План-конспект урока музыки Проводы зимы, встреча весны (2 класс с ОВЗ)
2 класс III четверть 7 урок
Урок музыки по теме: «Проводы зимы, встреча весны».
Цель урока: познакомить учащихся с народным праздником «Масленица»
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с народными играми, закличками, поговорками.
Коррекционно-развивающие: развивать умение исполнять народные песни, участие в обрядовых действиях. Развитие творческих способностей детей. Способствовать развитию мыслительных процессов: внимание, зрительно-слуховую память, воображение.
Воспитательные: пробуждение интереса к русскому фольклору, уважения к народным обычаям. Совершенствовать навыки общения в коллективе.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Дидактическое обеспечение урока: презентация.
Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), экран и проектор, синтезатор.
Музыкальный материал: русская народная песня «Ой, блины, блины», «Зимушка, зима», «Масленица»
Структура урока:
Организационный этап.
Музыкальное приветствие.
Пальчиковая гимнастика.
Основной этап урока.
Беседа
Логоритмика. Упражнение «Бим-бом»
Игра на народных инструментах
Исполнение песни «Ой, блины, блины»
Физкультминутка песня «Зимушка, зима»
Беседа и делаем записи в тетрадь
Физкультминутка игра «Горелки»
Слушание и анализ - обсуждение музыкального произведения «Масленица»
Разучивание песни «Масленица»
Закрепление пройденного материала.
Итог урока.
Домашнее задание.
Ход урока.
Организационный этап.
Музыкальное приветствие «Музыку пригласи»
Я нота «до»
Здравствуй нота «до»
Я нота «ре»
Здравствуй нота «ре»
Пальчиковая гимнастика
ИП: расположить ладонь перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы. Кончиком большого пальца поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Сначала упражнение выполняется одной рукой, затем – другой, после – двумя руками одновременно. «Здороваясь», большой палец обращается по имени к другим пальцам:
Здравствуй, указательный!
Здравствуй, средний!
Здорово, безымянный!
Как дела, мизинец?
Основной этап.
Слайд №1
Вот и наступило время, когда зима сходится с весной.
В деревнях и городах России устраивали проводы зимы – праздновали веселую и широкую Масленицу.
Запись в тетрадь темы урока.
- Расскажите, пожалуйста, что вы знаете об этом празднике?
- Как и когда празднуют масленицу?
Слайд №2
Масленица - древний славянский праздник. (записать в тетрадь)Это - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. А главным угощением были -?
Правильно – блины. (записать в тетрадь)
Они имели особое значение: круглые, румяные, горячие, блины стали - символом солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.
- Какая первая буква в слове?
- Б
(Логоритмика упражнение «Бим-бом»)
- Упражнение «Бим-бом» (развитие речи и вокальных навыков, с помощью жестов и движений развитие чувства ритма)
- Народные инструменты треугольник, бубен. А ещё какие знаете?
(Игра на инструментах)
- Ребята, а давайте исполним песню про блины. Вспомним слова для начала.
(исполнение песни «Ой, блины, блины»)
Масленица, пожалуй, была самым веселым праздником в старину. Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, отцом её был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки
·и пустилась с ним плясать до обморока.
(Физкультминутка показываем движения на слова песни «Зимушка, зима»)
Русский народ называл масленицу веселою, широкою, разгульною. (записать в тетрадь) Каких только блинов не пекли на Масленицу: ржаных, овсяных, с картошкой, с творогом и коноплей. Ели их с маслом, сметаной, медом. Праздник требовал изобилия: сыр, масло, молоко, сметана, блины не должны были сходить со стола.
Слайд №3
И не зря в народе говорили:
«Без блина не Маслена, без пирога не именинник».
«Как на масляной неделе в потолок блины летели»,
«На горках покататься, в блинах поваляться»,
- Как вы понимаете эти поговорки?
- О чем они нам говорят, рассказывают?
Слайд №4
В старину Масленица была самым веселым праздником на Руси. Это была неделя объедения и веселых игр – последняя неделя перед началом Великого поста.
В деревнях катались на санках, ходили на ходулях.
И сейчас мы с вами поиграем в одну из самых традиционных забав масленичной недели - горелки.
Физкультминутка.
Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.Все хором.Гори, гори ясно,Чтобы не погасло.Глянь на небо,Птички летят,Колокольчики звенят!Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.
Слайд №5
- А вы знаете какие-нибудь масленичные игры?
А еще на масленицу играли в такие игры, как:
Катание с гор
Бой мешками
Ледяной столб
Снежный тир
Перетягивание каната
Жмурки
Слайд №6
И, конечно же, праздник не обходился без чучела Масленицы. Издревле чучело Масленицы мастерили из соломы. Везли его в поле. Пели и плясали вокруг него, а затем сжигали.
- Как вы думаете, зачем его сжигали?
Слайд №7(видео запускается по щелчку по середине черного экрана)
А еще на Масленицу пели веселые песни одну, из которых мы сейчас послушаем.
Слушание и анализ - обсуждение музыкального произведения.
Звучит народная песня «Масленица», в исполнение дуэта.
- Сколько человек исполняет эту песню?
- О чем поется в песне?
- Какая музыка по характеру?
- Что бы вы нарисовали на картинке к этой песне?
Слайд №8
Разучивание песни.
При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:
дикцию (четкое произношение текста)
характер произведения (веселый, радостный, поем с улыбкой)
возможно добавление хлопков народных деревянных инструментов (трещетки, ложки, свистульки).
Закрепление пройденного материала.
Пришло время повторить то, о чём вы узнали сегодня.
- С каким древним народным праздником мы с вами сегодня познакомились? Масленица.
- Как русский народ называл Масленицу? (широкой, веселой, разгульной).
- Как праздновали Масленицу?(песни пели, плясали, играли)
- В какие игры играли?
- Какую поговорку о масленице, вы запомнили?
- Что вам больше всего запомнилось на уроке?
Итог урока. Вот и подошёл к концу наш урок. Мы сегодня с вами ближе
познакомились и больше узнали о народном празднике «Масленица», когда и как его праздновали, какие песни пели, в какие игры играли.
Домашнее задание. Слайд №9
Нарисовать иллюстрацию к песне «Масленица».
Записать в тетрадь, понравившуюся поговорку.
13PAGE \* MERGEFORMAT14515
Новый рисунок (24)Новый рисунок (26)Новый рисунок (30)Новый рисунок (31)