Конспект урока по математике не тему Знакомство с задачей (1 класс)


Ф. И. О. педагога: .Метелёва И.Г................................. Предмет: .....математика......................................... Класс: ....1.............................................. Тип урока: ...ОНЗ (технология деятельностного метода).........................................
Цель:
Образовательные: Формировать представление о структуре задачи. Формировать умение различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять решение задачи. Совершенствовать умение составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты.
Предметные:
Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.
Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Личностные:Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия: задача, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи.
Межпредметные связи: математика, окружающий мир.
Ресурсы:
-основные: М.И.Моро учебник часть 1 стр.88-89, рабочая тетрадь часть 1 стр 33
- дополнительные: набор цифр от 1 до 10 и знаков (больше, меньше, равно, плюс, минус), ИКТ и мультимедийная система, диск, карточки с выражениями, карточки с названиями составных частей задачи, тексты задач.Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, в группах.Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока* Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
Цели:
актуализировать требования к уче-нику со стороны учебной деятель-ности;
- создание условий для возникновения у учеников внут-ренней потребнос-ти включения в учебную деятель-ность.  Эмоциональный настрой
Проговаривают девиз урока.
Проговаривают тип урока  Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Устанавливает тематические рамки.
Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.
Ну-ка проверь, дружок,Ты готов начать урок?Всё ль на месте,Всё ль в порядке:Ручка, книжка, и тетрадка?Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят?Каждый хочет получатьТолько лишь оценку “пять”!
Я рада, что вы собрались здесь, друзья.И думаю, встретились мы не зря.Мы будем учиться сегодня решать, Исследовать, сравнивать и рассуждать, Секрет математики вновь открывать.
3) Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.
- Девиз нашего урока: "Знаешь – говори, не знаешь – слушай".
- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
4) – Разгадайте ребус.

. (задача)
- А что такое задача?
- Хотите узнать? (Да)
И так , друзья, в путь! Но для начала, как всегда, нужна гимнастика  ума.    Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).Личностные: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Проверка домашнего задания.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Цели:
- организовать актуализацию умений составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей;
- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.  Отвечают на вопросы. Под руководством учителя комментируют ответы одноклассников, оценивают свой ответ.
У доски 3 ученика заполняют пропуски, проверяют с помощью сигнальных карточек, читая выражения разными способами
Решают логические задачи.
Упражняются в составлении различных сумм по предлагаемому сюжету, а также в вычислении этих сумм.  Предлагает выполнить задания в учебнике.
Предлагает задания, направленные на формирование умений составлять рассказ по сюжетной картинке, составлять верные равенства.  1 Индивидуальная работа
Вместо звёздочек поставь нужную цифру.
- Как найти неизвестное слагаемое?
1+2=*   4+2=*     5+2=*
3=*+2   6=*+2     7=*+2
3-2=*     6-2=*       7-2=*
2 Организация фронтальной деятельности учащихся:
Устный счёт
- Сумма чисел 4 и 2.
- Первое слагаемое - 1, второе — 5.
- 4 плюс 3.
- К 6 прибавить 1.
- Первое слагаемое — 3, второе такое же.
- Сумма чисел 4 и 1.
- К 2 прибавить 3.
- Первое слагаемое - 5, второе — 2.
3.Логическая разминка.
№ 7 (с.89)
-Прочитайте задание.
-Кого из мальчиков как зовут? (Справа налево: Дима, Саша, Толя).На полях.
-Какая фигура следующая?
4. Фронтальная работа.
112395034861500847725348615005524503486150025717534861400034861500-Составьте выражения по рисунку, объясните их смысл.
- Составьте рассказ по рисунку.

 Уметь составлять рассказ по рисунку, схему к рисунку, составлять равенст-во, используя связь целого и частей.
Уметь составлять натуральный ряд чисел и решать примеры в пределах 10
 Личностные: осознание своих возможностей  в учении
Регулятивные: удерживание  учебной задачи,  контроль со стороны учителя
Коммуникативные: рассуждение, высказывание  и доказывание своё мнение. Уметь оформлять свои мысли в устной форме .Предметные: нахождение неизвестного слагаемого. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей.
Изучение нового материала и способов деятельности.
Цели:
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока.  Дети слушают учителя.
Отвечают на вопросы, осуществляют анализ объектов, используя наглядный материал для решения  учебной задачи.
Читают задачу хором с  учителем, называют части задачи
Осуществляют профилактику утомления.  Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.
1.Самоопределение к деятельности.
 -Послушайте два рассказа и сравните их.
1.На базаре купили 2 свеклы и 1 кочан капусты. Сколько всего овощей купили?
2.на базаре купили 2 свеклы и 1 кочан капусты. Овощи очень полезные.
- Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник
« Математика», а какой- в учебник «Окружающий мир»?
-Кто скажет, как называется первый рассказ на языке математики?
-Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Правильно, сегодня мы узнаем, какой рассказ называется задачей, из каких частей он состоит.
На доске табличка: «ЗАДАЧА».
2.Знакомство со структурой задачи.
- Что известно в задаче? ( На базаре купили 2 свеклы и 1 кочан капусты).
На языке математики это называется условием задачи.
На доске: «УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ».
- Что нужно узнать? (Сколько всего овощей купили.)
Это вопрос задачи.
На доске: «ВОПРОС ЗАДАЧИ».
- Сосчитайте, сколько овощей купили. (2+1=3(ов).)
Это решение задачи.
Табличка «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ».
-Ещё раз прочитайте вопрос и ответьте на него. (Купили 3 овоща.)
Это ответ задачи.
На доске «ОТВЕТ ЗАДАЧИ».
3.Физминутка.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
(Наклоны, руки за голову, ноги на ширине плеч).
Раз наклон и два наклон,
Зашумел листвою клен.
(Руки вверх, покружиться).
4.Работа по учебнику.
С.88 №1
-Прочитайте условие задачи. Как другими словами сказать, что такое условие задачи? (Это то, что нам известно.)
-Прочитайте вопрос задачи. Как другими словами сказать, что такое вопрос задачи? (Это то, о чём нас спрашивают, что нужно узнать.)
Прочитайте решение задачи. Объясните, почему задачу решили сложением? ( Чтобы узнать, сколько всего карандашей, их нужно сложить вместе и сосчитать.)
-Прочитайте ответ задачи.
 Иметь представление о структуре задачи.  Регулятивные:
-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.
Познавательные:
-находить и выбирать способ решения.
-прогнозировать результат вычисления.
-использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.
Регулятивные: осуществление  пошагового  контроля своих действий, ориентируясь на показ движений  учителем
Закрепление нового материала.
Цель:
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.  Решают типовые задания с проговаривани- ем  организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи  Работа по учебнику.
с 88 №2 (разбирается по аналогии с предыдущей задачей)
№ 3
- Прочитайте, что известно в задаче.
-Как называется то, что вы сейчас прочитали? (Условие задачи)
-Прочитайте, что нужно узнать.
-Как называется то, что вы сейчас прочитали? (Вопрос задачи)
-Объясните решение задачи. (Слава кораблики отдал, их стало меньше, поэтому из 5 вычитаем 2)
-Ответьте на вопрос задачи. ( У Славы осталось 3 кораблика).  Уметь различать условие и вопрос задачи.
Уметь оформлять решение задачи.
 Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
.
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других
(Коммуникативные УУД).
Контроль
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку по эталону, самооценку;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.  Самостоятельная работа: осуществляют самопроверку  Организует деятельность с применением новых знаний
1.Работа в печатной тетр. 2.Выполнение заданий 3.Взаимопроверка.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
 Работа в тетради с печатной основой.
С 33 № 1.
- Прочитайте условие первой задачи (У кошки 3 белых котенка и 2 черных).
- Нарисуйте схему, изобразив котят треугольниками и кругами.
- Прочитайте вопрос задачи (Сколько всего котят?)
- Как ответить на вопрос задачи? (3+2 = 5 (к)).
- Какой ответ задачи? (Всего 5 котят)
№ 2 Следующее задание учащиеся выполняют самостоятельно. Взаимопроверка.
- У кого всё правильно?
- У кого есть ошибки?
- Где допущена ошибка?
- В чём причина?
- Кто хочет рассказать.  Уметь оформлять решение задачи.  Регулятивные: контроль. Осознание качества и уровня усвоения
 
Рефлексия.
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.  Формулируют полные ответы на вопросы. Высказывают предположения. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы  Организует рефлексию
Что было самым трудным?  Организация фронтальной работы по вопросам проблемного характера. Анализ и оценка успешности достижения цели. Планирование последующей работы.
- Какие математические термины вы сегодня узнали? (Задача, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи).
- Для чего нужно уметь решать задачи? (Они встречаются в жизни постоянно. Решаем задачи, когда варим суп, едем на машине и т.д.)  -       Как вы поняли новую тему. Оцените свои знания с помощью смайликов.
  Умение с достаточной точностью выражать свои мысли.
 Личностные: осознание мотивации учебной деятельности и накопление опыта в решении задач, оценка собственной и коллективной деятельности.
Коммуникативные: формулирование собственной позиции и мнения
Познавательные : определение  и называние структурных компонентов задачи, запись решения задач  в тетрадь.
Регулятивные: самооценка деятельности на уроке