Авторская рабочая программа по ритмике(танцы народов Кавказа)


Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР

Рассмотрено, Согласовано «Утверждаю»
На заседании кафедры Зам. директора по Директор
МХТ УВР МКОУ “Гимназия №29”
Протокол № ____ _______ Л.В.Поляк _______Т.И. Смирнова
От «____» __________2014г
Руководитель кафедры «____» _______2014г.
________Ф.Б. Мержоева «____» ________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РИТМИКА - «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ»
Объединение: Национальные танцы
Срок реализации: 5 лет
Возраст: 6-12 лет
Автор: Желокова Диана Валерьевна - учитель по музыкально-ритмическому воспитанию (национальный танец).
г. о. Нальчик
2014г
Пояснительная записка
«Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушаться и вдуматься в нее». Д.Б. Кабалевский Одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания является музыка, она обладает большой силой эмоционального воздействия и поэтому является важным средством формирования идейных убеждений, нравственных и эстетических идеалов. Музыкальное искусство формирует потребность к творческой преобразовательной деятельности. Приобщая обучающихся к музыке через различные виды музыкальной деятельности, необходимо в первую очередь иметь в виду эмоционально активное восприятие, так как это является основой музыкального воспитания.
Важно научить каждого ребенка не только понимать музыкальный язык, но и пользоваться им для самовыражения.
Музыкально – ритмическая деятельность для детей - яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. Она помогает развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, музыкально - двигательную память у детей. Данная программа предусматривает возможность приобретения детьми необходимых знаний в области музыкально-двигательной культуры, привития интереса к хореографической культуре, формирует творческую активность.
Актуальность программы
Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это возможно лишь тогда, когда «дух» и «тело» находятся в гармонии, необходимы меры целостного развития укрепления и сохранения здоровья учащихся.
Курс музыкально – ритмического воспитания направлен на приобщение детей к музыкально – двигательной культуре, в том числе и национальной, развитие их творческих способностей, воспитание эмоционально- эстетического воспитания музыки, совершенствование координации движений. Кроме того, решение поставленных задач для каждого года обучения позволит детям приобрести двигательный опыт, развить воображение и творческую двигательную фантазию.
Назначение программы
Настоящая программа предназначена для работы с детьми от 6,6 до 12 лет. Рекомендуется детским хореографическим коллективам (школам – студиям, кружкам танца). Ею могут воспользоваться руководители со специальным образованием. Программа предполагает широкое ознакомление детей с предметами специального цикла по курсу хореографии и национальной культуры. К данному занятию допускаются все физически здоровые дети.
Цели программы:
развивающая, личностная – развитие стойкого интереса у школьников к национальному хореографическому искусству, а также художественно – творческих способностей средствами ритмики и танца с учетом их индивидуальных способностей;
образовательная, профессиональная – освоение детьми ритмики, основ хореографии и приобретение ими базовых знаний, качеств, навыков исполнительства с учетом возрастных особенностей;
воспитательная, общекультурная – расширение кругозора, образно – художественно восприятия мира, воспитание общей культуры, коллективизма и гуманизма.
Задачи программы
формирование правильной осанки, укрепление суставно – двигательного и связочного аппарата, развитие природных физических данных, коррекция опорно – двигательного аппарата ребенка;
ознакомление детей с историей возникновения и развития хореографического искусства;
поэтапное овладение детьми каждой возрастной группы (по принципу нарастающего интереса) ритмикой, основами национального танца с опорой на содержательный и выразительный музыкальный материал;
развитие основ музыкальной культуры, танцевальности, артистизма; эмоциональной сферы, координации хореографических движений, исполнительских умений и навыков;
развитие элементарных пространственных представлений; ориентация детей в ограниченном сценическом пространстве, в композиционных перестроениях танцевальных рисунков – фигур;
воспитание трудолюбия, упорства в достижении желаемого результата.
Предлагаемая концепция программы базируется на важнейших дидактических принципах, на которые ориентируется педагог в хореографической работе с детьми: систематичность, доступность, последовательность (от простого к сложному; поэтапность;). Учет психофизиологических и возрастных особенностей. Индивидуализация, наглядность, научность, активность, сознательность. Связь теории с практикой, межпредметность, актуальность, результативность.
Форма и режим занятий
Программа рассчитана на 5 лет обучения, детей от 6,6 до 12 лет. В группах занимаются по 15 – 25 человек. Для всех обучающихся принята единая репетиционная форма. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 40 минут.
I год обучения – 1 раз в неделю по 1 часу (33 часа)
II год обучения – 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа)
III год обучения – 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа)
IV год обучения – 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа)
V год обучения – 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа)
Этапы реализации программы
Этапы отличаются по целям, задачам, организации, содержанию, методике обучения, возрастному цензу, степени индивидуального подхода и совпадают с годичными циклами учебно – воспитательного процесса.
Первый этап (1 – год обучения) – начальный этап познания и освоения ритмики и национального танца. Он заключается в освоении азов ритмики, азбуки национального танца, общеукрепляющих упражнений, так необходимых на этом этапе развития ребенка. Раскрытие творческих способностей, привитие организованности и самостоятельности. Усвоение знаний об обычаях и традициях народов Северного Кавказа, фольклора народов Северного Кавказа.
Второй этап (2 – год обучения) – дальнейшее изучение национальной хореографии с элементами свободной пластики, усложненных форм танцевальной ритмики, освоение игрового этюдного материала, основ актерской выразительности, способность к музыкально – танцевальной импровизации и первичным формам концертного публичного исполнительства. Знакомство с танцами народов Северного Кавказа.
Третий этап (3 – год обучения) – танцевальная ритмика с усложненной координацией движений, изучение фрагментов, этюдов и танцев и танцев на основе национальной хореографии, освоение нового музыкального материала. Выработка выразительности и чистоты исполнения движений, развитие творческого потенциала, усвоение приемов актерского мастерства.
Четвертый и пятый этап (4 – 5 год обучения) – усвоение истории танцевальной культуры Северного Кавказа, развитие чувства ритма, музыкальности, а также необходимых для ребенка физическими качествами – осанкой, силой, выносливостью, быстротой. Овладение основами актерского мастерства, культура общения. Овладение высоким художественным вкусом, творческим воображение. Изучение этюдов и танцев на основе национальной хореографии.
Примерное построение занятия.
Вводная, вступительная часть (2 – 3 минуты)
Оргмомент, линейное или круговое построение, поклон – приветствие.
Цель – психологический настрой детей на радость, улыбку, праздник; установление благожелательного эмоционального контакта.
Основная часть (30 минут)
Ритмика. Слушание и анализ музыки. Элементы классического, народного и национального танца. Упражнения на ориентировку в пространстве. Самостоятельная работа и творческая импровизация. Актерская «пятиминутка». Разучивание танцев. «Минутка» релаксации.
Цель – игровое, эмоционально – образное освоение основных учебных блоков, объединенных общими задачами и темой.
III.Заключение. Краткий анализ – оценка – занятия(2-3 минуты)
Поклон – прощание.
Цель – поощрение психологическая поддержка детей, их творческой инициативы.
Методы и приемы обучения
Методы и приемы обучения, используемые в хореографической работе со школьниками, можно условно разделить на наглядные, словесные, практические и психолого – педагогический метод.Наглядный метод включает в себя разнообразные приемы:
образный метод педагога;
эталонный образец – показ движения лучшим исполнителем;
наглядно – слуховой прием;
демонстрация эмоционально – мимических навыков;
использование наглядных пособий;
просмотр видеоматериалов.
Словесный метод состоит из многочисленных приемов:
рассказ;
объяснение;
инструкция;
лекция;
беседа;
анализ и обсуждение;
словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца;
прием целостного танцевального движения – комбинации.
Практический метод обогащен комплексом различных приемов взаимосвязанных наглядностью и словом:
игровой прием;
детское «сотворчество»
соревновательность и переплясность;
использование ассоциаций образов, ассоциаций метафор;
комплексный прием обучения;
фиксация отдельных этапов хореографических упражнений;
сравнение и контрастное чередование движений и упражнений;
прием пространственной ориентации;
развитие основных пластических линий;
музыкальное сопровождение танца как методический прием;
хореографическая импровизация.
Психолого – педагогический метод:
прием педагогического наблюдения;
проблемного обучения и воспитания;
прием индивидуального подхода к каждому ребенку;
прием воспитания воспитательной деятельности;
прием контрастного чередования психофизических нагрузок и восстановительного отдыха (релаксация);
педагогическая оценка исполнения ребенком танцевальных упражнений.
\s
Краткий описание разделов и тем
Музыкально – ритмическая деятельность (11 часов)
Вводное занятие – 1 час
Инструктаж по технике безопасности. «Радостные» поклоны – психологическая установка на занятие – введение детей в мир музыки и танца с радостью и улыбкой. Знакомство с музыкальными инструментами. Линейное и круговое построение «Рассыпуха».
Знакомство с азбукой ритмики «От простого хлопка – к притопу» в игровых задачах – упражнениях – 4 часа
«От простого хлопка – к притопу»
Развитие метроритма, слуха.
«Простейшие виды хлопков – притопов в различных метроритмических сочетаниях»
Навыки элементарного исполнительства , умение слушать и слышать ритмический узор музыки.
Ритмические упражнения под музыку
Упражнения для развития умения обучающихся двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
Музыкальная грамота
характер счета 4/4, 3/4, 2/4;
упражнения для закрепления знаний;
основные положения.
Основы партерной гимнастики – 2 часа
Элементарные формы растяжек.
Выработка шага, эластичности мышц и связок.
Наклоны и слитные движения на середине зала.
Укрепление «мышечного корсета», профилактика остеохондроза.
Шаги – 4 часа
бытовой;
легкий шаг с носка (танцевальный);
шаг на полупальцах;
легкий бег;
шаг с подскоком;
боковой подскок (галоп)
русский переменный.
Понятие: вступление, части, музыкальная фраза. Умение менять движение в зависимости от смены частей и фраз. Умение определять характер различных частей и двигаться в характере музыки. Умение выполнять движения в различных темпах, переключаться из одного темпа в другой, постепенно ускорять и замедлять движения.
Элементы классического танца (7 часов)
Позиции ног – 1 час
I позиция
II позиция
III позиция
IV позиция (полувыворотные)
VI позиция
Позиции рук – 1 час
подготовительное положение
I позиция
II позиция
III позиция
Полуприседание – 1 час
VI позиция
I позиция
II позиция
III позиция
Выдвижение ноги – 1 час
в сторону из VI и I позиции;
вперед из VI и I позиции;
с полуприседанием в сторону и вперед;
в сторону и вперед с переводом «носок – каблук» в характере народного танца.
Поднимание на полупальцы – 1 час
по VI позиции;
по I позиции;
в сочетании с полуприсиданием.
Упражнения на ориентировку в пространстве – 2 часа
различение правой, левой ноги, руки, плеча;
повороты вправо и влево;
движение по линии танца и против линии танца;
движение по диагонали.
Построения и перестроения:
в колонну по одному;
из колонны в шеренгу;
круг;
сужение и расширение круга;
свободное размещение в зале.
Актерское мастерство (2 часа)
актерский тренинг - 1час
Тренировка устойчивости внимания. Внимание к партнеру и групповым действиям. Тренировка зрительной памяти. Упражнения на приучение работать в условиях публичного творчества.
Пластические этюды – 1 час
Пластические наблюдения, импровизации. Внимание обращается на развитие умения передать свое понимание музыки пластически.
Просмотр видеоматериалов (1 час)
В программу видеоматериалов входит просмотр выступления гос. ансамблей таких как «Кабардинка», «Балкария».
Элементы национального танца (10 часов)
Основные позиции ног и рук в национальном танце – 2 часа
Подготовительная;
I позиция;
II позиция;
III позиция.
У девушек руки мягкие, у юношей руки сжаты в кулаки.
Основной ход танца «Кафа» (положения рук, ног, головы) – 4 часа
Основной ход (движение 1)
Музыкальный размер 2/4. Исходное положение – VI позиция, корпус подтянут, голова гордо поднята. У девушек руки свободно опущены вниз и слегка отведены в стороны. Кисти рук не напряжены. У юношей во время основного хода руки могут быть опущены вниз как у девушек.
Боковой ход (движение 2)
Музыкальный размер 2/4. Исходное положение – VI позиция, корпус подтянут, голова гордо поднята.
Основной ход танца «Исламей» (положение рук, ног, головы) – 4 часа
Исходное положение - VI позиция. Движение стремительное, четкое. Руки у девушек плавные и мягкие во второй позиции, у юношей четкие, жесткие руки во второй позиции. Осанка гордая, подтянутая.
Закрепление, повторение пройденного материала (2 часа)
Итоговые показы
Обработка, «чистка» танцевального материала. Объяснение важности повторов; выработка волевых качеств личности; показ работ.
Подведение итогов
Оценка результатов творческой деятельности.
Содержание программы
2 класс
Цель: закреплять и развивать интерес школьников и вырабатывать у них потребность в дальнейших занятиях ритмикой и хореографией; развивать художественно – творческую активность средствами ритмики и танца.
Задачи:
Развивать возрастающий интерес к хореографическому искусству путем игрового, образно – метафоричного освоения народно – сценического танца с образно – тематическими элементами пластики.
Найти интересные и оригинальные авторские приемы подачи в обучении национальному танцу.
Продолжать развивать умение слушать и слышать музыку, передавать ее содержание и характер хореографическими выразительными средствами, импровизировать.
Воспитывать у школьников стойкий интерес к национальному танцу и толерантный подход к изучению других национальных хореографических культур.
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений.
Посредством ритмики и танца развивать работоспособность, готовность к труду, волевые качества личности.
Примерная структура занятий
Вводная часть (5 минут)
Оргмомент, поклон – приветствие.
Основная часть (30 минут)
Повторение пройденного материала. Изучение нового.
Заключение (5 минут)
Краткий анализ, поклон - прощание.
Краткое описание разделов и тем
Музыкально – ритмическая деятельность (10 часов)
Вводное занятие – 1 час
Инструктаж по технике безопасности. «Радостные» поклоны. Повторение некоторых тем I года обучения. Ввести в мир танцевальной образности, игры, радости и улыбки. Организация учебного процесса.
Темпо – ритмические упражнения под музыку – 4 часа
Ритмические упражнения под музыку
Упражнения для развития умения обучающихся двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
Музыкальная грамота
характер счета 4/4, 3/4, 2/4;
упражнения для закрепления знаний;
основные положения.
Многообразие метро – ритма
Развитие метро – ритма, слуха и навыков элементарного исполнительства, умение слушать и слышать ритмический узор музыки.
«Вход» через ритмику в национальный танец.
Любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, чувствовать характер музыки.
Усложнение формы партерной гимнастики на середине зала – 3 часа.
Растяжки, наклоны и другие слитные гимнастические упражнения.
Развитие «растянутости», гибкости, эластичности мышц и связок.
Образные названия – эмоциональное исполнение.
Развитие «растянутости», гибкости, эластичности мышц и связок.
Локальные задачи конкретного упражнения.
Развитие «растянутости», гибкости, эластичности мышц и связок. Укрепление «мышечного корсета», профилактика остеохондроза
Шаги – 2 часа
Танцевальный шаг назад (в медленном темпе);
Шаг на полупальцах назад;
Шаг с высоким подъемом колена вперед на полупальцах;
Понятие: вступление, части, музыкальная фраза. Умение менять движение в зависимости от смены частей и фраз. Умение определять характер различных частей и двигаться в характере музыки. Умение выполнять движения в различных темпах, переключаться из одного темпа в другой, постепенно ускорять и замедлять движения.
Элементы классического танца (4 часа)
Полуприседания – 1 час
I позиции
II позиции
III позиции
Выдвижение ноги – 1 час
В сторону из III позиции;
Вперед из III позиции;
Вперед и в сторону из III позиции в сочетании с полуприседанием.
Поднимание на полупальцы
III позиция
Упражнения на ориентировку в пространстве (1час)
различение правой, левой ноги, руки, плеча;
повороты вправо и влево;
движение по линии танца и против линии танца;
движение по диагонали.
Построения и перестроения:
в колонну по одному;
из колонны в шеренгу;
круг;
сужение и расширение круга;
свободное размещение в зале.
Актерское мастерство (4 часа)
Фантазия и воображение – 1 час
Использование упражнений «Карты», «Продолжи ситуацию». Этюды на воображение композиции с предметом.
Взаимоотношения партнеров в танце – 1 час
Общение и взаимодействие в танце. Важность гармонии в танцах. Упражнения на выполнение контрастных композиционных упражнений по парам, использование метода «Диалог». Роль синхронности во взаимоотношениях партнеров.
Выражение диалогов – 1 час
Выражение диалогов в темах – «Признание», «Совместное творчество», «Ссора».
Просмотр видеоматериалов (1 час)
В программу видеоматериалов входит просмотр выступления государственных ансамблей таких как «Кабардинка», «Балкария», «Алан» (Осетия).
Элементы национального танца (13 часов)
Знакомство с музыкальными инструментами Северного Кавказа – 1 час
Знакомство с музыкальными инструментами Северного Кавказа: гармоника, доул, шикапшина, апапшина. Роль музыкального оформления танцев. Отработка различных движений под разные инструменты.
Национальный костюм – 1 час
Знакомство с одеждой кабардинцев и балкарцев, ее влияние на хореографию.
Основной ход танца «Кафа» (положения рук, ног, головы) - 2 часа
Основной ход (движение 1)
Музыкальный размер 2/4. Исходное положение – VI позиция, корпус подтянут, голова гордо поднята. У девушек руки свободно опущены вниз и слегка отведены в стороны. Кисти рук не напряжены. У юношей во время основного хода руки могут быть опущены вниз как у девушек.
Боковой ход (движение 2)
Музыкальный размер 2/4. Исходное положение – VI позиция, корпус подтянут, голова гордо поднята.
Основной ход танца «Исламей» (положение рук, ног, головы) – 2 часа
Исходное положение - VI позиция. Движение стремительное, четкое. Руки у девушек плавные и мягкие во второй позиции, у юношей четкие, жесткие руки во второй позиции. Осанка гордая, подтянутая.
Танцы начального уровня в парах – 3 часа
Постановка парных этюдов – «Парный исламей», «Кафа». Отработка движений, отработка танцев в паре.
Основной ход танца «Удж - хешт» (положение рук, ног, головы) – 4 часа
Исходное положение – VI позиция. Медленный, величественный, бытовой танец. Руки у девушек плавные и мягкие в первой позиции, у юношей четкие, жесткие руки в первой позиции. Осанка гордая, подтянутая.
Закрепление, повторение пройденного материала (2 часа)
По разделам и основным темам:
Итоговые показы (открытые уроки, танцевальные представления, концерты)
Проведение итогов. Оценка результатов.
Содержание программы
3 класс
Цель: продолжить прививать устойчивый интерес школьников к хореографическому искусству; развивать художественно-творческую активность личности средствами ритмики и танца.
Задачи:
Расширять представления детей о многообразии ритмики и танца, совершенствовать стойкий интерес к хореографическому искусству.
Развивать познавательные интерес детей посредством обучения основам национального танца.
Формировать умение ориентироваться в основных видах и стилях хореографического искусства; ориентироваться в ограниченном пространстве репетиционного зала, сцены основных танцевальных рисунках.
Уметь слушать и слышать музыку, точно повторяя за педагогом.
Развивать способность к анализу и самоанализу хореографической деятельности, умения сравнивать танцы, находить сходства и различия.
Воспитывать организованность, заботливое отношение к партнерам, желание танцевать в коллективных массовых номерах.
Воспитывать уважительное отношение к самому процессу труда, волевые качества в преодолении трудностей при изучении танца.
Примерная структура занятия
Вводная часть (5 минут)
Оргмомент, поклон-приветствие.
Основная часть (30минут)
Заключение (5 мнут)
Краткий анализ, поклон-прощание.
Краткое описание разделов и тем
Музыкально-ритмическая деятельность (5 часов)
Вводное занятие-1 час
«Радостные» поклоны. Инструктаж по технике и пожарной безопасности. Анализ работы за прошлый год. Знакомство с тематикой III года обучения.
Усложненная координационно ритмика – «Вход» в национальную хореографию – 3 часа
Темпо ритмические упражнения.
Развивают чувства меры и ритма, организует внимание. Проведение упражнений «Акценты», «Ритмический круг».
Национальное разнообразие и многовариантность национальной музыки.
Адекватное воспроизведение метроритма музыки в хлопках, в притопах, в танцевальном движении.
Основной метроритмический рисунок музыки – основной ключ в пластическом решении движений.
Партерная гимнастика – 1 час
Расширение и усложнение экзерсисных упражнений партерной гимнастики на середине зала.
Элементы классического танца (3 часа)
Полуприседание – 1 час
VI позиция
I позиция
II позиция
III позиция
Выдвижение ноги – 1 час
в сторону из VI и I позиции;
вперед из VI и I позиции;
с полуприседанием в сторону и вперед;
в сторону и вперед с переводом «носок – каблук» в характере народного танца.
Поднимание на полупальцы – 1 час
по VI позиции;
по I позиции;
в сочетании с полуприсиданием.
Актерское мастерство (2 часа)
Актерский тренинг
Развивающий тренинг раскрывается в выявлении творческих способностей, необходимых в сценической деятельности танцоров: чувства темпа ритма, гибкость и отзывчивость тела.
Театральные упражнения
Развитие внимания, воображения, памяти. Конкретно – образные упражнения.
Просмотр видиоматериаловВ программу видеоматериалов входит просмотр концертных выступлений государственных ансамблей Северного Кавказа.
Элементы национального танца
Основной ход танца «Кафа» (положения рук, ног, головы) – 1 час
Основной ход (движение 1)
Музыкальный размер 2/4. Исходное положение – VI позиция, корпус подтянут, голова гордо поднята. У девушек руки свободно опущены вниз и слегка отведены в стороны. Кисти рук не напряжены. У юношей во время основного хода руки могут быть опущены вниз как у девушек.
Боковой ход (движение 2)
Музыкальный размер 2/4. Исходное положение – VI позиция, корпус подтянут, голова гордо поднята.
Основной ход танца «Исламей» (положение рук, ног, головы) – 1 час
Исходное положение - VI позиция. Движение стремительное, четкое. Руки у девушек плавные и мягкие во второй позиции, у юношей четкие, жесткие руки во второй позиции. Осанка гордая, подтянутая.
Основной ход танца «Удж - хешт» с боковым ходом(положение рук, ног, головы) – 2 часа
Исходное положение – VI позиция. Медленный, величественный, бытовой танец. Руки у девушек плавные и мягкие в первой позиции, у юношей четкие, жесткие руки в первой позиции. Осанка гордая, подтянутая.
Танцы начального уровня в парах – 1 час
Постановка парных этюдов – «Парный исламей», «Кафа», «Удж-хешт». Отработка движений, отработка танцев в паре.
Основной ход танца «Удж - пух» (положение рук, ног, головы) – 4 часа
Медленный, величественный, бытовой танец. Руки у девушек плавные и мягкие в первой позиции, у юношей четкие, жесткие руки в первой позиции. Осанка гордая, подтянутая.
Боковые ходы в танцах – 2 часа
Музыкальный размер 2/4. Исходное положение – VI позиция, корпус подтянут, голова гордо поднята. Боковой ход исполняется с правой и левой ног. Руки свободно опущены.
Ковырялочки – 4 часа
Исходное положение – VI позиция, руки согнуты в локтях с левой стороны – на ручке кинжала, движение делается резко и четко.
Постановка и отработка танцевальных этюдов – 5 часов
На каждый танец отводиться по 2.5 часа практических занятий.
«Кафа»
«Исламей»
Подбор музыкального материала к танцам.
Закрепление, повторение пройденного материала (2 часа)
По разделам и основным темам:
Итоговые показы (открытые уроки, танцевальные представления, концерты)
Проведение итогов. Оценка результатов.
Содержание программы
4 класс
Цель: закреплять и развивать интерес школьников и вырабатывать у них потребность в дальнейших занятиях ритмикой и хореографией; развивать художественно-творческую активность личности средствами ритмики и танца.
развить наблюдательность, внимание, любознательность, знакомить детей с природой, с предметами и явлениями окружающей действительности. Учить детей выделять характерные признаки предметов и живых объектов, развивать умение сравнивать и группировать их по общим признакам;
учить адекватно оценивать свои поступки, чутко относиться к творчеству сверстников;
воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое до конца, понимать значение результатов своего творчества.
Развивать возрастающий интерес к хореографическому искусству путем игрового, образно – метафоричного освоения народно – сценического танца с образно – тематическими элементами пластики.
Воспитывать у школьников стойкий интерес к национальному танцу и толерантный подход к изучению других национальных хореографических культур.
Воспитывать уважительное отношение к самому процессу труда, волевые качества в преодолении трудностей при изучении танца.
Примерная структура занятия
Вводная часть (5 минут)
Оргмомент, поклон-приветствие.
Основная часть (30минут)
Заключение (5 мнут)
Краткий анализ, поклон-прощание.
Краткое описание разделов и тем
Музыкально-ритмическая деятельность (4 часа)
Вводное занятие – 1 час
Инструктаж по технике безопасности. Анализ работы за прошлый год. Знакомство с тематикой 4 года обучения.
Усложненные ритмические упражнения – 2 часа
Темпо ритмические упражнения
Развивают чувство меры и ритма, организует внимание. Проведение упражнений «Акценты», «Ритмический круг».
Национальное разнообразие и много вариантность национальной музыки.
Адекватное воспроизведение метроритма музыки в хлопках, в притопах, в танцевальном движении.
Партерная гимнастика – 1 час
Расширение и усложнение экзерсисных упражнений партерной гимнастики на середине зала.
Элементы классического танца (3 часа)
Полуприседание – 1 час
VI позиция
I позиция
II позиция
III позиция
Выдвижение ноги – 1 час
в сторону из VI и I позиции;
вперед из VI и I позиции;
с полуприседанием в сторону и вперед;
в сторону и вперед с переводом «носок – каблук» в характере народного танца.
Поднимание на полупальцы – 1 час
по VI позиции;
по I позиции;
в сочетании с полуприсиданием.
Актерское мастерство (2 часа)
Развивающий тренинг раскрывается в выявлении творческих способностей, необходимых в сценической деятельности танцоров: чувства темпа, ритма, гибкость и отзывчивость тела. Упражнения – задания: «Ритм презентация», «Танец имен».
Развитие внимания, воображения, памяти. Конкретно образные упражнения , пластическая метафора, отработка жестов, основы сценического гримма.
Просмотр видеоматериалов (1 час)
В программу входит просмотр концертных выступлений государственных ансамблей Северного Кавказа.
Элементы национального танца (22 часа)
Повторение изученного материала – 3 часа
«Кафа»
«Исламей»
«Удж-хешт»
«Удж-пух»
Основной ход балкарского танца «Абзех» (положения рук, ног, головы) – 4 часа
Исходное положение - VI позиция. Движение стремительное, четкое. Руки у девушек плавные и мягкие во второй позиции, у юношей четкие, жесткие руки во второй позиции. Осанка гордая, подтянутая.
Основной ход «Аварского» танца вперед и назад (положения рук, ног, головы) – 4 часа
Движение стремительное, четкое. Руки у девушек плавные и мягкие во второй позиции, у юношей четкие, жесткие руки во второй позиции. Осанка гордая, подтянутая.
Ковырялочки – 2 часа
Исходное положение – VI позиция, руки согнуты в локтях с левой стороны – на ручке кинжала, движение делается резко и четко.
Гасма – 2 часа
Исходное положение – VI позиция, руки согнуты в локтях с левой стороны – на ручке кинжала, движение делается резко и четко.
Постановка и отработка танцевальных этюдов народов Северного Кавказа – 7 часов
Своеобразие этюдов народов КБР. Отработка этюдов парами и в ансамблевом исполнении. Подбор музыкального материала.
«Кафа»
«Исламей»
«Удж-хешт»
«Удж-пух»
«Абзех»
«Аварский»
Закрепление, повторение пройденного материала (2 часа)
По разделам и основным темам:
Итоговые показы (открытые уроки, танцевальные представления, концерты)
Проведение итогов. Оценка результатов.
Содержание программы
5 класс
Цель: закреплять и развивать интерес школьников и вырабатывать у них потребность в дальнейших занятиях ритмикой и хореографией; развивать художественно-творческую активность личности средствами ритмики и танца.
развить наблюдательность, внимание, любознательность, знакомить детей с природой, с предметами и явлениями окружающей действительности. Учить детей выделять характерные признаки предметов и живых объектов, развивать умение сравнивать и группировать их по общим признакам;
учить адекватно оценивать свои поступки, чутко относиться к творчеству сверстников;
воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое до конца, понимать значение результатов своего творчества.
Развивать возрастающий интерес к хореографическому искусству путем игрового, образно – метафоричного освоения народно – сценического танца с образно – тематическими элементами пластики.
Воспитывать у школьников стойкий интерес к национальному танцу и толерантный подход к изучению других национальных хореографических культур.
Воспитывать уважительное отношение к самому процессу труда, волевые качества в преодолении трудностей при изучении танца.
Примерная структура занятия
Вводная часть (5 минут)
Оргмомент, поклон-приветствие.
Основная часть (30минут)
Заключение (5 мнут)
Краткий анализ, поклон-прощание.
Краткое описание разделов и тем
Вводное занятие – 1 час
Инструктаж по технике безопасности. Анализ работы за прошлый год. Знакомство с тематикой V года обучения.
Темпо ритмические упражнения под музыку – 2 часа
Развивают чувства меры и ритма, организует внимание. Проведение упражнений «Акценты», «Ритмический круг»
Актерское мастерство – 2 часа
Театральные упражнения. Этюды на воображение композиций с предметом. Общение и взаимодействие в танце, важность гармонии в танце. Пластическая метафора, отработка жестов. Развитие внимания, воображения памяти.
Элементы классического танца – 2 часа
Полуприседания
Выдвижение ноги
Поднимание на полупальцы
Просмотр видеоматериалов – 1 час
В программу входит просмотр концертных выступлений государственных ансамблей Северного Кавказа.
Разучивание движений народов Северного Кавказа – 15 часов
«Кафа» «Абзех»
«Исламей» «Танец на пальцах»
«Удж-хешт» «Чеченский»
«Удж-пух» «Сандракъ»
«Аварский»
«Акушинский»
Постановка и отработка танцев-этюдов – 9 часов
Постановка танцев-этюдов по пройденному материалу.
Закрепление, повторение пройденного материала (2 часа)
По разделам и основным темам:
Итоговые показы (открытые уроки, танцевальные представления, концерты)
Проведение итогов. Оценка результатов.
Условия реализации программы подразумевают наличие:
светлый и просторный зал;
деревянный или паркетный настил пола;
зеркальная стенка;
аудиоаппаратура;
живая музыка (национальная гармонь и доул);
телевизор и видеомагнитофон для просмотра учебных видеозаписей;
специальная тренировочная одежда и обувь;
сценические костюмы для концертов.
По окончании изучаемого курса воспитанники сдают зачет, то есть итоговую аттестацию.
Прогнозируемые результаты учебно – воспитательной работы
К концу первого учебного этапа дети должны:
освоить азы ритмики («От простого хлопка – к притопу»), точно «прохлопывать» основной метроритмический рисунок музыки с последующим «протанцовыванием» притопами.
Освоить основные упражнения партерной гимнастики.
Познакомится и освоить «программный» объем движений национального танца (основные шаги) и элементарный хореографический репертуар.
Частично освоить пространство репетиционного зала (1-8 точки), линейное, круговое построение.
Определять характер музыки, менять характер движений в соответствии со сменами музыкальных частей.
Иметь задатки самостоятельности, силы воли, развивать их; уметь доводить начатое до конца; осознавать значение результатов своего творческого поиска.
К концу второго учебного этапа дети должны:
Научиться определять основной метроритмический рисунок известных мелодий и адекватно воспроизводить его в танцевальной форме (хлопками, притопами, элементарными движениями в национальном танце).
Уверенно выполнять основные элементы и упражнения партерной гимнастики с усложненной координацией движений;
Четко и выразительно выполнять программные движения народно-сценического танца в различных музыкальных размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Ориентироваться в репетиционном, сценическом ограниченном пространстве, в основных танцевальных рисунках – фигурах, уметь двигаться по ходу часовой стрелки, по линии танца.
Иметь широкий кругозор, уметь наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений.
К концу третьего учебного года – этапа дети должны:
Адекватно воспроизводить метроритмический узор народной музыки средствами национального танца (длительности с точками,паузы, сильные и слабые доли).
Грамотно по форме исполнять основные элементы классического танца, сохраняя при этом устойчивость корпуса.
Пластически выразительно и эмоционально исполнять музыкально-хореографические этюды на основе выученных ранее программных движений национальной хореографии.
Освоить сценическое пространство, уметь держать интервалы, дистанцию.
Иметь развитую волю, чувство коллективного «сотворчества», уметь трудиться, быть коммуникабельным.
Иметь широкий кругозор, общую культуру, интеллектуально – эстетическое развитие.
К концу четвертого года обучения дети должны:
Уверенно определять характер и жанр музыкального произведения, различать его форму, построение (вступление, основная часть, заключение), различать звучание музыки, уметь выразительно передавать их характер в танце-импровизации.
Самостоятельно выстраивать комбинации, фрагменты, этюды на основе ранее полученных хореографических знаний, навыков, умений.
Уметь слушать и слышать музыку, воспринимать через осознание ее драматургии, формы, стиля, характера; уметь передавать в мимике, жестах, импровизировать на предложенную педагогом музыкальную тему.
Уверенно исполнять движения национального танца, знать позиции рук в кабардинских и балкарских танцах.
Адекватно оценивать свои действия и поступки, чутко относиться к партнеру в танце, к творческим поискам сверстников.
Иметь определенные навыки общей культуры, интеллектуально-эстетического развития.
К концу пятого учебного этапа дети должны:
Пластически выразительно и эмоционально исполнять музыкально-хореографические этюды и танцы на основе выученных ранее программных движений национальной хореографии (основные ходы)
Успешно освоить и выразительно танцевать репертуарную программу, составленную на синтезе национального танца и образно-тематической свободной пластики, пантомимы, публично апробировав ее перед зрителем на сценической площадке.
Уверенно определять характер и жанр музыкального произведения, различать его форму, построение (вступление, основная часть, заключение), различать звучание музыки, уметь выразительно передавать их характер в танце-импровизации.
Адекватно оценивать свои действия и поступки. Чутко относиться к партнеру в танце, к творческим поискам сверстников.
Быть работоспособным, готовым к физическим нагрузкам, волевой личностью; иметь навыки общей культуры, интеллектуально-эстетического развития.
Фомы подведения итогов
Качество обучения проверяется ежегодно. Для этой цели проводятся:
Открытые занятия;
Этюды;
Итоговая аттестация воспитанников.
Дидактический материал и техническое оснащение:
учебная литература «Теория и практика сценической школы»;
методическая литература;
аудио- и видео- материалы:
- Концертные выступления гос. ансамбля «Кабардинка»
- Концертные выступления гос. ансамбля «Балкария»
- Концертные выступления гос. адыгского ансамбля «Нальмас»
- Концертные выступления гос. абхазского ансамбля «Щаратын»
- Концертные выступления гос. чеченского ансамбля «Вайнах»
- Концертные выступления гос. грузинского ансамбля «Сухишвили»
- Концертные выступления гос. осетинского ансамбля «Алания»
- Аудиокассеты с записями следующих мелодий: «Кафа», «Исламей», «Удж-хеш», «Удж-пух», «Удж», «Абзех», осетинские, чеченские, грузинские, абхазские, аварские мелодии.
игровые средства для проведения тренингов;
другая атрибутика занятия.
Организация здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса:
Основным его критерием является правильная организация учебной деятельности.
Прежде всего это выполнение санитарно - гигиенических правил:
режим проветривания
влажная уборка помещения
соответствующая нормам освещенность
соблюдение норм физических и умственных нагрузок
соблюдение правил охраны труда и противопожарной безопасности.
Известно, что устойчивая работоспособность характерна для середины занятия. Этот момент необходимо учитывать при планировании. Необходимо чередовать различные виды деятельности и их последовательность для обеспечения функциональной активности основных систем организма в течении длительного времени. Для предупреждения перегрузок, переутомлений необходимо чаще проводить смену видов деятелыюсти.
К здоровьесберегающим технологиям необходимо отнести обеспечение комфортного эмоционально психического состояния воспитанников. Помощь в адаптации к новым условиям, создание общей эмоционально - положительной, дружественной, доверительной, доброй атмосферой на занятиях. Не следует забывать о создании «ситуации успеха», которая позволяет человеку находиться в состоянии психологического равновесия, исключая стрессы, обусловленные ошибками при выполнении задания, не знанием материала.
Рекомендуемая литература
для педагогов:
Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу», Москва, 2008г.
Аталиков В.М. «Культура народов Кабардино - Балкарии», Нальчик, 1997г.
Богданов Г. «Работа над композицией и драматургией хореографического произведения», М. «Я вхожу в мир искусств», 1998г.
Головкина С.Н. «Уроки классического танца», Москва «Искусство», 1989г.
Базаров Н.П. «Классический танец», Ленинград «Искусство», 1980г.
Башков М.М., Ногайцев Л.Т. «Адыгский народный танец», Майкоп, 1982г.
Захаров Р.В. «Искусство балетмейстера», 2001г.
Золотарёва Н. Методические рекомендации по курсу «Культура народов КБР», 2003г.
Зуев Е.И. «Волшебная сила растяжки», Москва, 1990г.
Захаров Р.В. «Сочинение танца», Москва «Искусство», 1983г.
Кременевская Г. «А.Я. Ваганова», Ленинград «Искусство», 1981г.
Основы актерского мастерства по методике Корогодского З., М., 2008г. №1 «Я вхожу в мир искусств»
Малкандуев Х.Х. «Этническая культура балкарцев», Нальчик, 1998г.
Мамбетов Х.Т. «Традиционная культура кабардинцев и балкарцев», Нальчик, 2000г.
Нагайцева Л.Г. «Адыгские народные танцы», Изд. «Эльбрус» Нальчик, 1986г.
Стенюшкина А.М. «Танцевальный коллектив в клубе», Изд. «Советская Россия», М., 1962г.
Смирнов И. «Работа балетмейстера над хореографическим произведением», Москва «Искусство», 1979г.
Шереметьевская Н. «Танец на эстраде», Москва, «Искусство, 1981г.
Эльям Н. «Образы танца», Москва, «Искусство», 1980г.
Рекомендуемая литература
для родителей и воспитанников:
Асаф Массерер «Танец, мысль, время», Москва «Искусство», 1990г.
Базарова Н. «Классический танец», Ленинград, 1984г.
Блок Л. «Классический танец: история и современность», Москва «Искусство», 1987г.
Вербицкая А.В. «Основы сценического движения», Москва, 1973г.
Вербицкая Е.Я. «Основ сценического движения», Москва, 1973г.
Васильев Ю.Е. «Танец», Москва «Искусство», 1968г.
Гагиев С. «Осетинские игры», Владикавказ, 1997г.
Гришин Е. «Николай Фадеевич», Москва «Искусство», 1990г.
Грикурова Л. «Осетинские танцы», Владикавказ, 1977г.
Захаров Р.В. «Беседы о танце», Москва «Искусство», 1973г.
Захаров Р.В. «Искусство балетмейстера», Москва, «Искусство», 1974г.
Кудаев М. «Древние танцы балкарцев и карачаевцев», Нальчик, 1997г.
Мамбетов Х. «Традиционная культура кабардинцев и балкарцев», Нальчик, 2000г.
Мамбетов А.Т. «Традиционная культура народов КБР», Нальчик, 1997г.
Малкандуев Х.Х. «Древняя песенная культура карачаевцев и балкарцев», Нальчик, 1990г.
Холфина С. «Вспоминая мастеров Московского балета...», Москва «Искусство», 1990г.
Шу Б. «Народные танцы адыгов», Нальчик, 2001г.