Методическая разработка внеклассного занятия кружка Юный исследователь по теме Мы в профессии играем

Тема « Мы в профессии играем»
Класс: 4 класс.
Цели:
 Предметные:
Учащиеся должны знать:
профессии, связанные с исследовательской деятельностью;
Учащиеся должны уметь:
объяснять значение профессий эколога-лаборанта, технолога пищевой промышленности, криминалиста, агронома для общества;
соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием в кабинете химии.
Метапредметные:
проводить простейшие исследования при выполнении проектной работы
систематизировать и обобщать разные виды информации
составлять план выполнения учебной задачи

Личностные:
- умение применять свои знания на практике
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, лупы.

Задачи:
Выявить уровень знаний обучающихся о профессиях;
Расширить знания детей о мире профессий;
Формировать интерес к профессиям;
Активизация познавательной, творческой деятельности;
Продолжить работу по сплочению детского коллектива посредством коллективной творческой деятельности.
Тип занятия: занятие-исследование.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, дети!
День необычный сегодня на свете -
Музыка всюду, улыбки и смех -
Школа открыла двери для всех.

2. Мотивация учебной деятельности.

- А зачем вы ходите в школу? (чтобы научиться считать, писать, читать, узнать о мире.)

- Для чего нужны эти знания? (чтобы узнавать из книг и журналов интересное, писать письма и т.д., чтобы поступить в институт)

- Или другое учебное заведение для получения профессии.
И хотя вы еще учитесь в начальной школе, но должны знать, что путь к любой профессии начинается с первого класса. Как можно раньше вы должны узнать какие профессии бывают, определить ту, к которой у вас есть способности, и учиться, учиться, развивать свои умственные способности на школьных уроках. Неважно, где вы будете обучаться профессии в институте или в училище – вы должны уметь запоминать, думать, выполнять задания по образцу и придумывать что-то свое. Для овладения любой профессией нужно научиться ее знаниям.
- Мы сегодня с вами, ребята, поиграем в профессии.
- Также вы «примерите» на себя некоторые профессии, выполняя интересные исследования.

3. Целеполагание.
- Попробуйте сформулировать тему урока. Слайд 1.
- Мы в профессии играем.
- Что вы должны узнать к концу урока? Слайд 2.
- Какие бывают профессии. Какое значение имеют эти профессии для общества.
– Мне бы очень хотелось, чтобы к концу урока каждый из вас смог ответить себе на вопрос, достиг ли он поставленной цели.
4. Актуализация знаний.
- Что такое пищевые добавки?
Пищевые добавки - это вещества, вводимые в небольших количествах в пищевые продукты.
- Зачем добавляют пищевые добавки в продукты?
Пищевые добавки добавляют с целью предотвращения продуктов от порчи, улучшения вкусовых качеств и внешнего вида пищи, а также ускорения сроков изготовления пищевого продукта.
- Как шифруют пищевые добавки?
- Какие пищевые добавки вы знаете?
- Сдайте результаты опроса, которые вы провели среди школьников.
-Как часто вы едите сухарики?
- Какие марки сухариков вы предпочитаете?
- Считаете ли вы сухарики полезной пищей?
- Кто вам покупает сухарики?
- Таким образом, наиболее
а) популярные марки сухариков, чипсов, пепси колы;
б) как часто едят сухарики, чипсы, пьют пепси колу;
в) степень осведомленности о вреде и пользе;
г) кто покупает сухарики, чипсы, пепси колу.
5. Самостоятельная работа.
- Перед каждой группой на столах лежит информация о профессии. Прочитайте информацию и ответьте на вопрос, о какой профессии идет речь?
I группа. Лаборант-эколог. Мы, Новое поколение, хотим жить в чистом городе, дышать чистым воздухом, пить чистую воду и питаться полезными экологически чистыми продуктами. Экологи – это те специалисты, которые пытаются объяснить, почему высыхают реки, гибнет рыба или летом выпадает снег. Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. Экологи должны уметь: налаживать и подготавливать к работе лабораторное оборудование; проводить исследование химических и физико-химических свойств вещества; оформлять лабораторную документацию.
II группа. Технолог пищевой промышленности. Основная задача специалиста – это осуществление контроля качества готовой продукции и сырья, соблюдение определенной последовательности операций, из которых и состоит процесс. От правильности его действий зависит здоровье граждан, потребляющих продовольственные товары. Профессионал востребован во всех отраслях пищевой промышленности. Перечень продуктов, выпускаемых под его надзором, достаточно широк: молочная, рыбная, мясная продукция, сахар, хлебобулочные и кондитерские изделия, консервирование овощей, ягод, фруктов, грибов, пивоварение и виноделие.
III группа. Криминалисты. Люди этой профессии первыми пребывают на место преступления. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит. Превращение невидимого в видимое нередко оказывает огромную помощь тем, кто раскрывает преступления. На месте преступления всегда остаются следы, только не всегда они сразу заметны. Криминалисты ищут в первую очередь отпечатки пальцев, потому что у каждого человека они неповторимы – так же, как неповторимы черты человеческого лица. Конечно, у экспертов есть тонкие способы и подходящие вещества, позволяющие обнаружить и совсем слабые отпечатки; мы же воспользуемся довольно грубыми, зато простыми способами.

IV группа. Цветовод-декоратор. Профессия цветовод-декоратор позволяет создать красивый интерьер улицы, парка, бульвара, приусадебной территории и просто палисадника, балкона. Для того чтобы создать эту красоту необходимо получить знание о растениях, их биологических особенностях, условиях произрастания и правилах оформления территорий новых современных объектов, о новых направлениях моды в ландшафтном дизайне и декоративно-прикладном искусстве.
Цветоводы работают в оранжереях, теплицах, питомниках и в открытом грунте: на опытных участках, в парках, сквера.
- А сейчас мы в профессии поиграем. Наденьте свои халаты. На парте у вас лежит карточка-путеводитель. В этой карточке написано задание и ход работы. Прочитайте задание. Вопросы есть? Если нет вопросов, то приступайте к выполнению.
6. Исследовательская работа. Оформить результат. Защитить проект.
I группа - лаборанты-экологи.
Карточка-путеводитель.
Задание. Исследовать растворы различных веществ. С помощью таблицы « Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды» определить Ph (п-аш) растворов. Выполнить эксперимент. Защитить проект.
Ход работы.
В четырех пронумерованных пробирках находятся растворы: мыла, чайной соды, поваренной соли и вода. С помощью индикатора лакмуса фиолетового определить
нейтральный, кислотный, щелочной растворы. Как изменится цвет индикатора в различных растворах?

Таблица. Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды.

Название индикатора
Окраска индикатора в нейтральной среде
Окраска индикатора в щелочной среде
Окраска индикатора в кислотной среде

Лакмус
Фиолетовый
Синяя
Красная

Метиловый оранжевый
Оранжевый
Желтая
Красно-
розовая

Фенолфталеин
Бесцветная
Малиновая
Бесцветная

I группа. Технолог пищевой промышленности.
Карточка-путеводитель.
Задание. Определить качества меда. Выполнить эксперимент. Защитить проект.
Ход работы.
Чтобы обнаружить примесь крахмала в меде необходимо одну часть меда растворить в двух частях воды и добавить несколько капель спиртового раствора иода. Появляется синее окрашивание, что доказывает наличие крахмала в меде. В натуральном меде крахмала быть не должно. В двух стаканах находятся различные образцы меда. Определить в каком образце мед натуральный, а в каком фальшивый. Почему?
III группа. Криминалисты.
Карточка-путеводитель.
Криминалисты
“Отпечатки пальцев”
Превращение невидимого в видимое нередко оказывает огромную помощь тем, кто раскрывает преступления. На месте преступления всегда остаются следы, только не всегда они сразу заметны. Криминалисты ищут в первую очередь отпечатки пальцев, потому что у каждого человека они неповторимы – так же, как неповторимы черты человеческого лица. Конечно, у экспертов есть тонкие способы и подходящие вещества, позволяющие обнаружить и совсем слабые отпечатки; мы же воспользуемся довольно грубыми, зато простыми способами. Выполнить один из вариантов эксперимента, “вещественные доказательства” и защитить проект.
Объяснение
Объясняется это тем, что у нас на коже обязательно есть немного жира из подкожных желез. Все, до чего мы дотрагиваемся, оставляет незаметный след. А сделанная нами смесь хорошо прилипает к жиру. Благодаря черной саже она делает отпечаток видимым.

Чьи отпечатки на баночке меда? Измельчите карандашный грифель ножом. Натрите готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги - на нем будет виден ваш отпечаток узора пальца. Теперь-то мы узнаем, чьи отпечатки остались на баночке меда.
IV группа. Цветовод-декоратор.
Карточка-путеводитель.
Задание. Приготовить банановый настой и полить растение. Очистить листья растения от пыли. Выполнить эксперимент. Защитить проект.
Ход работы.
Приготовление раствора. Кожуру 2-3бананов измельчить и залить литром воды. Раствор должен настояться не менее 3-х дней. При подкормке разводите настой в пропорции 1:1 (1 часть воды + 1 часть настоя).
Очистка растений от пыли. Очищайте листья комнатных растений белой мягкой частью банановой кожуры. Протрите каждый лист, чтобы удалить грязь и пыль и восстановить их естественный блеск.
 
Объяснение
Банановый настой.
Для того чтобы добиться пышного цветения, иногда бывает достаточно каких-то простых вещей.
Наши любимые комнатные растения нуждаются в усиленной подкормке особенно сейчас, когда зимой они не получают много света и питания. Сейчас растения трогаются в рост, и им требуется усиленное питание и уход. Мы зачастую, съедая бананы, выбрасываем шкурки, а это ведь очень ценное удобрение. В шкурках от бананов много магния, калия, натрия и фосфора. Это жизненно нужно для питания и роста. Положите одну банановую шкурку в 1-л банку, залейте водой комнатной температуры, настаивайте три дня. После процедите и разбавьте водой 1:1. Настоем очень хорошо поливать и рассаду. Подкармливайте один раз в несколько дней - и вы увидите, как начнут трогаться в рост ваши любимые цветочки. Растения и рассада особенно отблагодарят и скажут вам огромное спасибо! Кожура бананов – отличное калийное удобрение. Зимой не выбрасывайте ее, а засушивайте на весну. С началом массового цветения размочите кожуру, измельчите и удобряйте ею розы и папоротники. А еще банановые шкурки хорошо закладывать на дно лунок при посадке томатов.
7. Защита проектов.
8. Физминутка
- Сейчас я вам буду читать загадки с ответами, а вы, если ответ верный хлопните в ладоши, если неверный топните ножками. Приготовились! Слайд


1.
Космонавт - он ведет не самолет,
А огромную ракету. (Хлопок)
2.
Послезавтра, в понедельник,
Смелет всё зерно учитель. (Топот)
(мельник)
3.
Путь его тяжёл и долог,
Ищет залежи - врач (топот) (геолог)
4. Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать? - учитель (хлопок)
5.
Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота -
Всех отвозить по утрам на работу – швея (топот)
(Водитель)
6. Она шьёт одежду ни на что несмотря,
Все её знают, ведь она же швея (хлопок)
7. Варит он ни борщ, ни суп,
И ни каши с разных круп,
Варит он котлы топные,
Трубы, прутья, швы сварные - сварщик (хлопок)
8. Все моря и океаны
Покорил наш – артист (топот)
(капитан)
9. Зарю поёт селу петух -
Коров на луг ведёт... фотограф (топот)
(Пастух)
10. Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нем – строители (хлопок)
МОЛОДЦЫ!!!
Рефлексия.
- А теперь давайте вспомним, какую цель ставили в начале занятия? Достигли цели?

Расскажите по плану, чему научились
- Я узнал
- Понял
- Было трудно
- Было интересно
Домашнее задание. Слайд.

Приготовить устное сообщение о профессии.
Приготовить презентацию.
Защитить презентацию.












ПРИЛОЖЕНИЕ №1
I группа
Лаборанты-экологи.
Самостоятельная работа.

Информация о профессии.

Мы, Новое поколение, хотим жить в чистом городе, дышать чистым воздухом, пить чистую воду и питаться полезными экологически чистыми продуктами. Экологи – это те специалисты, которые пытаются объяснить, почему высыхают реки, гибнет рыба или летом выпадает снег. Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. Экологи должны уметь: налаживать и подготавливать к работе лабораторное оборудование; проводить исследование химических и физико-химических свойств вещества; оформлять лабораторную документацию.
Карточка-путеводитель.
Задание. Исследовать растворы различных веществ. С помощью таблицы « Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды» определить Ph (п-аш) растворов. Выполнить эксперимент. Защитить проект.
Ход работы.
В четырех пронумерованных пробирках находятся растворы мыла, чайной соды, поваренной соли и вода. С помощью индикатора лакмуса фиолетового определить
нейтральный, кислотный, щелочной растворы. Как изменится цвет индикатора в различных растворах?

Таблица. Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды.

Название индикатора
Окраска индикатора в нейтральной среде
Окраска индикатора в щелочной среде
Окраска индикатора в кислотной среде

Лакмус
Фиолетовый
Синяя
Красная

Метиловый оранжевый
Оранжевый
Желтая
Красно-
розовая

Фенолфталеин
Бесцветная
Малиновая
Бесцветная






ПРИЛОЖЕНИЕ №1

II группа. Технолог пищевой промышленности.
Самостоятельная работа.

Информация о профессии.
Основная задача специалиста – это осуществление контроля качества готовой продукции и сырья, соблюдение определенной последовательности операций, из которых и состоит процесс. От правильности его действий зависит здоровье граждан, потребляющих продовольственные товары. Профессионал востребован во всех отраслях пищевой промышленности. Перечень продуктов, выпускаемых под его надзором, достаточно широк: молочная, рыбная, мясная продукция, сахар, хлебобулочные и кондитерские изделия, консервирование овощей, ягод, фруктов, грибов, пивоварение и виноделие.
Карточка-путеводитель.
Задание. Определить качества меда. Выполнить эксперимент. Защитить проект.
Ход работы.
Чтобы обнаружить примесь крахмала в меде необходимо одну часть меда растворить в двух частях воды и добавить несколько капель спиртового раствора иода. В четырех стаканах находятся различные образцы меда. Определить в каком образце мед натуральный, а в каком фальшивый. Почему?
Объяснение
В натуральном меде крахмала быть не должно. Если появляется синее окрашивание после добавления в раствор йода, следовательно, мед не натуральный.










ПРИЛОЖЕНИЕ №1
III группа. Криминалисты.
Самостоятельная работа.

Информация о профессии.
Люди этой профессии первыми пребывают на место преступления. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит. Превращение невидимого в видимое нередко оказывает огромную помощь тем, кто раскрывает преступления. На месте преступления всегда остаются следы, только не всегда они сразу заметны. Криминалисты ищут в первую очередь отпечатки пальцев, потому что у каждого человека они неповторимы – так же, как неповторимы черты человеческого лица. Конечно, у экспертов есть тонкие способы и подходящие вещества, позволяющие обнаружить и совсем слабые отпечатки; мы же воспользуемся довольно грубыми, зато простыми способами.
Карточка-путеводитель.
Задание. Определить, чьи отпечатки пальцев остались на баночке меда. Выполнить эксперимент. Защитить проект.
Ход работы.
Измельчите карандашный грифель ножом. Натрите готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги - на нем будет виден ваш отпечаток узора пальца. Теперь-то мы узнаем, чьи отпечатки остались на баночке меда.
Объяснение
Объясняется это тем, что у нас на коже обязательно есть немного жира из подкожных желез. Все, до чего мы дотрагиваемся, оставляет незаметный след. А измельченный нами грифель карандаша хорошо прилипает к жиру и делает отпечаток видимым.









ПРИЛОЖЕНИЕ №1
IV группа. Цветовод-декоратор.
Самостоятельная работа.

Информация о профессии.

Профессия цветовод-декоратор позволяет создать красивый интерьер улицы, парка, бульвара, приусадебной территории и просто палисадника, балкона. Для того чтобы создать эту красоту необходимо получить знание о растениях, их биологических особенностях, условиях произрастания и правилах оформления территорий новых современных объектов, о новых направлениях моды в ландшафтном дизайне и декоративно-прикладном искусстве.
Цветоводы работают в оранжереях, теплицах, питомниках и в открытом грунте: на опытных участках, в парках, сквера.
Карточка-путеводитель.
Задание. Приготовить банановый настой и полить растение. Очистить листья растения. Выполнить эксперимент. Защитить проект.
Ход работы.
Приготовление раствора. Кожуру 2-3бананов измельчить и залить литром воды. Раствор должен настояться не менее 3-х дней. При подкормке разводите настой в пропорции 1:1 (1 часть воды + 1 часть настоя).
Очистка растений. Очищайте листья комнатных растений белой мягкой частью банановой кожуры. Протрите каждый лист, чтобы удалить грязь и пыль и восстановить их естественный блеск.
 
Объяснение
Банановый настой.
Для того чтобы добиться пышного цветения, иногда бывает достаточно каких-то простых вещей.
Наши любимые комнатные растения нуждаются в усиленной подкормке особенно сейчас, когда зимой они не получают много света и питания. Сейчас растения трогаются в рост, и им требуется усиленное питание и уход. Мы зачастую, съедая бананы, выбрасываем шкурки, а это ведь очень ценное удобрение. В шкурках от бананов много магния, калия, натрия и фосфора. Это жизненно нужно для питания и роста. Положите одну банановую шкурку в 1-л банку, залейте водой комнатной температуры, настаивайте три дня. После процедите и разбавьте водой 1:1. Настоем очень хорошо поливать и рассаду. Подкармливайте один раз в несколько дней - и вы увидите, как начнут трогаться в рост ваши любимые цветочки. Растения и рассада особенно отблагодарят и скажут вам огромное спасибо! Кожура бананов – отличное калийное удобрение. Зимой не выбрасывайте ее, а засушивайте на весну. С началом массового цветения размочите кожуру, измельчите и удобряйте ею розы и папоротники. А еще банановые шкурки хорошо закладывать на дно лунок при посадке томатов.
Заголовок 2 Заголовок 315