План — конспект урока по истории на тему Рост и укрепление древнерусских городов (7 класс)


План – конспект урока по истории на тему
«Рост и укрепление древнерусских городов» (7 класс)
Цель: дать учащимся общее представление о древнерусских городах.
Задачи:
-формировать у учащихся знания об укреплении древнерусского города, о жителях города;
-способствовать развитию познавательных способностей, внимания; продолжать развивать навыки самостоятельной работы
с учебником, извлекать новые знания и применять их на уроке;
- воспитывать чувство уважения к людям труда;
Основные знания: древнерусский город – крепость, центр культуры, ремесла и торговли.
Основные термины и понятия: кремль, торг, посад, корчма.
Оборудование и материалы: иллюстрации, слайды.
Ход урока.
I. Организационный момент.- приветствие;
- проверка учебных принадлежностей;
II. Повторение пройденного материала.
- Много добрых и славных дел совершил Ярослав Мудрый для Руси. О них вы узнали на прошлых занятиях. Русь при Ярославе стала могучим и крепким государством. Что же стало с русской землей после смерти Ярослава Мудрого?
Ответы на вопросы:
1)Как жила Русь при сыновьях Ярослава Мудрого?
2)Когда стал княжить в Киеве Владимир Мономах?
3)Что полезного сделал Владимир Мономах для Руси?
4)Какие поучения давал Владимир Мономах детям?
III. Актуализация знаний, объявление новой темы.
- С приходом к власти Владимира Мономаха на русской земле наступил мир и спокойствие. Люди стали заниматься мирными делами: земледелием, ремеслами, торговлей. Древнерусские города развивались и становились центрами культуры, ремесла, торговли. Рассмотрим, как росли и укрепились древнерусские города.
- Сообщение темы урока: «Рост и укрепление древнерусских городов». (письменно число, тему урока)
IV. Изучение нового материала. Слайд I (тема, план урока)
- Сообщение плана урока:
1) укрепление древнерусского города;
2) внутреннее расположение города;
3) жители древнерусского города;
4) посад – часть города, вне крепостных стен;
1) Работа по плану первого вопроса. Слайд II, III(древнерусские города)
- Рассказ учителя об укрепление древнерусского города; по ходу рассказа отвечают на вопросы.
а) Из какого материала строили стены городов? (просмотр иллюстраций в учебнике)
б) Для чего строили башни?
в) Что строилось вдоль стен?
г) Как можно было попасть в город?
2) Работа по плану второго вопроса. Слайд IV (кремль)
- Используя вспомогательные слова (на карточках) найти ответы на вопросы.
а) Что находилось в центре города?
(вспомогательные слова: кремль – центр, храмы, дворцы; двух и трехэтажные дома богатых горожан, огороженные крепостью; бояре, князья, купцы). Работа с иллюстрацией в учебнике.

Словарная работа: кремль (находят объяснение слова в учебнике)
б) Кто такие ремесленники? Чем отличались дома ремесленников? (вспомогательные слова: плотники, кузнецы, оружейники, золотых дел мастера, кожевенники; на первом этаже мастерская, на втором этаже жила семья).
-Чем объяснить, что в городе были улицы с названиями: Гончарная, Кузнечная, Оружейная? На правом берегу реки Зилаир есть маленький поселок, которую по старому называют Кожевня. В 1850 году существовало 9 кожевенных заводов. Производственный процесс сводился к очистке, смягчению и дублению кожи, которая после этого была пригодна для пошива обуви.
в) Центром торговли в городе была торговая площадь, которые горожане называли торг.
- Чем же торговали в Древней Руси? Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и опишите городской торг.
- Что проходило на торговой площади? (веселые представления, городские собрание, вершился суд, разбирались споры, наказывали виновных)
Словарная работа: торг (находят объяснение в учебнике)
- Какие существовали деньги на Руси? Слайд V,VI, VII (обмен товарами, гривны - слитки серебра, меховые деньги)
1) Одна шкурка называлась кун. Одна гривна = 25 кунам. Если просили на торгу за хорошего скакуна – 3 гривны, сколько можно отдать шкурками?
2) За хорошую лодку просили 2 гривны. Сколько можно отдать шкурками?
3)Работа по плану третьего вопроса (работа в группе).
- Мы узнали о внутреннем расположение города, о домах богатых людей, о торговли. Как же одевались в Древней Руси? Каждой группе письменное задание с описанием одежды жителей Древней Руси, вы должны определить кто это.
Задание 1. Эти люди одевались в богатые одежды, украшенные драгоценными камнями, золотом, серебром. На ногах надеты шитые золотом и серебром кожаные сапожки. Зимой носили богатые шубы из меха соболя или лисицы, высокие шапки из меха. (князья и бояре)
Задание 2. Этих людей всегда можно узнать по одежде. Они носили порты (штаны) и рубаху из простой полотняной ткани. Порты заправляли в кожаные сапоги. На голову надевали матерчатые (тканевые) шапки с заостренным верхом, а на плечи накидывали короткий плащ. (ремесленники)
Задание 3. Эти люди одевались побогаче: шапки у них были отделаны мехом и сапоги из более мягкой кожи. Одевались в вышитые кафтаны из дорогой ткани. Пояса носили широкие, за поясом спрятали кошель – мешочек с монетами. Зимой носили шубы из дорогих мехов. (купцы)
Задание 4. Эти люди одежду носили свободную, чтобы она не мешала работать в поле и дома. Мужчины носили широкие штаны и длинную рубаху. Рубаху подпоясывали веревкой или широким поясом, на ногах лапти. Женщины тоже носили широкие рубахи до самой земли. (крестьяне, земледельцы)
4) Работа по плану четвертого вопроса. Слайд VIII
- Как вы думаете, где жили крестьяне, земледельцы? Рассказ учителя о посаде.
Словарная работа: посад, корчма (находят объяснение в учебнике)
- Краткое обобщение изученного материала и вывод, что древнерусские города были центром культуры, ремесла и торговли.
V. Закрепление нового материала. Ответы на вопросы.
- Как укреплялся древнерусский город?
- Какие постройки находились внутри города?
- Как вы считаете, какое место в городе было главным? Почему?
- Кто жил в городе?
- Почему корчмы строились вне крепостной стены?
VI. Подведение итогов.
- Оценка
- Домашнее задание