Конспект урока по математике на тему: Знакомство с таблицей (1 класс)


1 класс, «Начальная школа XXI века»
Тема: ЗНАКОМСТВО С ТАБЛИЦЕЙ
Цели: познакомить учащихся с таблицей; ввести понятия «столбцы», «строчки»; продолжить формирование навыка счета; закреплять умения сравнивать предметы.
Ход урока
I. Задачи в стихах.
Белка деткам помогала:
Под кустом грибы искала.
Раз грибок, еще грибок –
Полный будет кузовок. (Два.)
Два петуха на жердь взлетели,
Ударив крыльями, запели:
– Кукареку, кукареку!
Потом еще один взлетел
И тоже радостно запел:
– Кукареку, кукареку!
Теперь, дружочек мой, давай-ка,
Всех петухов пересчитай-ка! (Три.)
II. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите запись на доске:



– Что объединяет предметы в каждой строчке?
– Назовите каждую группу объектов одним словом. (Фрукты, игрушки, листья.) Где запишем эти слова?
Учитель записывает название группы предметов во второй колонке.
– У нас получилась таблица. Тема нашего урока «Знакомство с таблицей».
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику.
1. Задание 1 (с. 10).
– Рассмотрите таблицу в книге.
– Сколько в ней строчек? (Две строчки.)
– В верхней строчке таблицы нарисованы груша и яблоко. Что в нижней строчке? (Апельсин и лимон.)
– Сколько столбцов в этой таблице? (Два столбика.)
– Рассмотрите левый столбец. Что в нем нарисовано? (Груша и апельсин.) Что нарисовано в правом столбце? (Яблоко и лимон.) Где в таблице расположен загаданный предмет?
Я румяную Матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, когда Матрешка
Упадет сама в траву.
– Это яблоко. Оно находится в верхней строке в правом столбце.
Он растет, где очень жарко,
Этот кислый-кислый фрукт.
– Это лимон. Он расположен на нижней строчке в правом столбце.
2. Задание 2 (с. 10).
– Какие фигуры изображены в маленьких таблицах? (Квадрат, треугольник, круг, пятиугольник.)
– Расположите фигуры в большой таблице так, как они расположены в маленьких таблицах.
Запись:

– Где находится квадрат? (В верхней строчке в левом столбце. Или слева вверху.)– Где находится круг? (В верхней строчке в правом столбце. Или справа вверху.)– Где находится пятиугольник? (В нижней строчке в левом столбце. Или слева внизу.)– Где находится треугольник? (В нижней строчке в правом столбце. Или справа внизу.)– Чем похожи и чем отличаются фигуры нижней строчки? (Фигуры похожи цветом, а различны количеством углов и сторон, то есть отличаются формой.)
3. Задание 3 (с. 11).
– Рассмотрите первый рисунок. Положите столько желтых фишек, сколько здесь детей. Сколько фишек вы положили?
– Рассмотрите второй рисунок. Положите столько красных фишек, сколько здесь детей. Сколько фишек вы положили?
– Рассмотрите третий рисунок. Положите столько зеленых фишек, сколько здесь детей. Сколько фишек вы положили?
– Где детей больше?
– Где детей меньше?
4. Задание 4 (с. 11).
– Слушайте предложения и выкладывайте фишки.
• В букете мак, колокольчик и василек.
– Сколько всего цветов? (Три.)
• У Юры игрушки: два динозавра и робот.
– Сколько всего игрушек у Юры? (Три.)
• В коробке цыплята: три черных и два желтых.
– Сколько всего цыплят в коробке? (Пять.)
5. Задание 5 (с. 11).
– Сколько спортсменов на рисунке? (Пять.)
– Кто бежит первым? (Заяц.)
– Кто бежит вторым? (Волк.)
– Кто бежит третьим? Четвертым? Последним?
– Кто бежит перед медведем? Назовите каждого. (Лиса, волк, заяц.)
– Кто бежит между котом и волком? (Лиса и медведь.)
– Кто бежит между зайцем и медведем? (Волк и лиса.)
– Кто бежит между волком и лисой? (Никого нет.)
IV. Работа в печатной тетради.
V. Фронтальная работа.
1. Нарисуйте по образцу.

2. Задание на внимание.
– Сравните две картинки и определите, что взял с собой в дорогу маленький путешественник.
Ответ: путешественник взял одну луковицу, одну катушку ниток.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите части таблицы. (Строки и столбцы.)