В.Семенов. Фантазия на тему песни Я.Френкеля Калина красная. Эволюция художественного развития темы и проблемы исполнительства.

Индивидуальный урок в классе
специального инструмента (баян).


Преподаватель: Стряпунин Виталий Александрович.


Тема: В. Семенов. Фантазия на тему песни Я. Френкеля «Калина красная» (посвящается памяти В. Шукшина). Эволюция художественного развития темы и проблемы исполнительства.

Цель: Раскрыть богатство, глубину, поэтичность ставшей «народной» темы Я. Френкеля, через композиторское мастерство В. Семенова.

Методические приемы: Диалог о авторе песни, постановка вопросов по теме урока, иллюстрация на инструменте, работа с муз. текстом.

Ход урока

Текст произведения учащимся выучен, пьеса находится в стадии целостного оформления, большое внимание уделяем художественно-образной сфере.
Учащийся исполняет произведение.
Преподаватель: дайте краткую характеристику своего исполнения. Вопросы по теме урока:
- Что Вы знаете о композиторе Яне Френкеле?
- В каких жанрах работал? (Симфоническая, камерная музыка, ведущий жанр - песня).
- Какие песни композитора Вам известны? («Журавли» на сл. Р. Гамзатова, «Русское поле» на сл. И. Гофф, «Баллада о гитаре и трубе» на сл. Ю. Левитанского).
- Почему песни Я. Френкеля так популярны? (Мелодика его песен близка к интонационному строю русского фольклора, глубина лирического высказывания сочетается с эмоциональной взволнованностью).
Фантазия, посвященная памяти В. Шукшина, написана В. Семеновым в трехчастной форме с динамической репризой в тональности cis-moll и за основу взята популярная песня Я. Френкеля.
Выбор тональности и мелодии далеко не случаен. Тональность cis-moll, с ее глубокой бархатной окраской, нередко использовалась русскими и западными композиторами-романтиками для передачи самых сокровенных лирических чувств и переживаний человека (Ф. Шопен. Вальс № 7 ор. 64 № 2; П. Чайковский. Ноктюрн соч. 19 № 4).

Схема строения «Фантазии» и общий динамический план:

I часть II часть III часть
вступ-ление
тема
1-е
проведе-
ние темы «Калины»
2-е
проведе-
ние темы (полиф.)
Adagio
3-е
прове-дение темы «Калины»
Тема
«Калины»
и тема Adagio
(динамическая реприза)
кода

pp p mf f pp mf ff p

После небольшого вступления, основанного на отдаленных интонациях темы Я. Френкеля и вводящего слушателя в настроение сопереживания, вступает хор,


т.е. изложение темы композитором по принципу исполнения русской народной многоголосной песни: на гармонической основе звучит один голос, присоединяется второй и, наконец, великолепное многоголосие венчает раздел изложения темы. От исполнителя здесь требуется высочайшая культура фразировки, тонкость интонирования, хорошее legato, чуткий мех.
Во втором проведении тема излагается в терцию (в конце части аккордами) с мелодической фигурацией в виде триолей.

В этой части исполнителю необходимо следить за точностью фразировки, особо обратить внимание на полиритмические моменты
( на ) и артикуляционную четкость в изложении темы аккордами в партии левой руки. Смена меха не должна нарушать целостность темы. Несомненно, эта часть должна исполняться агогически свободно, но при этом не должны страдать выразительность и одухотворенность мелодии.
Изложение темы в этом в этом разделе – яркий пример подголосочного полифонического письма, являющегося кульминацией I части «Фантазии». Исполняется взволнованно, сочным плотным звуком. В конце части надо умело расставить мех, чтобы проведение темы в виде канона не пострадало.
Adagio. Самая проникновенная, полная лиризма, скорби и драматизма часть делит всю «Фантазию» на два раздела.
Глубоко-поэтичная мелодия автора, звучащая на остинатной (четвертями) поступи аккордов гармонии, как нельзя лучше предвосхищает в дальнейшем драматическое развитие темы «Калины». Перед исполнителем в этой части стоят сложные задачи: найти хороший штрих в партии левой руки, чтобы насытить гармонией и поддержать свободно развивающуюся по темпу мелодию, уловить характер Adagio и передать его лирико-драматическое начало.
Третья заключительная часть начинается c poco a poco piu mosso взволнованно развивающейся в обрамлении темы, которая цитируется где целиком, где интонационным намеком, а в конце этой бурной части в левой клавиатуре фрагментарно в аккордовом изложении. Исполнителю необходимо предельно четко артикулировать и тему, и шестнадцатые. Смена меха не должна нарушать фразировку, а наоборот подчеркивать дыхание музыкальной фразы.
Стремительный пассаж предыдущей части врывается в главный кульминационный раздел «Фантазии» (динамическую репризу).

Две главные мелодии: темы «Калины» и тема из Adagio звучат одновременно, каждая из них, прекрасная в своем величии, дополняют друг друга, создавая удивительный полифонический колорит драматичного, в своей торжественности, действа. Из музыкальной литературы можно привести примеры использования композиторами «динамической репризы»: Двойные фуги у И. Баха (Большая органная прелюдия и фуга, d-moll), у Д. Шостаковича (Прелюдия и фуга, d-moll), у Л. Бетховена (Патетическая соната, II часть ор. 13). От исполнителя в этой части требуется максимальная концентрация внимания при изложении двух тем, четкая артикуляция на максимальной звучности и достаточный эмоциональный напор.
Венчает «Фантазию» первая фраза темы «Калины», ее фрагменты, несущие в себе глубокую печаль, скорбь, усталость - так в природе устанавливается тишина после бури.
Перед нами в сжатом виде развернулось полотно картины, характеризующее пронзительное творчество и жизнь Василия Шукшина. Весьма символично окончание произведения:








на фоне секундно-квартового диссонанса нарастает звучность от pp до ff и следует удар колокола или выстрел.

Задание для самостоятельной работы:
Прочитать один из рассказов В. Шукшина, посмотреть фильм «Калина Красная», дать характеристику творчества автора.
Подготовить (схема) исполнительский план пьесы, особое внимание уделить художественно-образной трактовке произведения.








































Индивидуальный урок в классе
специального инструмента (баян).


·
Преподаватель: Стряпунин Виталий Александрович.
Обучающаяся: Рылькова Яна, IV курс.

Тема: В. Семенов. Фантазия на тему песни Я. Френкеля «Калина красная» (посвящается памяти В. Шукшина). Эволюция художественного развития темы и проблемы исполнительства.

Цель: Раскрыть богатство, глубину, поэтичность ставшей «народной» темы Я. Френкеля, через композиторское мастерство В. Семенова.

Методические приемы: Диалог о авторе песни, постановка вопросов по теме урока, иллюстрация на инструменте, работа с муз. текстом.

Ход урока

Текст произведения обучающимися выучен, пьеса находится в стадии целостного оформления, большое внимание уделяем художественно-образной сфере.
Обучающийся исполняет произведение.
Преподаватель: дайте краткую характеристику своего исполнения. Вопросы по теме урока:
- Что Вы знаете о композиторе Яне Френкеле?
- В каких жанрах работал? (Симфоническая, камерная музыка, ведущий жанр - песня).
- Какие песни композитора Вам известны? («Журавли» на сл. Р. Гамзатова, «Русское поле» на сл. И. Гофф, «Баллада о гитаре и трубе» на сл. Ю. Левитанского).
- Почему песни Я. Френкеля так популярны? (Мелодика его песен близка к интонационному строю русского фольклора, глубина лирического высказывания сочетается с эмоциональной взволнованностью).
Фантазия, посвященная памяти В. Шукшина, написана В. Семеновым в трехчастной форме с динамической репризой в тональности cis-moll и за основу взята популярная песня Я. Френкеля.
Выбор тональности и мелодии далеко не случаен. Тональность cis-moll, с ее глубокой бархатной окраской, нередко использовалась русскими и западными композиторами-романтиками для передачи самых сокровенных лирических чувств и переживаний человека (Ф. Шопен. Вальс № 7 ор. 64 № 2; П. Чайковский. Ноктюрн соч. 19 № 4).

Схема строения «Фантазии» и общий динамический план:

I часть II часть III часть
вступление
тема
1 проведение темы «Калины»
2 проведение темы (полиф.)
Adagio
3 проведение темы «Калины»
тема«Калины»
и тема Adagio
(динамическая реприза)
кода




После небольшого вступления, основанного на отдаленных интонациях темы Я. Френкеля и вводящего слушателя в настроение сопереживания, вступает хор,







т.е. изложение темы композитором по принципу исполнения русской народной многоголосной песни: на гармонической основе звучит один голос, присоединяется второй и, наконец, великолепное многоголосие венчает раздел изложения темы. От исполнителя здесь требуется высочайшая культура фразировки, тонкость интонирования, хорошее legato, чуткий мех.
Во втором проведении тема излагается в терцию (в конце части аккордами) с мелодической фигурацией в виде триолей.










В этой части исполнителю необходимо следить за точностью фразировки, особо обратить внимание на полиритмические моменты
( на ) и артикуляционную четкость в изложении темы аккордами в партии левой руки. Смена меха не должна нарушать целостность темы. Несомненно, эта часть должна исполняться агогически свободно, но при этом не должны страдать выразительность и одухотворенность мелодии.










Изложение темы в этом в этом разделе – яркий пример подголосочного полифонического письма, являющегося кульминацией I части «Фантазии». Исполняется взволнованно, сочным плотным звуком. В конце части надо умело расставить мех, чтобы проведение темы в виде канона не пострадало.
Adagio. Самая проникновенная, полная лиризма, скорби и драматизма часть делит всю «Фантазию» на два раздела.









Глубоко-поэтичная мелодия автора, звучащая на остинатной (четвертями) поступи аккордов гармонии, как нельзя лучше предвосхищает в дальнейшем драматическое развитие темы «Калины». Перед исполнителем в этой части стоят сложные задачи: найти хороший штрих в партии левой руки, чтобы насытить гармонией и поддержать свободно развивающуюся по темпу мелодию, уловить характер Adagio и передать его лирико-драматическое начало.
Третья заключительная часть начинается c poco a poco piu mosso взволнованно разивающейся в обрамлении темы, которая цитируется где целиком, где интонационным намеком, а в конце этой бурной части в левой клавиатуре фрагментарно в аккордовом изложении. Исполнителю необходимо предельно четко артикулировать и тему, и шестнадцатые. Смена меха не должна нарушать фразировку, а наоборот подчеркивать дыхание музыкальной фразы.
Стремительный пассаж предыдущей части врывается в главный кульминационный раздел «Фантазии» (динамическую репризу).











Две главные мелодии: темы «Калины» и тема из Adagio звучат одновременно, каждая из них, прекрасная в своем величии, дополняют друг друга, создавая удивительный полифонический колорит драматичного, в своей торжественности, действа. Из музыкальной литературы можно привести примеры использования композиторами «динамической репризы»: Двойные фуги у И. Баха (Большая органная прелюдия и фуга, d-moll), у Д. Шостаковича (Прелюдия и фуга, d-moll), у Л. Бетховена (Патетическая соната, II часть ор. 13). От исполнителя в этой части требуется максимальная концентрация внимания при изложении двух тем, четкая артикуляция на максимальной звучности и достаточный эмоциональный напор.
Венчает «Фантазию» первая фраза темы «Калины», ее фрагменты, несущие в себе глубокую печаль, скорбь, усталость - так в природе устанавливается тишина после бури.
Перед нами в сжатом виде развернулось полотно картины, характеризующее пронзительное творчество и жизнь Василия Шукшина. Весьма символично окончание произведения:










на фоне секундно-квартового диссонанса нарастает звучность от pp до ff и следует удар колокола или выстрел.

Задание на дом:
Прочитать один из рассказов В. Шукшина, посмотреть фильм «Калина Красная», дать характеристику творчества автора.
Подготовить (схема) исполнительский план пьесы, особое внимание уделить художественно-образной трактовке произведения.

БАХ 3DБАХ 3_a Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315