Технологии оценивания выполнения задания Личное письмо


Технологии оценивания
выполнения задания С1 «Личное письмо»
(на основе материалов сайта ФИПИ)
уч. английского языка
МБОУ «Аграфеновская СОШ»
Палий А.В.
Оценочная деятельность является одной из ведущих, и вместе с тем, одной из сложнейших в функционале педагога. Модернизация образования поставила задачу сделать оценку более полной и точной, объективной, дифференцированной. Задача оценивания состоит в правильном определении степени овладения учащимися коммуникативной иноязычной компетенцией в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов и примерных программ по иностранным языкам. При этом у учителя возникает множество вопросов. Как правильно определить достижения учащихся? Какие подходы существуют в оценивании? Как не ошибиться при выборе стратегии оценивания? Какие факторы влияют на выбор стратегии оценивания? Какие технологии оценивания являются наиболее продуктивными?
Оценивание в учебном процессе, как правило, носит субъективный либо субъективно-объективный характер и зависит от ряда условий, в первую очередь, от правильности организации процесса контроля и оценивания, опытности преподавателя либо эксперта, целей и форм оценивания, контекста и этапа применения, качества контрольных измерительных материалов и критериев оценивания. Данные факторы позитивно либо негативно влияют на результаты оценивания. Важно создать равные условия для всех учащихся при оценивании их деятельности, иначе может быть поставлена под сомнение надежность оценки. Э.А.Красновский отмечает, что оценки, выставляемые в ходе текущего контроля, редко валидны, особенно это относится к гуманитарному и языковому циклам, оценка овладения содержанием которых требует учета сложных умений анализа, воспроизведения, истолкования и создания текстов на заданную тему
Личное письмо. 11 класс
Задание для учащегося
 С1.You have 20 minutes to do this task.
 You have received a letter from your English-speaking pen friend Bill who writes
…I don’t think it will be a problem for me to choose a good job in the future as I’m really interested in foreign languages, cultures and countries and I hope I’ll work as a translator or teacher of foreign languages some day. Have you already decided on your career? What job are you going to choose? Why?
            I’ve lived in the USA my whole life but I’d really love to travel to other countries…
Write a letter to Bill.
In your letter
-        answer his questions
-        ask 3 questions about his plans for travelling.
 
Write 100 – 140 words.
Remember the rules of letter writing.
 
Текст 1 выполненного учащимся личного письма (с сохранением языкового оформления)
May, 16.
Dear Bill,
Thank you for your letter. Well, I shall answer your questions.
 I have already decided on my career. I want to be a translator of English. It was not a problem to chose this profession because I like English. Also I want to be a teacher of English. It’s a good idea too.
But I want to have a break and enjoy myself before I go to a University. I want to travel alone or with my parents. What about you? What are your future planning of traveling? Would you like to visit my country? It will be nice if we meet soon.
Hope to hear from you soon,
Yours, Olga.
Анализ задания 1.
Тип задания: задание с развернутым ответом
Целесообразность стиля и формат: личное письмо, неформальный стиль общения, базовый уровень.
Рекомендуемое время выполнения: 20 мин.
Требуемый объем: 100-140 слов
Что ожидается от учащегося?
-          Дать развернутое сообщение и ответить на все вопросы друга;
-          Запросить информацию;
-          Использовать неофициальный стиль;
-          Соблюдать формат неофициального письма.
 
Комментарии к личному письму
Личное письмо оценивается по двум критериям: содержание и организация текста. Однако проверка работы начинается с формального, но важного момента подсчета количества слов в выполненном задании. Требуемый объем дается в задании для учащегося (С1: 100-140 слов). В п. 11 спецификации даны четкие инструкции на этот счет: «Допустимое отклонение от заданного объема составляет 10%. Если в выполненном задании С1 менее 90 слов …, то задание проверке не подлежит и оценивается 0 баллов. При превышении объема более чем на 10%, т.е. если в выполненном задании С1 более 154 слов … , проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объему. Таким образом, при проверке задания С1 отсчитываются от начала работы 140 слов … и оценивается только эта часть работы». При этом подсчитываются все слова (предлоги и артикли в том числе), краткие (стяженные формы) глаголов (didn’t, can’t, let’s) считаются за 1 слово.   В личном письме подсчет слов начинается с первого слова адреса и заканчивается подписью; числа считаются за одно слово. В целом считаются все слова, включая артикли, союзы, предлоги и т.п. Краткие формы глаголов (местоимение + вспомогательный глагол; вспомогательный или модальный глагол + отрицательная частица и т.п.) считаются за одно слово.
Убедившись в том, что требуемый объем соблюден, переходим к оцениванию выполненного задания.
 
Оценивая первый критерий - содержание (решение коммуникативной задачи), мы должны ответить на следующие вопросы:
1.      отражает ли содержание все аспекты, указанные в задании;
2.      выбрано ли стилевое оформление правильно, с учетом цели высказывания и адресата (для личного письма – это неофициальный стиль);
3.      соблюдены ли принятые в языке нормы вежливости;
4.      соблюден ли требуемый объем высказывания.
Детализируя первый вопрос, необходимо сформулировать все аспекты содержания, которые должен раскрыть в своем личном письме экзаменуемый. Для этого надо проанализировать письмо-стимул и дополнительное задание, которое дается после него. В результате получится следующий список (будем сразу отмечать, отражен ли этот аспект содержания в анализируемой работе и насколько полно он отражен):    
1.1.Есть ли сообщение, что учащаяся уже выбрала будущую профессию? – Есть: I have already decided on my career.
1.2.Есть ли сообщение о том, кем хочет стать автор письма? – Есть: I want to be a translator of English. Also I want to be a teacher of English.
1.3.Есть ли сообщение, почему автор хочет стать переводчиком и учителем? – Есть, но аргументация неразвернутая и слабая в первом случае, почему она хочет стать переводчиком: «because I like English» и отсутствует вообще во втором случае, почему она хочет стать учителем.
1.4.Умеет ли автор письма запрашивать информацию? (Заданы ли три вопроса другу по переписке?) – Да.
Разберем далее стилевое оформление высказывания:
2.1. Дано ли обращение в правильной форме в соответствии с неофициальным стилем? Дано правильно.
2.2. Дана ли завершающая фраза в правильной форме в соответствии с неофициальным стилем? – Да, дана правильно.
2.3. Дана ли правильная форма, только имя пишущего?- Дана.
По третьей составляющей решения коммуникативной задачи (принятые в языке нормы вежливости):
3.1.Есть ли ссылка на предыдущие контакты? – Есть, благодарность за полученное письмо. 
И, наконец, (4) соответствует ли объем высказывания поставленной задаче и указанным в задании требованиям? – Соответствует. К сожалению, возможны случаи, когда при формально соблюденном объеме – 90 слов экзаменуемый не выполняет содержательные задачи, ограничиваясь краткими неаргументированными ответами на заданные в письме-стимуле вопросы, а требуемый объем выполняет за счет изложения выученного наизусть «топика».
Подводя итог по критерию содержания: максимально за содержание дается 3 балла, анализируемая работа может быть оценена 2 баллами, так как в ней нет развернутой аргументации, почему экзаменуемый выбрал эту профессию. Кроме того, полностью повторена информация (выбрана та же профессия) из письма-стимула, письма Билла. Однако оценка не будет за это снижена, так как, возможно, Ольга действительно хочет тоже стать переводчиком и учителем.
Второй критерий, по которому оценивается личное письмо – организация текста.
Оценивая задание по этому критерию, мы должны ответить на следующие вопросы:
5.1. Насколько логично в целом высказывание? – В целом, письмо логично, но в первом абзаце две фразы не совсем логично связаны и требуется еще какое-предложение между ними.
5.2. Присутствуют ли средства логической связи и правильно ли они использованы? – Присутствуют, но минимально. Используются в целом правильно.
5.3. Разделен ли текст на абзацы? – Письмо разделено на абзацы, деление логично, абзацы четко выделены красной строкой. Однако желательно было выделить вопросы к другу в отдельный абзац. 
5.4. Соответствует ли оформление текста нормам, принятым в стране изучаемого языка?
Это последний вопрос требует детализации:
А) Обращение на отдельной строке – соответствует.
Б) Завершающая фраза на отдельной строке – соответствует.
В) Подпись на отдельной строке – не соответствует.
Г) Адрес автора в правом верхнем углу (можно краткий) – не соответствует, так как отсутствует.
Д) Дата – соответствует.
Подведем итоги по критерию организации текста: максимальный балл по данному критерию – 3 балла, учащаяся получит с некоторой натяжкой 2 балла. Оценка снижена за отсутствие адреса, за то, что не дана подпись на отдельной строке и некоторое нарушение логичности. Таким образом, в целом за личное письмо учащаяся получит 4 балла.
 В 11 классе раздел «Письмо» содержит два задания развернутым ответом: задание С1 – базового уровня и задание С2 – высокого. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся за задание С1 – 6 баллов. Необходимый объём слов – 100-140.
Требования к письму-обязательно раскрыть все пункты, которые обозначены в письме – стимуле; -задать три вопроса (если это требуется по заданию), при этом вопросы не должны дублировать друг друга; -помнить о том, что письмо имеет чёткую структуру: вступление, основная часть и заключение; -соблюдать правила оформления письма, принятые в стране изучаемого языка; -в правом верхнем углу указывать свой адрес (можно краткий, а не друга по переписке); -правильно разделить письмо на абзацы, выделить их, соблюдая логику изложения; -дать завершающую фразу и подпись (только имя) на отдельных строках; -написать не менее 100 и не более 140 слов.
Критерии оценивания письма.
Задание С1 оценивается по трем критериям: - решение коммуникативной задачи (содержание): содержание отражает все аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи выбрано правильно, соблюдены принятые в языке нормы вежливости (максимально 2 балла); -организация текста: высказывание логично, использованы средства логической связи, текст разделен на абзацы, структурное оформление текста соответствует нормам, принятым в стране изучаемого языка (максимально 2 балла); -языковое оформление текста: используемый словарный запас и грамматические структуры соответствуют поставленным задачам (допускается не более двух негрубых лексико–грамматических ошибок), отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки (допускается наличие двух негрубых).
Необходимо придерживаться четкой структуры письма
1 абзац – адрес и дата (в правом верхнем углу)
2 абзац — обращение и приветствие
3 абзац – реакция на информацию друга
4 абзац – ответ на 1 вопрос друга
5 абзац – ответ на 2 вопрос друга
6 абзац – ответ на 3 вопрос друга
7 абзац – сообщение о желательности получения ответа
8 абзац – подпись
1 - Категорически не рекомендую оставлять без ответа один или более вопросов (вопросы друга 1-3) и/или отвечать на них односложно, как, впрочем, и оставлять без внимания сообщение вашего друга. Для получения максимального балла на утверждение и на каждый вопрос следует ответить в новом абзаце и достаточно развернуто – не мене 2-х предложений.
2 - Следует показать экзаменатору разнообразие лексики и грамматических структур, которыми вы владеете
3 - Постарайтесь использовать синонимы, антонимы, слова из одной языковой семьи и столько различных грамматических структур, насколько это возможно в данном объеме. Поразите проверяющего знанием различных времен, сложноподчиненных предложений, степеней сравнения прилагательных и условных наклонений.
4 - Письмо должно быть логичным и связанным
5 - Написав черновик, проверьте последовательность и логичность изложения ваших мыслей и свяжите отдельные абзацы с помощью вводных слов – well, bytheway, you asked me about… и т.д.
6 - Старайтесь писать, избегая слов и конструкций, в которых вы не уверены и проверьте итоговое письмо на наличие описок и ошибок в написании