопасности и личной гигиены при работе с различными материалами и оборудованием.
5. Технологию подготовки к работе вышивки лентами.
6. Способы и приемы вышивки швов, цветов.
7. Знать терминологию, название швов.
Учащиеся должны уметь:
1. Закреплять ленты на ткани, заправлять ткань в пяльцы.
2. Выполнять основные виды швов, элементов вышивки лентами и использование в композиции изделия.
3. Вышивать цветы, создавать из них букеты, оформлять работы.
4. Составлять  эскиз и переносить его на декоративное панно.
5. Изготовлять поделки с использованием элементов вышивки лентами.
Учащиеся должны владеть:
1. Навыками работы с инструментами и приспособлениями.
2. Навыками выполнения основных приемов вышивки лентами.
3. Навыком составления композиции.
Метапредметные:
Регулятивные:
1. Организовывать рабочее место
2. Осуществлять самоконтроль
3. Выполнять разметку на ткани
Познавательные:
1. Знать терминологию по вышивке лентами;
2. Понимать информацию, представленную виде рисунков, схем.
Коммуникативные:
1. Соблюдать нормы речевого этикета
2. Вступать в диалог
3. Сотрудничать с товарищами при выполнении задания
Личностные компетенции:
1. Проявлять уважение к семье: ценить взаимопомощь и взаимо поддержку членов семьи и друзей.
2. Проявлять взаимо поддержку и взаимопомощь.
3. Адекватно воспринимать оценку учителя.
Условия реализации программы
Учебный кабинет в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Для проведения занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Вышивка лентами» в кабинете необходимы следующее оборудование и материалы: шкафы для хранения материалов и инструментов, стенды с необходимой информацией, компьютерная техника; линейки, ножницы, бумага, карандаши, ластик, копировальная бумага, ручные швейные и для вышивки лентами иглы, ленты, пяльцы, мелки для перевода на ткань.
Формы аттестации и контроля, оценочные материалы
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий итоговый контроль.
Цель входного контроля - диагностика имеющихся знаний и умений учащихся.
Формы оценки: устный и письменный опрос, собеседование с учащимися и родителями.
Текущий контроль - применяется для оценки качества усвоения материала.
Формы оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, собеседование.
В практической деятельности результативность оценивается количеством и качеством работы выполненной обучающимся.
Итоговый контроль - может принимать различные формы: итоговые тестовые задания, выставка творческих работ обучающихся, оформление специально оборудованной витрины, оформление альбома с лучшими работами обучающихся и др.
Примерные темы итоговых образовательных событий.
1.Итоговые образовательные события: «Праздник осени», «Осенний калейдоскоп», «Мастерская Деда мороза», «Весна пришла», «Здравствуй, лето красное».
2.Участие в выставках разного уровня.
Итоговая аттестация проходит в мае, как участие в итоговой выставке.
Для отслеживания эффективности обучения и разработаны критерии и параметры:
Показатели
(оцениваемые параметры) Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Методы диагностики
1.Теоретическая подготовка детей:
1.1. Теоретические знания:
краткие сведения из истории вышивки лентами;
технологию выполнения основных швов.
Соответствие теоретических знаний программным требованиям.
Низкий уровень (овладели менее чем ½ объема знаний). Собеседование,
наблюдение,
устный опрос.
Средний уровень (объем освоенных знаний составляет более ½) Высокий уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой). 1.2. Владение специальной терминологией:
виды и названия инструментов и приспособлений;
виды и названия швов. Осмысленность и правильность использования. Низкий уровень (избегают употреблять специальные термины). Собеседование,
устный опрос,
наблюдение.
Средний уровень (сочетают специальную терминологию с бытовой). Высокий уровень (термины употребляют осознанно и в полном соответствии с их содержанием). 2. Практическая подготовка детей:
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой:
закреплять ленты на ткани, заправлять ткань в пяльцы;
выполнять основные виды швов, элементов вышивки лентами.
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. Низкий уровень (овладели менее чем ½ предусмотренных умений и навыков). Игра - соревнования,
занятия – конкурсы,
творческие мастерские,
выставка работ.
Средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более ½). Высокий уровень (дети овладели практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой). Владение специальным оборудованием и оснащением:
навыками работы с инструментами и приспособлениями для вышивки лентами.
Отсутствие затруднений в использовании. Низкий уровень (испытывают серьезные затруднения при работе с оборудованием). Наблюдение, практические упражнения.
Средний уровень (работает с помощью педагога) Высокий уровень (работают самостоятельно). 2.3. Творческие навыки.
Креативность в выполнении практических заданий. Начальный (элементарный, выполняют лишь простейшие практические задания). Наблюдение,
занятия– конкурсы,
творческие мастерские,
итоговые работы, выставки работ.
Репродуктивный(выполняют задания на основе образца).
Творческий(выполняют практические задания с элементами творчества).
3.Учебно -
коммуникативные умения:
3.2.1.Умение выступать перед аудиторией. Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы,
слушают и понимают речь другого, принимают во внимание мнение других людей. Низкий (перед аудиторией не выступает; испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации). Наблюдения,
опрос, защита творческих работ.
Средний (готовит информацию с помощью педагога и выступает перед аудиторией только своего детского объединения). Высокий(готовит информацию самостоятельно и выступает перед аудиторией; свободно владеет и подает информацию). 3.2.2. Умение слушать и слышать педагога. Свобода владения и подачи подготовленной информации. Низкий (в диалоге не участвует, предпочитает молчать, испытывает серьезные затруднения в построении диалога и ответов на вопросы). Наблюдения, опрос.
3.3. Учебно-организационные умения и навыки:
3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место. Самостоятельно готовят и убирают рабочее место. Низкий (испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога). Наблюдение.
Средний (организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога). Высокий (самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой; может оказать помощь другому воспитаннику (проконтролировать)). 3.3.2. Навыки соблюдения ТБ в процессе деятельности. Соответствие реальных навыков соблюдения ТБ программным требованиям. Низкий уровень (овладели менее чем ½ объема навыков соблюдения ТБ.Наблюдение.
Средний уровень (объем освоенных навыков составляет более ½). Высокий уровень (освоили практически весь объем навыков). 3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу. Аккуратность и ответственность в работе. - удовлетворительно;
- хорошо;
-отлично. Наблюдение.
Итоговые работы.
4.Участие в конкурсах.
На уровне Центра Кол-во участников / кол-во призеров. Статистические данные.
Наблюдение.
На уровне города Кол-во участников / кол-во призеров. На региональном уровне Кол-во участников / кол-во призеров. На Международном уровне Кол-во участников / кол-во призеров. Методическое обеспечение
Для реализации данной программы предусмотрены следующие формы организации образовательного процесса:
1. Учебные занятия;
2. Занятия-конкурсы мастеров с выполнением индивидуальных занятий;
3. Самостоятельная работа по схемам;
4. Итоговые тематические образовательные события с последующим анализом.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях: индивидуальная, групповая. Методы, используемые на занятиях: словесный; наглядный; практическая работа под контролем педагога.
Необходимые методические материалы:
Учебная и справочная литература.
Выставка работ (изделий) учащихся.
Планы - конспекты для занятий, методические пособия.
Художественные материалы (иллюстрации, фотоматериалы).
Презентации по темам программы.
Дидактический материал:
Схемы.
Технологические карточки.
Рисунки, калька, копировальная бумага.
Список литературы, рекомендуемый для педагогов
1. Вышивка лентами от А до Я, Ниола 21 век, 2006г.
2. Вышивка лентами.-Минск: Харвест, В95 2010.-256с.:ил.
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы
4. Донателла Чотти. "Вышивка шелковыми лентами: техника, приемы, изделия"./ Пер. с ит. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. - 160 с.: ил. - (Энциклопедия).
5. Подарки к праздникам. Пер. с нем.-М.: ОЛМА-ПРЕСС 2001г
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
7. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и
социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г.
№06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образованиядетей».
8. Мелинда Косс " Искусство вышивки". - М.:ЭКСМО-Пресс, 2000. - 128с.
9. Цветкова О. В., Вышивка лентами. Школа вышивки, Ниола-Пресс, 2008
Интернет-ресурсы
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=вышивка%20шелковыми%20лентами%20фото&rpt=simage&p=2&img_url=stat8.blog.ru%2Flr%2F0a109a528526ea3afa6cde2e46c66bf9Список литературы, рекомендуемый для учащихся
Малышева А.Н. Ярославль, 2001г. «Работа с тканью».
Николенко Н.М. Декоративно-прикладное творчество. Ростов н/Д:Изд. Феникс 2003г.
3. Вышивка лентами от А до Я, Ниола 21 век, 2006
4. Вышивка лентами.-Минск: Харвест, В95 2010.-256с.:ил.
5. Логвиненко Л.Г. Декоративная композиция. Москва 2006г
6. Подарки к праздникам. Пер. с нем.-М.: ОЛМА-ПРЕСС 2001г
7. Подарки. 100 лучших идей. Как упаковать и украсить. Бумага, ленты, фольга/ А. С. Мурзина. - Минск: Харвест, 2010. -32 с.: ил.
8. Подарки к праздникам. Пер. с нем.-М.: ОЛМА-ПРЕСС 2001г.
9. Цветкова О. В., Вышивка лентами. Школа вышивки, Ниола-Пресс, 2008
10. Элен Эрикссон, Шелковые фантазии. Искусство вышивки лен точками, Альбом, 2008 .